По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В новом учебном году к команде Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург присоединился архитектор Фёдор Опарин, став куратором выпускного курса профиля «Среда и интерьер». Поговорили с Фёдором о выборе профессии, архитектурном мышлении, о том, как не выпасть из контекста и создавать актуальные проекты, а в финале — о рецепте успеха и важности друзей.
Трудно сказать, что именно меня сподвигло. Прежде всего, конечно, родители. Многих детей отправляют учиться рисовать, кто-то потом перестает, а кто-то продолжает. Я учился в средней художественной школе, ныне это лицей Иогансона, школа при Академии художеств. Естественно, после школы возник вопрос, куда идти. В те годы можно было поступать в несколько вузов сразу, причем надо было сдавать живые экзамены: не только русский, математику, собеседование, но и вступительные художественные испытания. Я подавал в ГАСУ и Академию, но в итоге выбрал Академию.
Я отучился в художественной школе в архитектурном классе и пошел осознанно на архитектуру. Я по-другому и не мыслил. Наверное, родители. Они сами не из этой сферы, и, видимо, это помогло им остановить колесо сансары и отправить детей в художественную школу.
«Озёрный край». Архитектор Фёдор Опарин
Чем дальше ты отступаешь от этого периода, тем более прекрасным он кажется. Понимаешь, что это действительно были твои лучшие годы, и проекты, которые ты делал тогда, — твои по-настоящему. В те годы учеба казалась мне тяжелой, на первом курсе было очень плотное расписание. Мы работали прямо в мастерских, никто не уходил домой, не было никаких компьютеров, планшетов, поэтому все сидели там с девяти до девяти, это занимало практически всё время. Сейчас всё меняется, студенты работают удаленно и приходят на консультации. От этого немного размывается атмосфера.
Тогда в этом был принцип обучения: все сидели вместе в одной мастерской. И проекты должны были делать вместе, поэтому обмен информацией происходил непосредственно в процессе изготовления проекта.
Понятие «стены учат» — это и есть то самое, то есть учат не стены и не преподаватели, а студенты учат друг друга и от этого зависит, собственно, успешная мастерская или нет.
Если появляется какой-то лидер или два, то к ним присоединяются и смотрят на их работу, на их интенсивность, на их качество и стараются соответствовать. А если такого лидера не появляется, то всё идёт по нисходящей. Мне повезло, я отучился в такой мастерской, где мы сами себя заводили, сами себя тянули.
В студенческие годы мы работали на стройках. Я, например, занимался мощением плитки на Московском проспекте. Меня просто позвали работать летом на пару месяцев укладывать плитку. А по профессии — помогал старшим товарищам. Всегда младший помогает старшему: сначала на дипломе, потом старшие выходят, начинают работать, соответственно, подкидывают какую-то работу (что-то померить, вычертить, разложить материалы). А первая постройка, как у всех архитекторов, была для своей семьи. Я на третьем курсе спроектировал загородный дом для брата, он до сих пор живет в нем.
Первой моей официальной работой была Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова. Я пришёл в мастерскую к Рейнбергу, он был очень харизматичный человек, один из первых самостоятельных архитекторов в Санкт-Петербурге. Его карандашу принадлежит первый девелоперский проект, это дом на Мичуринской улице для Евросиба. При полном отсутствии строительных материалов, технологий, получился очень петербургский дом, и он в своё время очень сильно прозвучал. И надо понимать, что в те годы в принципе ничего такого не было.
Как меня принимали на работу — это отдельная история в духе старых традиций. «Слушай, у нас тут конкурс в Союзе архитекторов выставлен, ты сходи и посмотри, если узнаешь наши работы (там всё под номерами, естественно), то мы тебя возьмём». Сходил, посмотрел, меня взяли. И я отработал там 6 лет благополучно.
Естественно! И я её открыл, нас было несколько партнёров, кто-то ещё работает, кто-то уехал уже. Мы отработали 7 лет, потом наступил кризис, в рекламу мы не вкладывались, работы стало мало. Был период интересной работы с бельгийским архитектурным бюро, мы планировали проектировать медицинские учреждения, сделали несколько проектов. Но потом настал 2014 год, бельгийцы съехали, и после этого мы закрыли бюро.
Сейчас я работаю директором по развитию проектов проектного офиса группы ЦДС. Это крупный девелопер. По масштабу третий, наверное, в Петербурге и десятый в России.
Мир вокруг нас — это и есть та питательная среда, в которой возникают идеи. Нужно это осознать и научиться этим пониманием пользоваться, как инструментом. И тогда, при наличии вкуса, образования и технических возможностей, всё естественным образом будет получаться.
Я встал на преподавательский путь в Академии им. Репина в 2008 году и сейчас преподаю в мастерской Евгения Александровича Жука. Для работы там важен, прежде всего, стиль преподавания в мастерской, потому что через одного мастера, руководителя мастерской, проходят все типы зданий, все проекты. И студенты на протяжении курса, обучаясь у одного человека, проходят всю типологию. Получаются универсальные специалисты, но обученные в манере одного мастера. Так сложилось исторически. Я учился в мастерской Александра Владимировича Жука, Александр Владимирович учился у Льва Руднева, Лев Владимирович учился у Леонтия Бенуа. И эту цепочку можно проследить с момента основания, все преподаватели это понимают и несут эту традицию.
