Сергей Гриднев: «Я — дизайнер-пират!»

Приложения такси, маркетплейсов, музыкальных стримингов и многих других сервисов сегодня привычны, словно данность. Мы поговорили с тем, кто участвовал в разработке их первых в России версий, будучи сотрудником крупнейших отечественных компаний — Сергеем Гридневым, куратором профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Дизайн-лид промышленной экосистемы компании «Газпром нефть», а также продуктовый дизайнер первой волны инхаус-дизайнеров компании Яндекс. Участвовал в создании ранних версий популярных сейчас продуктов компании.

Сейчас в коммуникационном дизайне и вообще в дизайне мы информационно перегружены. По огромному количеству каналов к нам приходит информация, и это почти невозможно контролировать — человеческое внимание постояно ищет выход. Поэтому в ближайшее время должен начаться тренд на информационную, или, назовем это так, коммуникационную экологию. Мы уже можем замечать, что в последние лет 5 всё становится чище, а при общем разнообразии происходит некоторая унификация.

Например, тот интернет, который был 10 лет назад, и тот, который существует сейчас — абсолютно разные. Того веба, то есть WWW, практически нет в приложениях. И мы от этой информационной перегруженности теперь уходим в пещеру, так скажем, сенсорного комфорта.

Как это отражается — если отражается — на тех дизайнерах, которые сейчас учатся? Вы, к примеру, говорите им делать вот так и не делать вот этак?

Я им говорю: «Ребята, есть такой принцип, он классный, и вовсю развернуть его вам совесть не позволит, поэтому он работает. Называется «воруй как художник». Если у тебя получилось сделать крепкий визуал, допустим, с использованием нейросети, и при этом не видно самого инструмента, если ты не видишь, что это Midjourney блескучести наколбасил, то почему нет? Ты просто добился эффекта при помощи какого-то инструмента. Если ты построил дом при помощи молотка без гвоздей — ты молодец. Если использовал бетон — тоже молодец. Но на твоём доме нигде не должно быть написано: «Я использовал бетон».

Расскажите о том, как вы пришли в профессию.

Первый сайт я сделал в 2001 году — получается, я занимаюсь этим больше 20 лет...

Но начну издалека. В пятом классе у меня не сложилось с физмат-лицеем, и в порыве юношеского максимализма я решил относиться к учёбе легко. В какой-то момент, например, я вообще учился на повара, потому что повар и слово «power» очень созвучны. У меня ещё была попытка поступить на теологию... Я по жизни такой... Панк, что ли. Даже лучше сказать — пират. Дизайнер-пират. Я — человек, которым двигает любопытство. Я работал на самых разных должностях, от охранника на игровых автоматах (с настоящими маргиналами!) до «Радио Максимум-Омск». Днём работал, вечером приходил домой и на компьютере, взятом в кредит, рисовал мультики (тогда у меня был Macromedia Flash). Я всегда хотел их делать. В какой-то момент стало получаться, и знакомые позвали работать в студию.

Это была одна из первых студий в Омске, и там на меня свалились ещё и задачи по дизайну. Потом я как-то взял отпуск, приехал в Питер, а на третий день позвонил своему начальнику и сказал: «Извини, я больше в Омск не приеду».

В Питере я работал в компании, которая успешно занималась B2B для пищевиков. У них была серия сайтов, вполне посещаемых и самоокупаемых — тогда было вообще не модно зарабатывать деньги на интернете, а у них уже всё классно работало.

Оттуда меня забрали в Яндекс. За годы работы там мне удалось поработать над большой линейкой продуктов. Затем я переехал в Москву — в стартапе, куда я пришел как chief product officer, мы делали официальное транспортное приложение Москвы. А оттуда я уже ушёл в Авито. Там сначала были pro tools — персональные инструменты для бизнеса, графики, конверсии, колл-центров, настройки их между собой, взаимодействия. Наконец, я снова перешёл в B2B-кластер.

Как вам удавалось получать новые знания?

Я всё время что-то находил, постоянно учился у всех и всему. Одно время разбирался с устройствами, которые вызывали различные интересные эффекты сознания — к примеру, «Машина сновидений» Берроуза.

