Образовательная среда старшей школы. Кейс Лицея НИУ ВШЭ

Образовательная среда старшей школы. Кейс Лицея НИУ ВШЭ

В 2022 году Лаборатория дизайна разработала дизайн-проект интерьеров для здания Лицея ВШЭ в Большом Харитоньевском переулке. О том как фирменный стиль помогает сделать среду узнаваемой и создать «пространство уважения» рассказывает Наталья Логутова. 

В одном из выступлений перед коллегами из разных школ, Д.Е. Фишбейн, на тот момент директор Лицея НИУ ВШЭ, объясняя причины появления в структуре одного из ведущих вузов предуниверсария, отмечает в качестве важнейшей причины отсев абитуриентов с прекрасными результатами на старте после первого года обучения: «разрыв между той средой, которая была в школе, и той, которая в вузе, делает детей неуспешными».

Говоря о среде, Дмитрий Фишбейн оперирует достоточно широким понятием, включая в него логистические усилия родителей, обеспечивающих своих детей лучшими репетиторами, помогающими перемещаться между занятиями по городу; вовлеченность школьной администрации, заинтересованной в блестящих выпускниках для роста собственного рейтинга и многое другое. Таким образом, в университет попадают дети, главной задачей которых было освоение лучших практик, а не самостоятельный выбор и организация собственного учебного процесса. И, конечно, в идеальных условиях знания усваиваются прекрасно, а вот принципиально важные для успешного обучения на следующих ступенях навыки не формируются.

Оказавшись в условиях необходимости перемещения между корпусами, выбора майноров и ответственности за cвой выбор, который влияет на рейтинг, студент оказывается в непривычной для себя ситуации дискомфорта. Да и готовиться к занятиям часто приходится не дома, где все готовы к созданию специальных условий для успешных занятий выпускника, а в коворкинге, столовой или библиотеке, где присутствует фоновый шум и другие отвлекающие факторы. Таким образом, физические условия, окружающие ученика оказываются либо фактором, способствующим приобретению каких-то навыков, либо тормозящим его дальнейшее обучение.

ГРАНИЦЫ СРЕДЫ

Границы наблюдаемого объекта (образовательная среда Лицея) выходят за рамки здания и даже прилегающей территории. Как говорит заместитель директора Лицея Р.Ф. Байбурин: «Лицей состоит из нескольких зданий, разбросанных по центру города…Во всем этом многообразии мест и событий тоже надо сориентироваться».

О тенденциях «выхода в город» [Raum Bildung 5, p. 47], объединения в единую образовательную среду ресурсов школы и прилегающей территории говорится и в зарубежных исследованиях. Отмечатся все возрастающее количество партнерских и сетевых программ с библиотеками, учреждениями культуры и другими объектами городской инфраструктуры. Интересным в этом контексте кажется и дальнейшее расширение площадки школы засчет выездов на природу, о которых говорит директор Лицея Д.Е. Фишбейн, рассказывая о таких выездах как о способе преодолеть деление учеников на сильных и слабых путем перемещения их в среду, где задействуются иные навыки, такие как розжиг огня или установка палатки, что дает возможность смены позиций и изменения репутации.

Архитектурные границы могут быть и визуализацией буквальных переходов между ступенями образования. Лицеисты-девятиклассники в Лицее учатся в одном здании, и для них выезд в проектный день в другие здания Лицея приравнивается к университетским дням для учеников 10 и 11 класса. Механизм тот же, но локации разные, и возможность доступа по собственному пропуску в здания Университета — это не только административный шаг, но и определенный этап, образовательное достижение, переход границы следующей ступени образования.

Образовательная среда старшей школы. Кейс Лицея НИУ ВШЭ

Как обозначил Я.И. Кузьминов в приветствии лицеистам 2 сентября 2019 года: «Вы находитесь в самом центральном и самом большом корпусе Вышки. Мы въехали в него семь лет назад, и теперь он представляет собой не только учебные здания, но кампус. Это первый реальный кампус в средней полосе России, где полгода плохая погода. Вместо лужаек здесь гранит, но все равно есть возможность гулять между зданиями, а это важная особенность университета».
 
Таким образом, Лицей становится частью городской инфраструктуры, как и сама Высшая школа экономики, являющаяся одним из самых значительных арендаторов и землепользователей в г. Москва. Но и городская инфраструктура становится частью образовательного пространства Лицея. Распределенность по зданиям (у каждого из которых помимо официального адреса есть и собственное название: «Харитон», «Ляля», «Колобок» — это еще и часть гиперлокального брендинга Москвы) требует навыков передвижения по городу, поиска оптимальных маршрутов, умения рассчитывать время, осваиваться в новой ситуации.  Неслучайно, одним из важных шагов по изменению внутреннего облика зданий Лицея, стало внедрение фирменной навигации.

СТАДИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ

Фирменный стиль

С момента основания Лицея встал вопрос о разработке фирменного стиля. Заказчиком выступали сами лицеисты первого набора. По отзывам команды Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, более грамотных заказчиков, способных отделять личные пристрастия от определения того, что важно для лицеистов как для группы, трудно встретить даже среди маркетинговых директоров крупных международных и российских корпораций.
 
Результатом стал стиль, сделавший Лицей узнаваемым. В фотобанке НИУ ВШЭ мгновенно можно вычленить фото, сделанные в лицее. Стиль помогает делать непохожими «Колобок» и «Солянку» при всех различиях в отделке и архитектурных решениях. Наличие фирменной графики, а впоследствии и навигации делает фото, сделанные в здании или рядом, связанными с Лицеем.

Образовательная среда старшей школы. Кейс Лицея НИУ ВШЭ

Навигация 

Одним из бюджетных решений, которое позволяет установить стилистическую связь между разными зданиями, принадлежащими одной компании или образовательному комплексу, является навигация. Выполненные в фирменных цветах и с использованием фирменных элементов навигационные указатели и таблички помимо содержательной функции (облегчения перемещения в пространстве) также служат носителями стиля, зачастую, являясь единственным общим элементом в принципиально разных архитектурных средах. Для Лицея НИУ ВШЭ внедрение во всех корпусах навигации, выполненной в едином стиле и поддерживающей стилистику Лицея — не только маркетинговое решение.

Как уже упоминалось, учащиеся перемещаются между зданиями, то есть, оказываются в пространстве, которое незнакомо. Присвоение этого пространства облегчается за счет уже привычных по собственному зданию навигационных носителей. И в контексте создания «пространства уважения», как говорят авторы проекта в интервью о запуске здания на Солянке, невозможна ситуация, при которой посетителю здания придется чувствовать беспомощность. Этот важный фактор зачастую игнорируется большинством российских директоров как не самый приоритетный — обычная аргументация крутится вокруг того, что освоение школьного здания учениками происходит быстро, а «чужие к нам не ходят». Апеллируя к директору Лицея, указывающему на важность создания «образовательной среды, основанной на взаимном уважении детей и взрослых, учебной самостоятельности и ответственном выборе лицеистов», мы оказываемся в контексте, где внимание к подобным деталям кажется самым логичным следствием и принципом образовательной концепции.

Подробнее о дизайн-концепции интерьеров для здания Лицея ВШЭ в Большом Харитоньевском переулке читайте в материале HSE Interior.

name

Наталья Логутова

Заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.