Космос. Музыка. Медиакоммуникации. Дизайн

Космос. Музыка. Медиакоммуникации. Дизайн

Синтетические жанры искусства, совмещающие в себе развитие технологий цифровой музыки, дизайна, музейной экспозиции и перформатизма — характерная черта метамодернистской повседневности больших городов. Если добавить сюда вечное стремление человека познавать космос и осваивать новые пространства, получится «вечный двигатель» для вдохновения современных медиахудожников. Подобной формулой «perpetuum mobile» воспользовались преподаватели Факультета креативных индустрий Евгения Ним, Наталья Верещагина и Евгения Евпак, создавая философско-музыкальное пати для киборгов «COSMIC BODIES» в пространстве Музея космонавтики, состоявшееся 5 ноября 2022 года. Евгения Евпак рассказывает о предпосылках к созданию этого проекта из экспериментальных разработок коллектива преподавателей Факультета креативных индустрий при участии Дизайн-оркестра НИУ ВШЭ (художественный руководитель — Пётр Сковородников) и ГАМ-ансамбля (художественный руководитель — Олег Пайбердин).


О «музыке сфер» философствовали Пифагор и Сократ, космическую музыку писали Александр Скрябин, Пьер Булез, Янис Ксенакис, Карлхайнц Штокхаузен, Густав Малер, Клод Дебюсси, Антон Веберн, Дьёрдь Лигети, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, Александр Лядов и многие другие известные академические композиторы. Сегодня космическая музыка в кино часто ассоциируется с саундтреком Джона Уильямса к сиквелу «Звёздные войны», музыкой Рассела Броуэра к видеоигре «World of Warcraft», сочинениями Мориса Равеля, Эрнста Кшенека, Арво Пярта, Терри Райли, Филиппа Гласса. Феномен «космической музыки» пользуется устойчивой популярностью у исследователей культуры и искусства. Свойства музыкальной ткани «космической музыки», о которых будет рассказано далее, часто оказываются обусловлены визуальными свойствами пространства, для которого музыка написана. Таким образом, концепт звуковых ландшафтов (soundscapes) как пространства бытования звуковых меток (sound marks), артикулированный в монографии музыкального культуролога Мишеля Шиона «Звук: слушать, слышать, наблюдать» (2021), вместе с прикладными аспектами визуальных исследований в творчестве композиторов и саунд-артистов попадают в фокус изучения «космической музыки».

МУЗЫКА ДЛЯ МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ

Концерт «Случайный НЛО» (live, Музей Космонавтики, 5 ноября 2022 г.)

Музыкально-перформативное событие «Случайный НЛО», воплощенное преподавателями Факультета креативных индустрий
НИУ ВШЭ и состоявшееся в ноябре 2022 г. в рамках музыкально-философского пати «Космические тела» в открытой экспозиции Музея космонавтики, близ лунохода, имело свои предпосылки и эстетическое обоснование. Являясь экспозиционным пространством с уникальной акустикой, Московский музей космонавтики, основанный в 1964 году, не первый год привлекает к сотворчеству композиторов, саунд-артистов и музыкальные коллективы. На сайте музея в разделе «события» доступна хронология музыкально-перформативных коллабораций авторов и известных артистов, а также значимых музыкальных событий с музейным пространством с 2015 года.

Музей стал центром притяжения творческих поисков эстетики космической музыки для продюсера электронной музыки Антона Маскелиаде (проект «Эфемерная музыка», 2015 г.), явился гостеприимным домом под открытым небом для более пятисот артистов-участников музыкального фестиваля «Пикник Афиши» (июль 2015 г.), а также для музыкально-поэтического перформанса резидентов Мастерской Дмитрия Брусникина (ноябрь 2015 г.).

