Мария Панина: «Я начала думать о том, чтобы стать дизайнером, ещё в детстве»

Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит профессионалов не только в России, но и за рубежом — в Армении. Мы поговорили с преподавателем HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL в Ереване, графическим дизайнером и каллиграфом Марией Паниной о её переезде на Кавказ, проектах, преподавании и разнице между российским и армянским дизайном.

Графический дизайнер, каллиграф, преподаватель HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL в Ереване.

Мария, вы преподаёте в Ереване уже полгода, а до этого преподавали в Москве. Расскажите о своём пути.

Я начинала с Калининского колледжа, где работала полтора года. Потом два года преподавала в Плехановском колледже и немного в МХПИ (Московском художественно-промышленном институте).

В Калининском и Плехановском я преподавала на графическом дизайне проектирование, компьютерные технологии — техническое проектирование, как это называется у нас. Еще бывали какие-то дополнительные предметы. Например, в Калининском я преподавала типографику.

Получается, я преподаю уже четвертый год.

Проект Марии Паниной для Curio — застройщика вилл на Бали

Как считаете — можно ли научить дизайну? Расскажите подробнее про свой подход к преподаванию. Чему вы учите студентов?

Я считаю, что дизайну в какой-то мере можно научить. Точно можно обучить техническим навыкам, то есть hard skills. Это не то, что идёт от какого-то чутья или таланта, или чего-то подобного — это то, что идёт от наработанного опыта, от того, что ты тренируешься и у тебя в какой-то момент в любом случае начинает получаться. Поэтому мне нравится в компьютерных технологиях, что результат здесь достаточно очевиден и пропорционален стараниям студента. Ещё мне очень нравится, что я могу помочь студентам воплотить их задумки с помощью инструментов — иногда у них возникают какие-то очень интересные идеи, но отсутствует понимание, как это вообще может выглядеть в жизни, поскольку им ещё не хватает технических знаний. Тут я могу с легкостью направить их, показать, с помощью каких инструментов, каких приёмов можно достичь того, что у них в голове накрутилось — и это очень приятное чувство.

Помимо этого, грамотный преподаватель может сформировать у студента принципы, по которым дизайнеру следует мыслить и которых ему стоит придерживаться, чтобы с помощью этого решать любые дизайн-задачи в дальнейшей работе. На мой взгляд, одно из самых важных в дизайне, в том числе, графическом дизайне, коммуникационном дизайне — это именно дизайн-мышление, то есть то, с каким подходом ты берёшься за любую задачу, и этому наверняка можно научить.

Дальше идут какие-то более сложные вещи, которые каждый человек должен сам для себя сформировать. Главная задача преподавателя тут — правильно направить. Я думаю, если ты все студенту разжуешь и подашь на блюдечке, то он потом без преподавателя вовсе не будет понимать, что делать. Если же ты научишь студента правильно мыслить и систематически подходить к решению каких-то задач, то он и без тебя будет справляться с любой задачей.

Наконец, преподаватель может привить студенту вкус и насмотренность, чтобы он затем развил из них собственные предпочтения. Думаю, это очень важно. Я часто встречаю студентов, у которых ещё нет явных вкусовых ориентиров — это не значит что они плохие или не талантливые, у них просто пока отсутствуют те флажочки, за которые нужно цепляться.

Проект Марии Паниной Realcrate для real estate — компании из Сингапура

Вам, чтобы продолжить свою преподавательскую карьеру в Армении, нужно было переехать из Москвы в Ереван. Расскажите, как прошла ваша адаптация в Ереване? Были ли вы в Армении раньше и сколько уже вы живёте тут?

В Ереване я уже 2 года и до этого ни разу не была ни в Армении, ни во всем регионе вообще. Для меня эта страна стала большим открытием, потому что до этого я бывала только в европейских государствах. Переезд стал положительным изменением: уровень жизни и карьерные возможности остались на настолько же хорошем уровне, что и были.

Преподавать меня позвал Игорь Гурович (академический руководитель ереванской программы), который знал, что у меня есть опыт. Я загорелась и согласилась. Мне показалось крутым, что Школа дизайна решила открыть программу в Ереване, так как это замечательное вложение в армянскую дизайн-индустрию. И я сама тоже хотела внести в неё вклад, но не знала как, а тут у меня появилась такая возможность.

Что особенно вас вдохновляет и удивляет в Армении?

В первую очередь это люди, доброжелательное отношение ко всем. Со мной в Армении случается много приятных историй, и всегда это бескорыстно, открыто и очень по-доброму — это не может не вдохновлять. И это распространяется не только на армян — приезжие русские и представители других национальностей тоже становятся более открытыми, чем в Москве. Не знаю, может, Армения способствует этому, но все, с кем я тут общаюсь, доброжелательны, общительны и открыты. В Армении проще заводить новые знакомства, даже если это какие-то люди с именем.

Давайте поговорим о вашем профессиональном пути. Расскажите о том, почему вы решили стать дизайнером. Есть ли у вас проекты, которыми вы особенно гордитесь? Как работа над ними повлияла на вас в профессиональном плане?

Прежде всего я практикующий дизайнер — без этого я не могла бы преподавать, это очень для меня важно. Ещё я всегда рада новым профессиональным возможностям в плане дизайна — мне очень нравится работать над разными проектами.

