По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Многие выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ начинали работать в крупных компаниях ещё во время учёбы в вузе. Элцик Погосян, старший дизайнер «Яндекс Лавки» — одна из таких выпускниц. Мы поговорили с Элцик о её учёбе в Школе дизайна, об успешных и любимых проектах, а также, разумеется, о работе в «Лавке».
На самом деле, все мои друзья удивляются, когда узнают, как я попала в Школу дизайна. Обычно после школы выпускник выбирает сразу несколько интересных ему университетов и подаёт документы во все, чтобы потом предпочесть лучший. Я же поступала только в Школу дизайна. У меня не было никаких запасных вариантов. Я решила: либо это будет Школа дизайна Вышки, либо я иду работать и искать какие-то другие пути. Никуда больше я не хотела.
Когда я поступала, как сейчас помню, у меня суммарно за все три экзамена набиралось 250 баллов, и я была самым последним человеком, который попал на скидку*. То есть список скидочников на мне просто заканчивался.
Я очень сильно из-за этого переживала, потому что надеялась, что моя скидка будет побольше — но как только пришёл первый рейтинг** по итогам семестра, я была в нём то ли на четвертом, то ли на шестом месте. Меня это сразу снова зажгло.
Вообще, я очень люблю заниматься разным и новым, знать всё и сразу. Когда мне нужно было выбрать для изучения направление в дизайне, то я хотела пойти и на ландшафтный дизайн, и на предметный дизайн, и на анимацию с иллюстрацией — хотелось вообще всё попробовать. Но в итоге я поступила на «Коммуникационный дизайн» и проучилась там все четыре года. Мне это направление представляется наиболее универсальным, поскольку позволяет научиться той базе, которая очень сильно нужна сейчас индустрии. Я говорю, прежде всего, про создание брендингов, про изучение того, как дизайнер может решить проблему коммуникации и сказать о чём-то визуально.
В целом программа была построена таким образом, что за четыре года обучения у нас прошло 36 просмотров проектов, которые мы делали. И кроме обычных просмотров, связанных с коммуникационным дизайном, где мы показывали брендинг, у меня были ещё, допустим, вариативы по каллиграфии, по витражу, по мозаике. Я училась генеративному дизайну! Я не знаю мест, где сейчас учат генеративному дизайну, причём настолько глубоко и понятно, чтобы я сумела использовать полученные знания и навыки после того, как курс закончится.
А ведь ещё есть история искусств. Все мы, независимо от своего направления, могли выбрать любой курс по истории и теории искусств. Я, например, училась коммуникационному дизайну, но и мода меня тоже влекла, поэтому почти все курсы по истории искусств, которые я изучала в Школе дизайна, были связаны с модой.
Так, отучившись четыре года, я не только получила опыт в дизайне, но и сформировала некое представление об истории моды. Ещё я, кстати, могу руками сделать витраж и переписать целую книгу своим личным каллиграфическим почерком.
Я поступала только в Школу дизайна. У меня не было никаких запасных вариантов. Я решила: либо это будет Школа дизайна Вышки, либо я иду работать и искать какие-то другие пути. Никуда больше я не хотела.
Специфика учёбы на «Коммуникационном дизайне», среди прочего, заключалась в том, что проекты у нас чаще всего были самостоятельные, индивидуальные. Несмотря на это, у нашей группы с первого курса была привычка постоянно учить друг друга новому. Нам её привил куратор: если кто-то из нас обучался чему-то, что не знали другие, мы обязательно делились новыми знаниями друг с другом. И если мне, например, нужно было сделать 3D-анимацию для какого-то проекта, но я не знала, как, то я созванивалась со своими одногруппниками, и они учили меня этому.
Интересные проекты у нас тоже начались прямо с первого курса, когда мы только-только осваивали брендинг. В четвёртом модуле нам нужно было сделать его для какой-то реально существующей организации.
Я решила сделать брендинг для компании «Собиратор» — они занимаются сортировкой мусора. И я сделала проект, который идеально характеризует моё восприятие эко-френдли-повестки — там нет ничего ванильного, оно всё такое стерильное и техногенное.
Сразу же после завершения этого проекта мы связались с «Собиратором» и попытались договориться о том, чтобы они использовали предложенную мною айдентику. Однако они на тот момент уже занимались ребрендингом, и у них была своя бренд-платформа, которая отличалась от моего видения. Это абсолютно нормально, а опыт взаимодействия с клиентом уже на первом курсе сам по себе восторгает.
Кроме того, этот же мой проект попал в лонг-лист фестиваля G8, на который мы всей группой отправили наши работы. Часть из них прошла конкурсный отбор, и тогда для нас это был просто праздник.
А ещё после проекта «Собиратор», когда мы были уже немножко на слуху у дизайнерского сообщества, меня и мою подругу взяли на стажировку в дизайн-студию Depot. Мы были просто на седьмом небе от счастья. Этот проект как будто пробил стену, и после него всё пошло-поехало.