В июне 2016 г. Музей космонавтики стал эпицентром международной композиторской лаборатории «Открытый космос» с участием девяти финалистов из Швейцарии, России и стран СНГ, среди них — члены Молодёжного отделения Союза композиторов России молодые московские композиторы Михаил Пучков, Дарья Звездина, Анна Поспелова, Наталия Прокопенко и Владимир Горлинский, а также композитор из Санкт-Петербурга Дмитрий Тимофеев. Концерт финалистов композиторской лаборатории состоялся 17 сентября 2016 г. Накануне, в августе 2016 г. в кинозале музея проходил концерт Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, посвященный 35-летию Музея космонавтики. В октябре того же года финальным аккордом упомянутой композиторской лаборатории стало перформативное событие «Музыка и авангард среди космических аппаратов», в котором Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной исполнил произведения финалистов лаборатории непосредственно в экспозиционной зоне Центра управления полётами Музея космонавтики. Вот, что о концерте было написано в тексте анонса на сайте Colta.ru:

«Такой концерт вполне мог бы сойти за игру воображения, если бы и вправду не случился [...] Девять композиторов за лето придумали, как с помощью музыки установить контакт между космосом [и землянами...]».

И эта ключевая мысль описывает основное назначение заказанной молодым композиторам в рамках конкурса музыки как разновидности искусства — устанавливать связь между разнообразными биологическими формами жизни путём невербальной коммуникации через восприятие упорядоченных звуковых сигналов.

Видеозапись прямой трансляции конференции «Медиакосм-2017. Per media ad astra»

Вторая международная творческая лаборатория композиторов «Открытый космос», состоявшаяся в 2017 г., среди целей и задач, кроме основных направлений репрезентации темы космоса через музыку (включая музыкально-художественное изображение космических явлений, открытий, технических достижений и идей космизма), стала фокусироваться также и на «поиске индивидуальных композиторских миров и раскрытии новых возможностей игры на национальных инструментах». Такой вектор стал актуален как раз благодаря устойчивой творческой коллаборации пространства Музея космонавтики с коллективом Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Людмилы Зыкиной. В самой задумке исполнения «космической музыки» русскими народными инструментами прослеживается стремление к идентификации России как ключевого игрока в освоении космоса.

В ноябре того же 2017 года в конференц-зале Музея космонавтики состоялась первая конференция «Медиакосм. Per media ad astra», концептуализированная Евгенией Ним и Натальей Верещагиной. Содержание конференции касалось актуальных междисциплинарных направлений освещения темы космоса в медиа, социально-гуманитарных науках и искусстве, включая среди прочего такие важные интеграции, как «космос и мода», «научные визуализации космических объектов», «космические образы и нарративы в Science Fiction, искусстве и онлайн-играх», социокультурные контексты и антропологические аспекты космических исследований. В метатэгах видеозаписи прямой трансляции конференции упоминается звучавшая фоном музыкальная композиция «HERE COMES THE KING» (Paul Dinletir, 2017), оркестрованная в эстетике эпической киномузыки с характерными тремоло-литаврами, активной ритм-секцией, протяжными духовыми, тревожными стаккато в тембрах струнно-смычковой группы и смешанным хором. В фонограмме обращает на себя внимание специфическая пространственная обработка оркестровых инструментов эффектом реверберации, создающая субъективное ощущение широкого, безграничного пространства, на котором происходит батальное действо. Примеры использования музыкального оформления в подобной эстетике для описания космических завоеваний или «звёздных войн» в кино многочисленны, поэтому разбор композиции «HERE COMES THE KING» в качестве образца иллюстрирует характерные атрибуты музыкально-семантических примитивов темы космизма, что в дальнейшем станет отправной точкой для поиска референсов к созданию оригинальной музыки к концертной части музыкально-философского пати «Космические тела».

Концерт Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, посвящённый 35-летию Музея космонавтики (Кинозал Музея космонавтики, 30 августа 2016 г.). Архивное фото на сайте музея
Концерт Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, посвящённый 35-летию Музея космонавтики (Кинозал Музея космонавтики, 30 августа 2016 г.). Архивное фото на сайте музея
Афиша концерта творческого объединения продюсерского центра ДЕТЕКТОР ЛЖИ с музыкальными композициями, посвящёнными первому космонавту Земли Ю.А.Гагарину и первой женщине-космонавту В.Терешковой (2017)
Афиша концерта творческого объединения продюсерского центра ДЕТЕКТОР ЛЖИ с музыкальными композициями, посвящёнными первому космонавту Земли Ю.А.Гагарину и первой женщине-космонавту В.Терешковой (2017)
Афиша финального концерта Второй международной творческой лаборатории композиторов «Открытый космос» (2017)
Афиша финального концерта Второй международной творческой лаборатории композиторов «Открытый космос» (2017)
Афиша конференции «Медиакосм-2017»
Афиша конференции «Медиакосм-2017»
Афиша события «Музыка и авангард среди космических аппаратов» (2016)
Афиша события «Музыка и авангард среди космических аппаратов» (2016)

КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА?

