По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Учёба в университете ценна приобретением не только знаний, но и друзей, единомышленников, партнёров по творчеству, а нередко и будущих коллег по работе. В новом материале для раздела ALUMNI мы пообщались с ребятами, которые в этом году вместе окончили профиль «Коммуникационный дизайн», а теперь вместе работают в дизайн-студии ONY.
Тима Кирин (далее — ТК): В этом году я закончил бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ по профилю «Коммуникационный дизайн» и сейчас работаю графическим дизайнером в студии ONY, куда устроился ещё на III курсе. Там я занимаюсь разным креативом, коммуникацией, фирменными стилями, брендингом и так далее.
Вплоть до поступления в Школу дизайна я упражнялся в академическом рисунке, а потом меня занесло в дизайн: это творческая профессия, схожая с тем, чем я хотел заниматься раньше — художественной обработкой металла. Со временем, впрочем, я понял, что мне всё-таки интересен именно графический дизайн — так я и оказался тут.
Татьяна Лебедева (далее — ТЛ): Я тоже работаю дизайнером в студии ONY. Попала сюда два года назад, в самом начале III курса. Тут я занимаюсь тем же самым, чем и Тима. Вообще, мы все здесь одногруппники — Тима просто оказался первым. Да и глобально мы занимаемся плюс-минус одним и тем же. Хотя у каждого, разумеется, есть какая-то неповторимая «суперсила», каждый хорош в чём-то своём — мы всё-таки отличаемся друг от друга по специализации.
Я, например, бренд-дизайнер. Мы создаём фирменные стили, немножечко работаем с 3D. Но в то же время мы, благодаря коммуникационному дизайну, являемся и широкопрофильными специалистами, мы много чего можем.
Алина Ломаева (далее — АЛ): Я работаю в ONY с начала 2024-го года.
Наверное, с самого детства я хотела учиться чему-то творческому. А когда узнала про Школу дизайна, то поняла, что буду поступать только туда, поскольку это единственный в России вуз, в котором дизайну учат нестандартно — тут нет классического рисунка, зато много реальной практики.
Гоша Сапожков (далее — ГС): Сейчас я работаю в ONY CGI-графическим дизайнером.
Ещё в восьмом или девятом классе я начал делать свои первые 3D-модели, которыми пародировал Мармока — весьма популярного видеоблогера.
А потом, уже понапридумав много разных штук, я спросил у брата — он шрифтовик, учился в Полиграфе — куда мне следует пойти, чтобы развивать своё творчество дальше. Брат сказал, что мне нужно в Школу дизайна, на «Комдиз», потому что там учат базе, которая пригождается в любой творческой сфере.
Поэтому я и поступил в Школу дизайна. Я понимал, зачем иду туда. Я чувствовал, что здесь мне дадут что-то современное и актуальное.
ТК: Это все проекты, в которых фигурировала печатка — создание печатного продукта, будь то книжка или календарь. Эти модули были, пожалуй, самыми сложными и интересными. Бывало, что ты готовишь проект, у тебя в голове есть его презентация, есть макет, но до просмотра остаётся буквально неделя, а ты только сдаёшь работу в печать. И потом уже, за пару дней до просмотра, когда ты собираешь презентацию, всё фотографируешь — там начинается самое интересное.
Мне больше всего запомнилось, как мы с Таней Лебедевой в общаге фотографировали мой гиперболоидный календарь на её камеру, которая после съёмки никак не отрывалась от штатива. А без этого мы не могли вытащить то ли SD-карту, то ли ещё что-то в этом роде — всё шло к тому, что я просрочу дедлайн. В итоге, впрочем, всё получилось сделать вовремя.
Вообще, мои печатные проекты кажутся мне самыми живыми, пусть и нравятся они мне, наверное, меньше всего. Среди любимых я могу назвать «Острое мороженое», которое я сделал на II курсе, и айдентику для Rhoe Bermat — ювелирного бренда, про который мне рассказала подруга, после чего я пришёл к ним в шоурум и купил себе два кольца. Мне всё очень понравилось, и я решил поработать с этим.
