По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит профессионалов не только в России, но и за рубежом — в Армении. Мы поговорили с преподавателем HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL в Ереване, графическим дизайнером и каллиграфом Марией Паниной о её переезде на Кавказ, проектах, преподавании и разнице между российским и армянским дизайном.
Графический дизайнер, каллиграф, преподаватель HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL в Ереване.
Я начинала с Калининского колледжа, где работала полтора года. Потом два года преподавала в Плехановском колледже и немного в МХПИ (Московском художественно-промышленном институте).
В Калининском и Плехановском я преподавала на графическом дизайне проектирование, компьютерные технологии — техническое проектирование, как это называется у нас. Еще бывали какие-то дополнительные предметы. Например, в Калининском я преподавала типографику.
Получается, я преподаю уже четвертый год.
Я считаю, что дизайну в какой-то мере можно научить. Точно можно обучить техническим навыкам, то есть hard skills. Это не то, что идёт от какого-то чутья или таланта, или чего-то подобного — это то, что идёт от наработанного опыта, от того, что ты тренируешься и у тебя в какой-то момент в любом случае начинает получаться. Поэтому мне нравится в компьютерных технологиях, что результат здесь достаточно очевиден и пропорционален стараниям студента. Ещё мне очень нравится, что я могу помочь студентам воплотить их задумки с помощью инструментов — иногда у них возникают какие-то очень интересные идеи, но отсутствует понимание, как это вообще может выглядеть в жизни, поскольку им ещё не хватает технических знаний. Тут я могу с легкостью направить их, показать, с помощью каких инструментов, каких приёмов можно достичь того, что у них в голове накрутилось — и это очень приятное чувство.
Помимо этого, грамотный преподаватель может сформировать у студента принципы, по которым дизайнеру следует мыслить и которых ему стоит придерживаться, чтобы с помощью этого решать любые дизайн-задачи в дальнейшей работе. На мой взгляд, одно из самых важных в дизайне, в том числе, графическом дизайне, коммуникационном дизайне — это именно дизайн-мышление, то есть то, с каким подходом ты берёшься за любую задачу, и этому наверняка можно научить.
Дальше идут какие-то более сложные вещи, которые каждый человек должен сам для себя сформировать. Главная задача преподавателя тут — правильно направить. Я думаю, если ты все студенту разжуешь и подашь на блюдечке, то он потом без преподавателя вовсе не будет понимать, что делать. Если же ты научишь студента правильно мыслить и систематически подходить к решению каких-то задач, то он и без тебя будет справляться с любой задачей.
Наконец, преподаватель может привить студенту вкус и насмотренность, чтобы он затем развил из них собственные предпочтения. Думаю, это очень важно. Я часто встречаю студентов, у которых ещё нет явных вкусовых ориентиров — это не значит что они плохие или не талантливые, у них просто пока отсутствуют те флажочки, за которые нужно цепляться.
В Ереване я уже 2 года и до этого ни разу не была ни в Армении, ни во всем регионе вообще. Для меня эта страна стала большим открытием, потому что до этого я бывала только в европейских государствах. Переезд стал положительным изменением: уровень жизни и карьерные возможности остались на настолько же хорошем уровне, что и были.
Преподавать меня позвал Игорь Гурович (академический руководитель ереванской программы), который знал, что у меня есть опыт. Я загорелась и согласилась. Мне показалось крутым, что Школа дизайна решила открыть программу в Ереване, так как это замечательное вложение в армянскую дизайн-индустрию. И я сама тоже хотела внести в неё вклад, но не знала как, а тут у меня появилась такая возможность.
В первую очередь это люди, доброжелательное отношение ко всем. Со мной в Армении случается много приятных историй, и всегда это бескорыстно, открыто и очень по-доброму — это не может не вдохновлять. И это распространяется не только на армян — приезжие русские и представители других национальностей тоже становятся более открытыми, чем в Москве. Не знаю, может, Армения способствует этому, но все, с кем я тут общаюсь, доброжелательны, общительны и открыты. В Армении проще заводить новые знакомства, даже если это какие-то люди с именем.
Прежде всего я практикующий дизайнер — без этого я не могла бы преподавать, это очень для меня важно. Ещё я всегда рада новым профессиональным возможностям в плане дизайна — мне очень нравится работать над разными проектами.
Я начала думать о том, чтобы стать дизайнером, ещё в детстве. Оба моих родителя — дизайнеры, и это, естественно, сказалось. Мне очень нравилось то, что они делали, то, как они жили, то, где мы бывали, что видели, и я мечтала сама стать дизайнером. Эта мечта не изменилась до самого поступления в институт.