Также я бы отметила проект «Герои Чернобыля» — для меня он в некотором смысле очень личный. Однажды я познакомилась с ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, и меня очень зацепила его история. После этого я начала спрашивать у своих знакомых о том, есть ли у них родственники-ликвидаторы, и оказалось, что много у кого они есть.
Я пообщалась с ними и придумала проект айдентики для выставки, посвящённой ликвидаторам чернобыльской аварии. Его частью был фирменный шрифт, вид которого отсылает к мутациям, возникающим из-за радиактивного облучения.
Я делала этот проект на каком-то моральном подъёме и вообще не делала на него никаких ставок, а просто хотела как-то оповестить людей, что герои среди нас, что есть такая важная тема. Несмотря на это, проект занял призовые места на разных фестивалях — на «Среде», например, он дважды взял бронзу в номинации, посвящённой концепции брендинга.
Ну и, наверное, третьим любимым проектом для меня является дипломная работа.
Когда я переходила на четвёртый курс, я решила, что хочу сделать не диплом, а воспоминание. Я хотела, чтобы весь четвёртый курс для меня стал одним сплошным воспоминанием, и желательно приятным. Поэтому, когда я думала о том, на какую тему мне сделать выпускную работу, я решила связать её со своей культурой и тем, что мне нравится, помимо дизайна. А это урбанистика, по которой я как раз закончила майнор***. Из этой задумки и родился мой проект территориального брендинга города Гюмри.
Поначалу я вообще не верила в успех. Когда начался четвёртый курс, мне было страшно, потому что задач было очень много. Я решила начать знакомство с местными и находила людей из Гюмри в Москве среди армянского сообщества, встречалась с ними, общалась, и таким образом как бы создавала связи с городом. Потом я сделала визуальное исследование. Когда же перешла к созданию самого брендинга, я столкнулась с огромной поддержкой гюмрийцев, которые очень сильно хотели помочь моему проекту. У меня была отдельная фокус-группа с ребятами, которые родились в Гюмри, которые приезжали туда как туристы и которые вообще никогда там не были. Я их собрала в одном чате, они там друг с другом взаимодействовали, и за счёт этого мне удалось узнать очень много нового.
Проведя это исследование, я придумала концепцию, связанную с дверьми. Дело в том, что в Гюмри очень много резных дверей, и они являются как бы фишкой города. Каждый владелец небольшого домика в городе очень хотел проявить в этом свою индивидуальность и поэтому там очень много разных дверей, которые не повторяются. Такая тонкая ассоциация очень тронула гюмрийцев, они говорили мне, что узнают в ней сущность города. Для меня это было очень важно.
Как говорил мой куратор, нужно не жадничать, а постоянно с кем-то делиться тем, что ты знаешь — и тогда с тобой тоже будут делиться.
А в апреле я сама поехала в Гюмри. До этого я там уже бывала, но в этот раз просто решила разведать обстановку и посмотреть, что там происходит, обновился ли город или нет, что в нём поменялось. Ещё я хотела сделать там несколько снимков, потому что намеревалсь использовать в своём брендинге настоящие фотографии Гюмри.
И вот, когда я была в Гюмри, меня вдруг узнала одна женщина в кофейне. Она вспомнила, что я её интервьюировала в Москве, и сказала, что может связать меня с муниципалитетом города, чтобы мы обсудили реализацию моего брендинга. Я даже не успела ничего ответить, а он им уже написала! И теперь муниципалитет в курсе, он готов к сотрудничеству и очень этого хочет.
Так моё желание сделать из дипломной работы огромное воспоминание превратилось во что-то большее, что-то связанное с настоящими людьми, которых я знаю, которые стали моими друзьями.
На самом деле, это ещё одна история, полная любви и спонтанности. Когда я попала в «Яндекс Лавку», то сама в это не поверила. Это был третий курс, его середина — только закончились новогодние праздники. Я тогда нигде не работала, отчего мне стало просто адски скучно. Я подумала, что надо что-то менять, и подготовила список студий, в которые мне хотелось попасть. Написала для них письмо и ждала первого рабочего дня, чтобы его отправить. Но я не успела никому написать, так как утром 9 января мне пришло сообщение от девочки, в котором она представилась сотрудницей «Яндекс Лавки» и пригласила меня на место дизайнера.
Я ответила, что хочу попробовать, но при этом понимала, что, возможно, это обман и мошенники, потому что зачем Яндексу писать мне в личку в соцсети? Но потом мы созвонились, к разговору сразу подключился арт-директор, мы с ними пообщались, и всё вроде бы прошло хорошо.
Как только я отключилась от созвона, я загуглила имена этих людей, и поняла, что это правда был арт-директор «Лавки»! Тогда я решила, что они не на место дизайнера меня берут, а просто каким-нибудь помощником джуниора. Я просто не верила в то, что меня могут взять.