И ещё я бы отметил свой дипломный проект — ребрендинг цыганского музея культуры и быта в Костроме. Это трёхкомнатная квартира, помещающаяся на втором этаже обычного дома. Я там даже почти побывал — приехал в Кострому и постоял напротив его дверей. Но весь этот музей держится на одном человеке, который его, собственно, и создал, а он в тот день как раз заболел.
Это было осенью. А весь оставшийся год, делая этот проект, я просто кайфовал. Сначала визуальные исследования по цыганскому дизайн-коду, потом сам проект айдентики...
ТЛ: Наверное, мне больше всего запомнился проект Эли Погосян, о котором она рассказывала в своём недавнем интервью для ALUMNI. Ради её диплома мы поехали в Армению, в Гюмри. Жили там несколько дней и много фотографировали — потом эти фотографии вошли в её дипломную работу. Затем мы съездили в Ереван, пообщались с её знакомыми, прониклись местной атмосферой. Это было очень трушно: другая культура, другая страна. Восторг. Проекту это добавило очень многое.
Любите то, что делаете, и не делайте то, что не нравится, потому что это высасывает силы.
Из моих собственных проектов сразу вспоминается тот, с которым была связана забавная история, над которым можно посмеяться или умилиться ему — как это было с проектом Тимофея про цыган.
Наш куратор давал нам необычные, странные брифы, и однажды нам нужно было придумать упаковку для пасты с добавлением насекомых — превратить что-то неприятное в аппетитное. Мой проект назывался Cicaddo — это такая аллюзия на Barilla. Я приделала макарошкам крылышки, и у меня получились всякие пчёлки да стрекозки. Всё было очень минималистично и мило. Я даже сделала визуализацию, где они летают. Очень уж этот проект запал мне в душу!
А вот диплом был самой амбициозной из всех моих студенческих работ. Я занималась проектом туристического ребрендинга Байконура. Это мечты о космосе и вариация на тему того, как выглядел бы Роскосмос, если бы обращался к графическим дизайнерам.
АЛ: Самыми запоминающимися были проекты II и III курса. Мне кажется, что середина учёбы — это самое активное время. Ведь на I курсе ты ещё только привыкаешь ко всему и, так скажем, разгоняешься, тогда как на II и III курсах уже появляются какие-то более прикольные дисциплины, которые ещё и меняются каждый модуль — я говорю о вариативах и прочем.
В общем, это было самое интересное время за все четыре года. Но к своим проектам у меня сложное отношение. Мне трудно назвать любимый, потому что я не могу их сравнить, ведь все они созданы в разные промежутки времени. Проект за проектом ты развиваешь мастерство, наблюдая за собой даже в мелочах — это создаёт очень теплые чувства к каждому из них, потому что в будущем ты вспоминаешь, как осваивался и разбирался в тех или иных нюансах своего дела.
Не надо бояться пробовать новое, надо верить в себя — эти годы на то и даны. Научиться можно лишь тогда, когда ошибаешься в чём-то.
Особенно хорошо запоминается процесс созидания, творчества. Поэтому, пусть у моих проектов и есть результат, я смотрю не столько на него, сколько на путь, что я прошла, на эмоции, что получила в процессе. Тут вспоминаются и упаковки с насекомыми, о которых уже рассказывала Таня, и упаковка грибного мыла, и айдентика для венского фестиваля аккордеона...
ГС: Для меня, наверное, самый запоминающийся проект, апогей моей деятельности — это работа, посвящённая маховой резьбе. На III курсе я начал читать сайты, содержащие её описания, и мне показалось, что они повторяются — везде были одни и те же слова, одни и те же фразы. Будто бы источник у них всех был один и тот же.
Я пошёл дальше и стал искать литературу по теме. В Ленинке нашёл книгу об истории игрушек — там говорилось, что маховая резьба происходит из Сергеева Посада. Я поехал туда и прошёлся по музеям, чтобы уже на месте выяснить правду.
