Музейные выставки декабря

Музейные выставки декабря

Декабрь оказался едва ли не самым насыщенным выставками месяцем уходящего года. Среди них есть несколько, которые необходимо посетить.

«Пауль Клее. Ни дня без линии»

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пауль Клее. Без названия. Около 1940. Цветная мастика, мел, бумага, картон. Центр Пауля Клее, Берн

Это главное событие сезона уже потому, что до сих пор в таком и даже подобном объеме Клее в России не показывали. Пушкинский музей взял на себя благородную миссию познакомить нас с творчеством великого модерниста во всем его многообразии и с задачей абсолютно справился, по сути закрыв тему.

Здесь есть все, что нам известно о Пауле Клее, от ранних, еще ученических рисунков, шаржей, ню до абстрактной живописи и фигуративных работ, кукол, крупноформатных вещей. Всего полторы сотни работ. В залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков, где Клее занимает целый этаж, есть и гравюры из серии «Инвенции», напоминающие о двухголосных инвенциях Баха и о первом увлечении Клее — музыке, которая чуть было не стала его профессией, и акварели, написанные в 1914-м в Тунисе, и сделанная в Дессау конструктивистская графика, и эксперименты в технике пуантилизма. На выставке можно увидеть часть из тех 250 рисунков, которые стали реакцией художника на происходящее в 1933-м в Германии, и последние работы, написанные клеевыми красками в то время, когда Клее был уже очень болен, но сохранял верность главному своему жизненному принципу — Nulla dies sine linea («Ни дня без линии»). Он и дал название выставке.

Пауль Клее. Без названия (Портрет Лили Клее-Штумпф). Около 1906. Карандаш, акварель, бумага Центр Пауля Клее, Берн, дар Ливии Клее

Выстроенная по хронологическому принципу ретроспектива показывает художника внутри времени и стран, в которых он жил и где его не слишком ценили. Родившись в Берне, Клее много лет провел в Германии, выставлялся в составе мюнхенской группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), больше известной нам по участию в ней Кандинского, преподавал в Баухаузе. А когда, изгнанный при Гитлере отовсюду, приехал на родину, Швейцария не захотела возвращать беглому еврею гражданство — точно так же, кстати, как и Эйнштейну. Клее все-таки жил до конца своих дней в Швейцарии, так и не получив гражданских прав.

Его работы показывали на знаменитой «Выставке дегенеративного искусства» в 1935 году — в числе многих гениальных творений. До поры до времени он вовсе не был популярен на родине. Зато теперь он гордость Швейцарии — выставка, кстати, приурочена к 200-летию установления российско-швейцарских дипломатических отношений. И работы привезли из Швейцарии. Прежде всего, из Центра Пауля Клее в Берне — главного хранилища работ художника и Фонда Бейлера в Базеле. Заметим, что здания того и другого проектировал Ренцо Пиано, они являются достопримечательностями своих городов и в какой-то степени показывают то уважение, которое сегодняшняя Швейцария испытывает к творчеству своего героя.

Выставка открыта до 1 марта 2015 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина по адресу: ул. Волхонка, 14.

«Бывает сон как зренье...»

Мультимедиа Арт Музей

В МАММ, больше известном под старым названием — Дом фотографии, к 80-летию Владимира Яковлева, одного из самых заметных представителей московского нонконформизма, открылась выставка его работ.

Владимир Яковлев. Автопортрет.1992. Бумага, гуашь.Собрание Фонда Владимира Яковлева

Название выставки взято из посвященного Яковлеву стихотворения замечательного поэта и друга Яковлева Геннадия Айги. Другое стихотворение открывает выставку и каталог. Его написал художник Виктор Пивоваров — специально к этому событию.

Яковлев был одним из самых ярких «шестидесятников», начиная с 1980-х, он с завидной регулярностью выставлялся и, в общем, не был обижен славой. Он был обижен жизнью, значительную часть которой провел в психиатрической клинике, в которую, потеряв родителей, вынужден был переселиться навсегда.

Считалось при этом, что Яковлев был почти слеп, но это не так. Он действительно работал, максимально приблизив глаза к листу или холсту, но видел все, особенно после двух операций. У него много повторяющихся сюжетов, начиная со знаменитых кошек с птицами (сюжет, заимствованный у Пикассо, был сознательной цитатой и оммажем великому испанцу) и заканчивая корабликами и автопортретами. Что еще делать человеку, запертому в сумасшедшем доме, как не рисовать себя.

Владимир Яковлев."Цветок-глаз«.1983. Бумага, гуашь. Собрание Фонда Владимира Яковлева

Самый же любимый его сюжет — цветок стал самым узнаваемым символом творчества Владимира Яковлева. Художник Илья Кабаков писал, что «цветок у Яковлева — всегда звезда». Коллекционер Александр Кроник, соучредитель, вместе с Леонидом Огаревым, Фонда художника Владимира Яковлева (работы из собрания фонда и составили выставку), добавил к этому, что, во всяком случае, цветок у Яковлева — всегда портрет. Из этого и надо исходить.

Выставка открыта до 28 января 2015 в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) по адресу: ул. Остоженка, 16.

«Влюбленный в классическое искусство»

Фонд In Artibus.

Владимир Вейсберг. Портрет Маши Либединской.1958. Холст, масло. Частное собрание

Строго говоря, Фонд IN ARTIBUS, открывшийся этой выставкой, — не музей. Однако причислить ее следует именно к музейным проектам — и потому, что получилась совершенно музейного уровня ретроспективная экспозиция, и потому, что работы для нее, помимо частных коллекций, предоставили многие музеи — Третьяковская галерея, Русский музей, Вологодская областная картинная галерея, Ростовский Кремль etc.

Есть еще обстоятельство, связывающее выставку Вейсберга с выставкой Яковлева: оба были выдающимися представителями московского неофициального искусства 1960-1980-х годов, у обоих нынче круглая дата — Владимиру Вейсбергу в этом году исполнилось бы 90 лет. И обе выставки проходят на расстоянии 100-150 шагов друг от друга. Так что при желании походы на их выставки можно совместить.

Владимир Вейсберг. «Четыре колонны с Венерой и танагрой». 1982. Холст, масло. Частное собрание

То, что вывешено в новом арт-пространстве на Пречистенской набережной, представляет нам художника Вейсберга таким, каким его мало кто знал. Причем многие музейные вещи тоже ранее не экспонировались. Его узнаваемой «маркой» стали знаменитые натюрморты «белое на белом» и восхитительные обнаженные. Куда меньше известные ранние яркие цветные портреты, еще меньше известны многоцветные совсем ранние полотна, написанные жирным, почти кустодиевским мазком, — букеты, портреты... И никогда прежде не экспонировалась одна из самых ранних живописных работ Вейсберга — «Аэростат в сумерках» (1944, частная коллекция), непривычным покажется портрет «Женщина перед зеркалом» (1956), написанный почти в бубнововалетовских традициях. Хрестоматийные «Апельсины в черных бумажках на черном столе» (1961) Вейсберга висели на той самой выставке в Манеже, в 1962 году, на которой Хрущев лихо расправился с нонконформистами. Эта картина находится сегодня в частной коллекции, но до марта она будет висеть здесь.

Выставка открыта выставки до 1 марта 2015 года в Фонде In Artibus по адресу: Пречистенская набережная 17 (вход с Курсового переулка). Вход бесплатный.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.