Когда разбираешься с чем-то новым и смотришь на вещи, которые находятся не на поверхности, открываются очень интересные вещи: с тем, что на поверхности, уже как-то разобрались, а есть то, что глубже — например, теория игр.

Вы смотрите на дизайн сквозь призму теорий?

Я смотрю на дизайн, как на проектирование в широком смысле слова. По большому счёту, дизайн ничем не ограничен. Ты можешь делать вообще всё: машины, алгоритмы — всё, что угодно. Это демиургическая специальность. Но в моём случае, наверное, это история про безопасность. Чем больше знаешь, тем безопаснее себя чувствуешь в мире, который постоянно меняется. Лучше понимаешь, как он изменится.

Как вы стали куратором в Школе дизайна?

Я всё время работал, иногда выступал на конферециях, посещал просмотры студентов или сидел в жюри — и заметил, что получаю много классной обратной связи там, где работаю с командой студентов и начинающих дизайнеров. Мой друг порекомендовал меня Мите Харшаку, и Митя пригласил меня преподавать.

Я смотрю на дизайн, как на проектирование в широком смысле слова. По большому счёту, дизайн ничем не ограничен. Ты можешь делать вообще всё: машины, алгоритмы — всё, что угодно. Это демиургическая специальность.

Сергей Гриднев

В вашей жизни это первый преподавательский опыт?

Серьёзный — да. Так-то я часто своим ребятам что-то рассказывал, будучи арт-директором. В Школе дизайна я куратор на I курсе. Все студенты у меня очень классные.

Как новый преподаватель, что вы можете сказать о подходе к образованию в Школе дизайна?

Тут более необычный подход, чем в стандартном вузе. Четыре сессии в году, весьма горизонтальные отношения между кураторами и студентами: не учитель-ученик, а дизайнер-арт-директор. Мне Школа дизайна напоминает Яндекс в тот момент, когда там была очень горизонтальная культура.

Проекты, над которыми работал Сергей Гриднев

В чём, на ваш взгляд, сильные стороны Школы дизайна?

Школа формирует комьюнити: у нынешних студентов будет профессиональное сообщество. У нас такого не было: мы по форумам, по каким-то зачаткам интернета обменивались кусочками знаний...

Как прошла ваша первая сессия в Школе дизайна?

Многие студенты за первый модуль показали чудеса трансформации и прогресса, некоторые переволновались и смогли показать свой потенциал лишь частично, но в этом нет ничего страшного. Я сразу им сказал, что это только первый модуль, и у каждого свой опыт, а прогресс часто бывает нелинейным. Общий уровень в группе по итогу модуля выше среднего, и я искренне рад, что мне судьба отправила именно этих ребят. К тому же, у нас с первого дня появилась связь и взаимная поддержка с технологом Варварой Лебедевой. Она выкладывалась перед просмотром по полной, это тоже принесло свои плоды.

Что вы считаете базой для дизайнеров?

У дизайнера, который напряжён, сконцентрирован, заполнен какой-то своей страстью, обычно не очень хорошие результаты. Он делает что-то из своей головы, но это к реальности никакого отношения часто не имеет — и тут начинается попытка убедить реальность в том, что это действительно классно, а на самом деле человек рассказывает скорее о себе. Я считаю, что базовое свойство человека, который идёт в дизайн — эмпатия. Если человек без эмпатии, то он, скорее всего, прикидывается, что он дизайнер.

Что вы можете порекомендовать начинающим дизайнерам делать, смотреть, читать?

Будущему дизайнеру — и вообще человеку в современном мире — следует прежде всего научиться искать информацию. Ещё надо понимать, что ты делаешь нужное тебе, и не вестись на общие эмоциональные тренды, потому что сейчас внимание — главный ресурс. Многие это стали понимать и начинают разными — часто грязными — методами это внимание к себе притягивать. Это негативное внимание портит нас, делает злее, и мы хуже сочувствуем ближним.

Насколько дизайнеру важно делать что-то в своём ключе? Важно ли уметь «быть хамелеоном» и подстраиваться подо всех — или всё-таки важнее делать свой дизайн, за которым к тебе придут заказчики?