Оказалось, что на самом деле это не старинный промысел, а современная выдумка. Какие-то ребята выдали за него стилистику игрушек, производимых в революционные годы, когда в Сергеевом Посаде не было нормальных инструментов, и люди вырезали фигурки из плохого сырья. А два парня уже в наши дни решили сказать, что это хайп, что это наш промысел. И продают теперь такие игрушки иностранцам.
Если вы не горите творчеством, то учиться лучше не стоит.
Ещё хочу рассказать про свою дипломную работу. Мне она, как и Алине, дорога самим процессом, жизненными переменами, которые влияли на её создание. В некотором смысле, диплом отчасти сформировал меня как личность, ведь когда ты делаешь что-то на протяжении года, ты как-то трансформируешься, и работа твоя тоже трансформируется.
Так, я сумел отойти от высушенной теории и прийти к чему-то более живому и интересному. До этого я всегда страдал от того, что в моих проектах нет живой истории, которая могла бы зацепить зрителя, поэтому в дипломе я решил заняться чем-то личным, связанным со своей жизнью — и в моём дизайне всё стало налаживаться.
Работа была посвящена московскому планетарию. Я делал его ребрендинг. Думаю, что когда-нибудь я им даже напишу и предложу свои рекомендации, потому что там реально есть что обновить.
ТК: Когда я закончил II курс, мой сосед уже работал в течение года. Я из-за этого переживал — тоже уже хотел начать. К тому же, у меня на I курсе было 25 отказов на hh.ru — больная тема для меня тогда.
Я решил написать в какую-нибудь студию. А написал в итоге вообще во все. Там был и Depot, и Electric Red, и Tuman, и ONY. В итоге мне ответили из ONY и из Tuman, но из второго ответили позже — на тот момент я уже работал в ONY.
В общем-то, получилось так, что меня позвали на собеседование, но по моему резюме не поняли, кем я хочу быть, и собеседовали меня как 3D-артиста, хотя я коммуникационный дизайнер. Хоть я и увлекаюсь 3D, но это не то, чему я готов посвятить всю жизнь. Когда это выяснили, разговор на ходу перекроился, и меня уже собеседовали как коммуникационного дизайнера. И в итоге взяли!
Из проектов, о которых возможно рассказать, я принимал участие в глобальном ребрендинге МТС — эту работу, кстати, можно посмотреть на сайте ONY. Сразу попав на такой взрослый проект, при том, что у меня не было опыта, я был вынужден схватывать всё на лету. Грубо говоря, мозги у меня резко встали на место. Я понял, как можно мыслить более функционально, но при это не менее абстрактно.
ТЛ: Я попала в ONY вслед за Тимофеем, месяца, наверное, через два. Думаю, что после его устройства туда в студии просто обратили внимание на нашу группу. Ребята из ONY искали себе джуниор-дизайнера и сами на меня вышли, позвали на собеседование.
В ночь перед этим я ехала на поезде, прибыла в пять утра, а в десять у меня уже была встреча с ребятами из студии. Дело шло достаточно нервно, форс-мажоры какие-то возникали. Я думаю, что всё было ужасно, но в итоге собеседование прошло успешно — меня очень быстро позвали на работу.
Мы были совсем маленькими. Ничего не понимали. Но, как сказал Тима, нас очень быстро окунули в рабочий процесс — я и Гоша уже успели поработать над ребрендингом японского медийного агентства и айдентикой Чемпионата мира по шахматам среди школьников.
Сразу почувствовался какой-то апгрейд на учёбе. На неё, во-первых, осталось меньше времени — пришлось научиться делать всё в два раза быстрее. Вместе с этим возникло и осознание того, как выстроить свою жизнь, чтобы хватало часов и на работу, и на учёбу, и на отдых. Примерно через полгода я начала нормально отдыхать и нормально же спать. У меня были свободные вечера.