Потом они прислали мне тестовое задание, я его сделала, отправила, и спустя буквально 15 минут арт-директор «Лавки» написал мне, что они меня берут. Я приехала в офис и поняла, что это всё не обманка, что это настоящие люди, это реально «Яндекс Лавка»! И я стала там работать.
С тех пор прошло уже больше года, и за это время я открыла для себя очень много нового — с самого начала меня пустили в рабочий процесс. Я даже немного поучаствовала в ребрендинге «Лавки», который как раз шёл, когда я устроилась туда. А недавно меня повысили до старшего дизайнера и взяли в штат — до этого я работала по договору ГПХ.
Я каждый раз удивляюсь тому, какие проекты приходят в Яндекс и насколько сильно мне нравится работа in-house. Просто если рассматривать, допустим, всех моих одногруппников, то мало кто идёт в in-house работать. Я сама долгое время думала, что те, кто идёт в Яндекс или любую другую IT-корпорацию, это дизайнеры, уходящие на пенсию. Но на самом деле работа in-house — это просто другой тип развития в дизайне. Я поняла, что мне он намного ближе, чем, например, работа в студии. И очень довольна своим выбором.
Нужно всем говорить, что ты дизайнер, потому что все мои рабочие проекты, все мои успехи, по большей части, приходили ко мне из-за того, что я всем говорила об этом, и если кому-то нужен был дизайнер, они обращались ко мне.
Она мне сказала, что где-то в ноябре были опубликованы результаты дизайнерского конкурса «Среда». Я тогда тоже участвовала в нём и попала в шорт-лист, а Школа дизайна в одном из своих аккаунтов в соцсетях выложила об этом то ли пост, то ли сториз, где отметила, среди прочего, меня. Девушка из Яндекса перешла по ссылке, увидела мои работы, и ей всё понравилось.
Я занимаюсь дизайном на курьерском направлении. Моя задача заключается в том, чтобы все курьерские коммуникаци были консистентными, чтобы они были в едином стиле, и чтобы они доносили всю информацию в правильном тоне. У меня есть коллега-копирайтер, который отвечает за смыслы с точки зрения текста, а я отвечаю за них с точки зрения визуала — и мы в таком тандеме держим всё направление.
Если говорить о реализованных на данный момент проектах, то год назад мы организовывали супертурнир для курьеров. Это был футбольный фестиваль, который проводился по всей России для курьеров разных сервисов «Яндекса». На меня в этом деле была возложена задача создать брендинг для этого межсервисного фестиваля и придумать, каким образом все эти игры будут выглядеть — начиная с онлайн-коммуникации во всех телеграм-каналах, всех курьерских чатах, и заканчивая тем, как выглядит стадион на суперфинале, как выглядят призы, как выглядит форма участников.
Да. Во-первых, как говорил мой куратор, нужно не жадничать, а постоянно с кем-то делиться тем, что ты знаешь — и тогда с тобой тоже будут делиться.
Во-вторых, нужно всем говорить, что ты дизайнер, потому что все мои рабочие проекты, все мои успехи, по большей части, приходили ко мне из-за того, что я всем говорила об этом, и если кому-то нужен был дизайнер, они обращались ко мне. И это как-то двигало меня вперед.
В-третьих, следует понимать, что дизайн — очень гибкая сфера, и необязательно в нём выбирать что-то на всю жизнь. Ты можешь попробовать in-house и поработать в нём один год, а потом поменять всё на 180 градусов. Нужно не бояться этого и помнить, что у тебя всегда есть такая возможность.
* Абитуриенты, поступающие в Школу дизайна НИУ ВШЭ, могут получить скидку на обучение по результатам вступительных испытаний. Подробнее.
** Все студенты, обучающиеся в Школе дизайна НИУ ВШЭ, также могут получить скидку на обучение — в зависимости от места, которое они занимают в образовательном рейтинге. Подробнее.
*** Майнор — это дополнительная образовательная траектория для студентов бакалавриата, не связанная с их основной программой обучения. Подробнее.
2 и 3 сентября Школа дизайна НИУ ВШЭ совместно с Московским политехническим университетом запускает сразу две новые программы дополнительного образования — «Цветная литография» и «Шрифт как инструмент графического дизайнера»
Коммуникационный дизайн — это продуманный язык форм и цветов, который помогает нам ориентироваться в визуальном мире и обогащает наш эстетический опыт. Но как наполнить этот язык смыслами и сделать понятным каждому? Руководитель профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и арт-директор Наталья Бурденкова делится «рецептом» идеального проекта на примере работ своих студентов, объясняет, почему идея играет ключевую роль в дизайне, и рассказывает, как специалисту по брендингу поймать «Большую рыбу».
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.