Все люди разные, и это хорошо. Есть дизайнер, который может идеально оформить магазинчик кексов, а есть тот, кто здорово оформит коммуникацию для музыкальной группы, которая супернишевая, но при этом классная. И оба они нужны, оба полезны, и спасибо, что они есть.

Вместе с этим, дизайнеру лучше находиться в сообществе — если он будет одинок, его результаты принесут меньше пользы. Если хочет, может заниматься творчеством. Если хочет, может быть ремесленником. В конечном итоге всё приводит к одному: главное — идти.

И ещё нужно решать противоречия. Чем больше противоречий человек решит, тем шире, глубже и интереснее он станет в течение времени.

Насколько ваша профессия будет востребована в будущем?

В принципе, основам дизайна надо начинать учить в школе, потому что это серьезно повлияет на реальность и сделает её проще, лучше, интереснее. Я уверен, что в ближайшие столетия потребность одной части человечества в том, чтобы привлекать внимание другой, никуда не денется.

Когда ты делаешь какие-то полезные вещи, людям становится легче, они становятся добрее. Люди злые, когда им плохо, и если им делать поменьше плохого, а лучше вообще не делать, то всё будет хорошо.

Сергей Гриднев

Насколько, на ваш взгляд, нейросети в перспективе могут в дальнейшем влиять на дизайнеров и в целом на мир?

Это классный инструмент. Чем дальше, тем более он будет оформлен и полезен — пока что инвестировать в него всё, что у тебя есть, не стоит. Нужно просто спокойно относиться к этому и наблюдать. Это инструмент. Не стоит делать икону из молотка.

Каждому человеку нужен дизайнер?

Думаю, что у каждого человека внутри должен жить маленький дизайнер, и тогда мы все будем мудрее и добрее, потому что каждый человек должен понимать, как и что делается.

Есть ли какой-то проект, которым вы особенно гордитесь как дизайнер?

Всем путём, который пройден, я доволен; вообще ни о чём не жалею. Радостно, что очень многие штуки, к которым я приложил руку, живут и работают, что это было не в пустоту.

Впрочем, со временем понимаешь, что вообще ничего не делается в пустоту. Недавно я приехал к папе в Сочи, мы стоим с ним на остановке, и он говорит: «Вот бы знать, когда приедет наш автобус». Я говорю: «Открывай телефон, запускай Яндекс Карты, посмотри сюда, нажми здесь. Я, кстати, приложил руку к проектированию этой штуки». Он на меня посмотрел: «Вот это?». Да, говорю, это я делал.

Есть ли у вас мечта?

Я бы хотел сделать мир добрее, но как это сделать? Я об этом серьёзно думаю, пытаюсь что-то придумать. Когда ты делаешь какие-то полезные вещи, людям становится легче, они становятся добрее. Люди злые, когда им плохо, и если им делать поменьше плохого, а лучше вообще не делать, то всё будет хорошо.

Если человеку трудно и невесело, это уже всё, это плохо. А если человеку трудно и весело, то всё хорошо.

Читайте также

«На языке дизайна». Открытые лекции

Зимний сезон лекций мы посвящаем нашей главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна 11 лет назад — коммуникационный дизайн, а также акцентируем внимание на онлайн-бакалавриате Школы. Каждую среду февраля в 18:00 на нашем Youtube-канале будут выходить лекции с нашими кураторами — топовыми представителями индустрии.

Гори, но не выгорай. Истории трёх выпускников Школы дизайна

Какие занятия точно не стоит прогуливать в вузе? Как правильно оформить свои портфолио и резюме? И что нужно сделать дизайнеру-новичку, чтобы стать полноценным сотрудником топовой компании? Выпускники профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Никита Файман, Маша Хмелевская и Тима Копытин рассказали о своём обучении в Школе и стажировке в брендинговом агентстве ENDY (старший бренд-дизайнер которого — преподаватель питерской Школы дизайна Елена Пантюхина). После прочтения этой статьи вы точно преисполнитесь в своём познании и поверите в свои силы!

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.