Первые упоминания о «космической музыке» или «музыке сфер» в античных трудах Пифагора, Платона и Аристотеля, перемежающиеся с «музыкальной философией» А.Ф. Лосева, тезисно сводятся к положениям о том, что
«в музыке заложена математическая гармония в виде числа и числовых пропорций, а сама же музыка есть проявление космической гармонии сфер». И здесь, в проведении параллелей между античным учением о гармонии и теорией Лосева на передний план выходит античное понятие «материя числа» через адаптируемую Лосевым категорию «абсолютной или чистой музыки» — хаотической, бесформенной, той, которая противопоставляется авторско-композиторской, и которую можно воспринимать как «своеобразную музыкальную материю» (Андрейкина, 2019: с.135). При этом концепция «музыки сфер» предполагает, что планета Земля соединяется с небом посредством метафорического музыкального инструмента монохорда, единственная струна которого верхним концом прикреплена к «абсолюту», а нижним концом связана с земной материей, и сонастройка этой струны в эзотерическом и философском смыслах, согласно толкованиям пифагорейского учения (Вальдберг, 2019), приводит к возникновению диалога человека и существ внеземных цивилизаций, а также человека и Бога или Абсолюта.

В видеолекции Геннадия Вальдберга о «музыке сфер» в качестве одной из музыкальных иллюстраций приведено Адажио ре-минор Алессандро Марчелло из концерта для гобоя в клавесинном переложении И.С. Баха и в исполнении Глена Гульда, как символ диалога человека с Богом. Дополнительные смыслы и колорит аудиозаписи добавляет голосовое бормотание Глена Гульда во время исполнения Адажио, а сама музыкальная ткань произведения, размеренно-философская по темпоритму, и созданная композитором Алессандро Марчелло строго «по лекалам» барочной музыки, настраивает слушателя на сурово-сосредоточенные размышления о вечном. Это ещё одно проявление характерных черт феномена «космической музыки», которое было заимствовано кинематографистами и режиссёрами мультипликационных фильмов для музыкальной иллюстрации явлений «космизма». Подобную по логике музыкального языка иллюстрацию можно встретить в мультфильме «Контакт» (1978) режиссёра В. Тарасова на музыку Д. Гершвина и Н. Рота в аранжировке
П. Мориа и Л. Чижика. Аналогичной сосредоточенной тревожностью наполнена оркестровка лейтмотива «полёта» в музыкальном оформлении А.Г. Шнитке к фильму Александра Митты «Сказка странствий» (1982).

Геннадий Вальдберг. Пифагор, музыка сфер (11). 23 марта 2019 г.
Бах — Глен Гульд — Адажио из концерта для гобоя
«Контакт», 1978
А.Г. Шнитке. Лейтмотив «полёта» в к/ф Александра Митты «Сказка странствий» (1982)


Если углубиться в эстетику тембров, используемых в аранжировке Поля Мориа, ассоциативно подбирается целый ряд музыкальных произведений, создаваемых в эпоху синтезаторной музыки отечественными кинокомпозиторами на синтезаторе АНС в 70-х гг. ХХ века. Также этот тренд синтезаторных тембров особенно ярко прослеживается в музыке Александра Зацепина к мультфильму «Тайна третьей планеты» Романа Качанова по сюжету Кира Булычёва.

Пласт авангардной музыки ХХ века, ассоциируемой с «Лунным Пьеро» Арнольда Шёнберга, и в ещё большей степени со «Знаками зодиака» Карлхайнца Штокхаузена, добавляет к пониманию феномена «космической музыки» тот факт, что в формировании художественного образа параметр звуковысотности отходит на второй план, уступая первенство элементам атонального письма, которые в случае смысловой передачи актов коммуникации человека с представителями неземных цивилизаций может восприниматься как символ неизведанного, передавая «голоса» существ и знаменуя явления нечеловеческой природы.