Знакомство со Школой произошло благодаря Андрею Пунину. Познакомились мы с ним в школьные годы, учились параллельно на разных факультетах, но потом наши дороги немного разошлись. Встречались, конечно, на мероприятиях. А в какой-то момент, году в 2018, наверное, у нас в компании был фестиваль «АРХ-Проект» для студентов. Студенты выполняли небольшие работы, и для них была организована обучающая программа, куда Андрей как раз был приглашен как лектор. Он прочитал лекции, мы перекинулись парой слов, и он предложил стать преподавателем в новом учебном заведении, где он сейчас куратор, и принять участие в формировании, стать частью чего-то, чего раньше не было, и что может во что-то вырасти — это было мне интересно.
Я пришёл на просмотры, поучаствовал в зумах, посмотрел, как проходят пары, что делают ребята, и понял, что по сравнению с Академией тут всё совершенно другое!
То, во что выливается в итоге окончательный проект, мне абсолютно понятно и близко. Человек, который выпускается, делает ровно то, что он должен делать, но сам процесс, как он к этому идёт, для меня удивителен. Процесс обучения в Вышке совершенно отличается от того, к чему я привык. Исследование, которое происходит в Вышке, начиная с первого курса, — это постоянный процесс анализа. Например, в Академии происходит постоянный процесс синтеза. Ресерч в Академии вынесен за скобки, и всегда оценивается результат без учета того, как ты к этому пришел, при помощи каких умозаключений. А в Вышке, как я понимаю, обучение процессу — это самое главное.
«Пристроенные многоэтажные паркинги в жилом комплексе». Архитектор Фёдор Опарин
Я пока не успел оценить их в деле, то есть, условно говоря, я не знаю их продукта. Кто-то лучше владеет, например, моделированием, а кто-то — фотошопом. При помощи и того, и другого можно выразить какую-то архитектурную мысль. Я вижу, что студенты хорошо подготовлены для того, чтобы говорить в профессиональных терминах и понятиях. А то, что из этого получится, предстоит узнать.
В Школе дизайна ты, как выпускающий куратор, предстаешь в финале один на один с результатом, ты будешь отвечать за каждого конкретного студента. Это будет для меня испытанием!
Опыт они получат из реального проектирования. А меня лично, как архитектора практикующего, всегда интересовал вопрос, откуда берется вдохновение. Мне кажется, это тяжелая работа, которая происходит после того, как у тебя появляются все инструменты. Архитектор пребывает всё время в состоянии какой-то неизвестности. У него есть территория или объект, с которым надо работать, его нужно изучить, собрать информацию, синтезировать и каким-то образом произвести проект.
Я хочу показать студентам, откуда можно бесконечно брать вдохновение. Этот источник не закрыт, и любой человек при желании, имея инструменты, может им пользоваться. Мир вокруг нас — это и есть та питательная среда, в которой возникают идеи. Нужно это осознать и научиться этим пониманием пользоваться, как инструментом. И тогда, при наличии вкуса, образования и технических возможностей, всё естественным образом будет получаться.
В принципе, всё зависит от того, куда выпускник попадёт на работу и какой вектор ему там зададут. Потому что любая школа дизайна — это универсальный инструмент, и технические навыки, которые нужны для работы, она всем даёт. Я периодически собеседую кандидатов и отсматриваю портфолио. Кто-то и без образования делает работу, обладая опытом. Научиться этому можно. То же самое происходит и в обратную сторону — даже с самым лучшим образованием, и даже изучив Autodesk 3dsMax, и даже при помощи нейросети — может ничего не получиться.
Каждый законченный проект — пройденная ступенька, поэтому постоянное обучение и совершенствование — это необходимый навык. Как только ты перестал — ты выпал из контекста и потерялся на рынке. Общение с молодёжью, просмотры актуальных профессиональных материалов, посещение семинаров, выставок — это часть профессии.
Работать надо, другого рецепта не существует. Нужно настраивать себя на долгий и продолжительный труд.
Надо постараться прожить этот учебный год максимально полезно для себя, с пониманием целей и того, куда ты идёшь. И постараться в процессе подготовки диплома не поругаться со своими друзьями, потому что это друзья на всю жизнь, и других людей, с которыми ты делаешь диплом, у тебя уже не будет. И еще важно встретить людей, которые скажут правильные вещи и направят в нужную сторону.
Лаборатория впечатлений Школы дизайна НИУ ВШЭ ежегодно проводит масштабные события на стыке театра, музыки и перформанса. В этом году таким мероприятием стал концерт «Из мира сказок», который состоится завтра, 12 июля, в Электротеатре Станиславский. О концепции проекта, процессе его подготовки, важности коллабораций между различными образовательными направлениями Школы, а также... о сказках — мы поговорили с Владимиром Горлинским, одним из кураторов грядущего концерта и преподавателем Школы дизайна.
1 июля в Школе дизайна НИУ ВШЭ стартует новая программа дополнительного образования — «Дизайн парфюмерной упаковки». Мы поговорили с её автором Алексеем Александровым о содержании курса и его собственном опыте работы в парфюмерной индустрии.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.