Теперь про проекты, которые мне нравятся. Основное моё направление в дизайне — это айдентика и брендинг. Больше всего мне нравится работать с айдентиками разных брендов, потому что я часто говорю про дизайн-мышление, про системность, а в айдентике, в брендинге это одна из самых главных вещей: то, как ты мыслишь, то, как ты выстраиваешь дизайн-систему, по которой следует всё остальное, весь визуал. Именно поэтому это моё любимое направление, и я стараюсь как можно больше заниматься им.
Естественно, случается порой брать разные проекты. Больше всего я горжусь работами по айдентике — среди них и мой последний проект, который недавно завершился. Совместно с sens.collective — питерской дизайн-студией, в которой я работаю бренд-дизайнером — мы разрабатывали айдентику для фотостудии и выставочного пространства в американской Атланте. Это был очень крутой проект. В нем у нас получилось сделать много носителей и добавить в айдентику прозрачные текстуры, бумагу, покрытия и интересные технологии печати.
Был один проект для Армении. Это был дизайн сайта. Как я уже говорила, айдентика — это моя основная деятельность, но в проектировании сайтов у меня тоже есть небольшой опыт и какие-то навыки, однако я никогда не берусь за это полностью, только вместе с веб-дизайнером, который имеет больше технических навыков. Но так как это был проект армянский, он очень меня заинтересовал.
Суть проекта — онлайн-платформа по интересным местам в Ереване. Называется Two Sides of Yerevan. Там собраны локальные, не очень популярные места, достаточно сложно находимые, особенно для тех, кто только приехал в Ереван. Разумеется, меня это заинтересовало. Я ещё начала работать в Вышке, и мне хотелось что-то сделать для Еревана, поэтому мы вместе с моими коллегами-дизайнерами взялись за проект — и он тоже был очень классный и интересный. Более того, он был более творческий, нежели коммерческий, посвященный не бизнесу, а образованию и развлечениям. Было приятно окунуться в атмосферу Еревана, работая с фотографиями, историями, текстурами, которые должны передавать атмосферу города. Когда берёшься за проект, начинаешь во всем этом копаться и, естественно, это очень вдохновляет, поэтому после этого проекта, после того, как я начала работать в Вышке, у Еревана появилось на меня определенное влияние. Посмотрим, как это будет дальше проявляться.
И да, и нет. Естественно, это все имеет нечто общее, потому что мы живем в мире, в котором информация весьма доступна — она везде — а потому очень просто вдохновляться любыми дизайнерами, студиями из любой страны, и нет каких-то преград в том, чтобы наполнять разные культуры другими, в том числе и в дизайне. И в Армении, и в России, и в Европе есть вот этот вот международный дизайн мира глобализации, и это база в каждой стране будет создавать основу этого дизайна, но, естественно, в каждой стране есть также и свои как бы культурные подслои, какие-то свои особенности, способы мышления, традиции и много всего другого, что на этот базовый слой международного дизайна наносит свои отличительные черты — в итоге, общая картина конкретной страны выглядит индивидуально. Я думаю, что это хорошо, так как базис обычно универсальный, и он добавляет профессиональный уровень, минимальную планку, которую возможно представить на международном уровне. А дальше идут уже более сложные материи, которые отличают местные дизайны. Где-то этого больше, где-то меньше. Например, в Нью-Йорке этого меньше, а в Ереване больше. В Японии этого много за счет глубокого культурного наследия. В России, я думаю, этого меньше. Впрочем, это дискуссионная тема.
Для начала — желаю им найти себя, найти то, что будет приносить удовольствие, даже если это не дизайн. Ничего плохого нет в том, чтобы понять, что тебе близко что-то другое. Хотя всё-таки надеюсь, что вы найдете себя в дизайне, потому что здесь много дорожек и можно пойти по любой. То, что вы выбрали дизайн, еще не значит, что вы сделали финальный выбор.
Ещё желаю найти единомышленников — возможно, среди своих одногруппников. И вообще, в мире много талантливых, интересных людей. Просто делайте.
В 2024 году Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выпустит уже третий поток бакалавров и первый — магистров. С 27 мая по 4 июня студенты будут защищать свои дипломные проекты на знаковых культурных площадках города, среди которых: Главный штаб Эрмитажа, Новая сцена Александринского театра, Левашовский хлебозавод, пространство «Цифергауз» в Новой Голландии и дизайн-пространство Raskroi.
Как достичь высот в искусстве типографики? Улучшить свои технологии коммуникации? Концептуально оформить мероприятие? На эти и многие другие вопросы ответила графический дизайнер Анна Наумова — в рамках интенсива из трёх встреч, которые прошли в Москве 21–23 июня.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Направление
HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.