Однако, в качестве референсов для создания оригинальной музыки к мероприятию от организаторов поступило пожелание ориентироваться на цифровые следы творчества музыкального коллектива DVAR, где в качестве визуализации метамодернистичной минималистичной тональной музыки представлен персонаж мифологического пчеловидного существа, обитающего за пределами земной цивилизации. Композиция DVAR «Siferah», кроме разнообразных космогоничных тембров маримбы, диджериду и стилизованных педальных духовых инструментов в составе ритмичной аранжировки с обилием тамтамов, ручных этнических барабанов и перкуссии, содержала в себе также обработанные спецэффектами голоса описанных пчеловидных существ, смеющихся и говорящих на неизвестном языке.

Таким образом, из многообразия проанализированной «космической музыки» выделялись три основных тренда в свойствах музыкальной ткани композиций о космосе: (1) применение «атмосферных тембров» для создания пространственно-временного континуума; (2) интеграция «звуковых ландшафтов» космических образов в акустическое пространство концертной площадки; (3) элементы атонального письма при передаче голосов нечеловеческой природы. В визуальном аспекте на всех афишах событий и во всех мультфильмах обращала на себя внимание цветовая гамма с обязательным присутствием оттенков фиолетового и синего с контрастными белыми и серебристыми элементами для акцентуации текста или небесных тел.

Арнольд Шёнберг (1874 — 1951) — вокальный цикл «Лунный Пьеро» (1912)

Программа «Абсолютный слух» о синтезаторе АНС (2022)

«Тайна третьей планеты», 1981

Мультимедиа-проект «Знаки зодиака» Карлхайнца Штокхаузена в аранжировке Николая Попова (2015)

DVAR. Siferah (2017)

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С РЕЧЕВЫМИ ПАТТЕРНАМИ

В начале октября 2022 г. организаторы события прислали образцы речи докладчиков конференции «Медиакосм» с тезисами докладов, записанными на пользовательские диктофоны. Образцы речи были необходимы для работы с тембрами в программе Ableton Live, где из звуковой волны выделялись интонационные контуры, оцифрованные по алгоритмам MIDI в мелодию стандартного тембра, которую дальше можно было анализировать, избавляя от артефактов преобразования частот, и применяя различные аудиоэффекты на оригинальную звуковую дорожку с речью спикера. Поскольку важные смысловые компоненты речей спикеров могли появиться только на самой конференции, была подготовлена проектная сессия, в которую в реальном времени на самом мероприятии вписывались отдельные фрагменты выступлений докладчиков, и алгоритмы анализа звуковой дорожки в редакторе Ableton Live преобразовывали аудиозаписи в интонационные паттерны. В таком творческом процессе музыканты Дизайн-оркестра НИУ ВШЭ, приглашённые исполнять результирующее сочинение «Голос разума», могли ориентироваться лишь на паттерны алеаторной структуры музыкальной ткани, которая была зафиксирована в нотах в обобщённом характере с предложением импровизировать и соединять паттерны, подобно идее популярной композиции Терри Райли, с определённым интервалом повторений: сначала исполняя все паттерны по порядку, а затем — в обратном порядке. Роль «связующей ткани» играли синтетические тембры, ритмические сэмплы и сами полифонично добавляемые интонационные фрагменты спикеров, связываясь в единую музыкальную ткань, которая в акустике экспозиционного пространства Музея космонавтики наполнялась естественной реверберацией, воссоздавая эффект звучания космической музыки.

Евгения Евпак. Обработка интонационных паттернов методом Мелодизации оцифрованного звука. Архивное видео (2023)

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ(и)ДИЗАЙН

После успешного исполнения концертной программы «Случайный НЛО» в рамках мероприятия «Космические тела», отснятого методом многокамерной съёмки студентами ОП «Медиакоммуникации» Факультета креативных индустрий под руководством приглашённого эксперта, режиссёра Юрия Ильина, концертные видео были размещены в цифровом стриминге коллективом рекорд-лейбла Media Sharks, а студенты ОП «Журналистика» подготовили ряд критических статей об электронной симфониетте «Случайный НЛО» и экспериментальной трилогии «Голос разума» (статьи Станислава Корягина), а также об использовании метода мелодизации оцифрованного звука (статья Талы Гуцариевой).