Я начала думать о том, чтобы стать дизайнером, ещё в детстве. Оба моих родителя — дизайнеры, и это, естественно, сказалось. Мне очень нравилось то, что они делали, то, как они жили, то, где мы бывали, что видели, и я мечтала сама стать дизайнером. Эта мечта не изменилась до самого поступления в институт.

Теперь про проекты, которые мне нравятся. Основное моё направление в дизайне — это айдентика и брендинг. Больше всего мне нравится работать с айдентиками разных брендов, потому что я часто говорю про дизайн-мышление, про системность, а в айдентике, в брендинге это одна из самых главных вещей: то, как ты мыслишь, то, как ты выстраиваешь дизайн-систему, по которой следует всё остальное, весь визуал. Именно поэтому это моё любимое направление, и я стараюсь как можно больше заниматься им.

Естественно, случается порой брать разные проекты. Больше всего я горжусь работами по айдентике — среди них и мой последний проект, который недавно завершился. Совместно с sens.collective — питерской дизайн-студией, в которой я работаю бренд-дизайнером — мы разрабатывали айдентику для фотостудии и выставочного пространства в американской Атланте. Это был очень крутой проект. В нем у нас получилось сделать много носителей и добавить в айдентику прозрачные текстуры, бумагу, покрытия и интересные технологии печати.

Проект Марии Паниной atmyplace для фотостудии и выставочного пространства в Атланте

Как переезд в Армению повлиял на ваш профессиональный путь? Вы уже работаете с армянскими заказчиками?


Был один проект для Армении. Это был дизайн сайта. Как я уже говорила, айдентика — это моя основная деятельность, но в проектировании сайтов у меня тоже есть небольшой опыт и какие-то навыки, однако я никогда не берусь за это полностью, только вместе с веб-дизайнером, который имеет больше технических навыков. Но так как это был проект армянский, он очень меня заинтересовал.

Суть проекта — онлайн-платформа по интересным местам в Ереване. Называется Two Sides of Yerevan. Там собраны локальные, не очень популярные места, достаточно сложно находимые, особенно для тех, кто только приехал в Ереван. Разумеется, меня это заинтересовало. Я ещё начала работать в Вышке, и мне хотелось что-то сделать для Еревана, поэтому мы вместе с моими коллегами-дизайнерами взялись за проект — и он тоже был очень классный и интересный. Более того, он был более творческий, нежели коммерческий, посвященный не бизнесу, а образованию и развлечениям. Было приятно окунуться в атмосферу Еревана, работая с фотографиями, историями, текстурами, которые должны передавать атмосферу города. Когда берёшься за проект, начинаешь во всем этом копаться и, естественно, это очень вдохновляет, поэтому после этого проекта, после того, как я начала работать в Вышке, у Еревана появилось на меня определенное влияние. Посмотрим, как это будет дальше проявляться.

Проект Марии Паниной Two Sides of Yerevan

Есть ли что-то, что объединяет российский дизайн с армянским? Быть может, есть какие-то точки соприкосновения — или это два разных мира?

И да, и нет. Естественно, это все имеет нечто общее, потому что мы живем в мире, в котором информация весьма доступна — она везде — а потому очень просто вдохновляться любыми дизайнерами, студиями из любой страны, и нет каких-то преград в том, чтобы наполнять разные культуры другими, в том числе и в дизайне. И в Армении, и в России, и в Европе есть вот этот вот международный дизайн мира глобализации, и это база в каждой стране будет создавать основу этого дизайна, но, естественно, в каждой стране есть также и свои как бы культурные подслои, какие-то свои особенности, способы мышления, традиции и много всего другого, что на этот базовый слой международного дизайна наносит свои отличительные черты — в итоге, общая картина конкретной страны выглядит индивидуально. Я думаю, что это хорошо, так как базис обычно универсальный, и он добавляет профессиональный уровень, минимальную планку, которую возможно представить на международном уровне. А дальше идут уже более сложные материи, которые отличают местные дизайны. Где-то этого больше, где-то меньше. Например, в Нью-Йорке этого меньше, а в Ереване больше. В Японии этого много за счет глубокого культурного наследия. В России, я думаю, этого меньше. Впрочем, это дискуссионная тема.

И в завершение — ваши советы и пожелания начинающим дизайнерам.

Для начала — желаю им найти себя, найти то, что будет приносить удовольствие, даже если это не дизайн. Ничего плохого нет в том, чтобы понять, что тебе близко что-то другое. Хотя всё-таки надеюсь, что вы найдете себя в дизайне, потому что здесь много дорожек и можно пойти по любой. То, что вы выбрали дизайн, еще не значит, что вы сделали финальный выбор.

Ещё желаю найти единомышленников — возможно, среди своих одногруппников. И вообще, в мире много талантливых, интересных людей. Просто делайте.

Читайте также

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний»

Лаборатория дизайна разработала айдентику для Медиа Форума «Молодой Нижний», который прошел 16 ноября в ГЦСИ «Арсенал». Автор айдентики — дизайнер Лада Федосеева.

«Локальные комьюнити и образование — основа здорового общества». Интервью с Артëмом Петровским

В этом материале знакомим вас с куратором I курса профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Артëмом Петровским, графическим дизайнером, арт-директором дизайн-студии LOCO. Чем занимается специалист визуальных коммуникаций? Как научиться придумывать и объединять смыслы, связи, ощущения? Зачем создавать профессиональное дизайн-комьюнити? Что значит быть учителем? Об этом Артём рассказывает в интервью.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.

Сайт программы в Ереване

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.