Цифровые релизы музыкальных композиций циклов «Случайный НЛО» и «Голос разума» были оформлены обложками, дизайн которых создала цифровая художница Наталья Малахова, и размещены на витрины музыкальных стриминг-сервисов коллективом лейбла Media Sharks в декабре 2022 г. Впоследствии уже самостоятельная программа концерта «Случайный НЛО» трансформировалась в часовой концерт «Космическая музыка», звучавший в стенах Атриума НИУ ВШЭ, и далее — в исполнении Дизайн-оркестра НИУ ВШЭ в других выставочных пространствах, включая ГРАУНД-Солянку. Цифровой след и реакции слушателей на музыкальные композиции циклов «Случайный НЛО» и «Голос разума» были представлены в докладе в рамках Международной конференции «Теории и практики искусства и дизайна» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

***

Проект космической музыки и проектные исследования вокруг трансмедийности концепта синтетического перформативного проекта коллабораций цифровых художников продолжается и ещё многократно будет описан в новых публикациях.

Источники:

  1. Андрейкина, М. В. Музыка и математическая логика: от учения Пифагора к теории А. Ф. Лосева / М. В. Андрейкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 6(92). — С. 129-136. — DOI 10.24411/1997-0803-2019-10617. — EDN ZMQCEP.
  2. Петрусева, Н. А. «Зодиак. 12 мелодий для звездных знаков» К. Штокхаузена: к эстетике и теории формульной композиции, многозначной формы / Н. А. Петрусева // Научный вестник Московской консерватории. — 2015. — No 2. — С. 116-133. — EDN UBGPUR.
  3. Топилин, Д. И. Александр Николаевич Скрябин: к недосягаемым мирам / Д. И. Топилин // Музыковедение. — 2016. — No 6. — С. 39-45. — EDN WMDRCX
  4. Green, M. S. (1984). Ravel and Krenek: Cosmic Music Makers. College Music Symposium, 24(2), 96–104. http://www.jstor.org/stable/40373745
  5. Шион, М. Звук: слушать, слышать, наблюдать / Мишель Шион; пер. с франц. И. Кушнаревой. — М.: Новое литературное обозрение, 2021 — 312 с.
  6. Володина, Е. Е. Космический симфонизм Г. Малера, К. Дебюсси и А. Веберна / Е. Е. Володина // Bulletin of the International Centre of Art and Education. — 2021. — No 5. — С. 108-115. — EDN QPHRLC.
  7. Гайдук, М. Г. Музыка Дьёрдя Лигети и Кшиштофа Пендерецкого в фильмах Стэнли Кубрика / М. Г. Гайдук // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. — 2013. — No 3(35). — С. 23a-29. — EDN RNHUJD.
  8. Barrett, Heather Star Wars composer John Williams's first score a 1952 Newfoundland film. CBC News (30 сентября 2015)
name

Евгения Евпак

Читайте также

«Страсти-2000: Бах в зеркале XX века»

В 2023 году музыкальный мир вспоминает важнейшую дату в творческой биографии великого Иоганна Себастьяна Баха. Не год рождения или смерти, но год вступления композитора на свой главный пост — музыкального руководителя главных церквей города Лейпциг, где он трудился на протяжении 27 лет. Именно здесь великий Бах осуществил свою заветную творческую мечту: сочинять музыку на каждое воскресенье и другие важнейшие дни церковного года. Среди музыкальных оммажей — опусы, связанные с именем Баха, выделяются своим количеством, глубиной и своеобразием. О некоторых сочинениях-посвящениях расскажет Анна Костина.

«Иллюстрированные песни»: музыкальные клипы XIX века

Уже несколько десятилетий видеоклипы являются одним из самых важных каналов визуальной коммуникации для музыкальной индустрии. Однако что можно и нужно считать прототипом музыкальных видео? И причем тут продавцы нотами, потерявшаяся девочка, полицейский и мелодраматичная история любви? О прототипах музыкальных клипов рассказывает Владимир Басков.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.