На I-II курсе мы действительно очень много не спали. Это было, конечно, тяжело. Но когда ты начинаешь работать в таком темпе, то очень быстро прокачиваешь навыки, которые бы не получилось развить без работы — надо быстро учиться и выполнять задачи.
Всё это хорошо отражается и на учебных проектах, потому что их качество растёт.
АЛ: Это не первое моё место работы. До этого я почти год провела в другом агентстве, Repina Branding, но потом задумалась о том, чтобы попробовать что-то иное, заново окунуться в новый коллектив и посмотреть, как мыслит другая студия, как устроены её процессы.
Мне кажется, пока ты начинающий специалист, очень важно не бояться менять место работы и пробовать что-то новое, даже если ты этого боишься, потому что, как правило, ты всё равно со всем справляешься. И я очень рада, что оказалась в ONY. Мне очень близко то, как глобально агентство думает про дизайн и, кажется, про жизнь.
Кроме того, мои коллеги — мои одногруппники. И это очень влияет на атмосферу. Нам очень приятно работать вместе, мы по-прежнему обмениваемся знаниями, восхищаемся проектами друг друга, помогаем друг другу. При этом в нерабочее время мы просто общаемся, гуляем — в общем, делаем всё, что обыкновенно делают друзья. Мне очень нравится, что у нас не сухие рабочие отношения, а почти даже семейные.
Кроме того, действительно, на работе мозги встают на место, и я тоже чувствую, как всё начинает раскладываться по полочкам, становится более системным. Ты постепенно начинаешь лучше себя организовывать, более внимательно относиться к проектам — и это очень круто.
ГС: Я прислал своё портфолио на почту ONY — им понравились некоторые мои штуки, и меня приняли в штат.
На испытательном сроке я работал над проектом МТС Travel. Это был шоковый опыт. Я не ожидал, что первый проект будет таким огромным и сложным. Но всё прошло удачно. В итоге выбрали не мой концепт, но я всё равно немного помог. И маленькая частичка моей идеи там есть.
Мне кажется, что дизайн вообще — это сфера, в которой ты должен постоянно коммуницировать, и тогда действительно получится что-то прикольное. При этом нужно общаться с разными людьми, не обязательно дизайнерами — это помогает придумывать новые идеи. Я за время работы словил столько инсайтов, что будто бы заново открыл для себя дизайн. Я понял смысл мудбордов, я понял, что такое фотостиль, понял, какие бывают приёмы, как можно развить свою идею на множество разных носителей, и так далее. Это реально интересно, и я рад находиться здесь, постоянно делая открытия и совершенствуя свои навыки.
ТК: Самый главный совет — научитесь с I курса внимательно относиться ко времени, к своему тайм-менеджменту, иначе количество бессонных ночей, которые вы проведёте за работой, будет огромным, и это сильно скажется на здоровье.
У меня был момент, когда я два дня безвылазно сидел в общаге за работой. Я буквально двое суток непрерывно делал свой проект, почти не вставая из-за стола. И подобное случалось не единожды. Этот стиль жизни уже на IV курсе отразился на мне — начались проблемы со здоровьем. Так что это не шутки, следите за своим режимом. Не спать — это очень плохо. В этом нет ничего крутого.
Кроме того, я советую вам брать проекты студий и копировать их, чтобы учиться тому, как они работают. Это очень полезно и быстро позволяет развить необходимые дизайнеру навыки.
АЛ: Я повторюсь про здоровье — не стоит считать его какой-то второстепенной темой, потому что у здоровья, не только физического, но и ментального, должен быть первый приоритет, и надо отталкиваться всегда от того, как вы себя чувствуете, и от этого уже выстраивать всё остальное.
А так, не надо бояться пробовать новое, надо верить в себя и не страшиться ошибаться в учёбе — потому что у нас довольно жёсткая система рейтингов, и ты боишься ошибиться, боишься, что у тебя из-за этого будет плохая оценка. Мне бы очень хотелось, чтобы студенты ориентировались не на это, а делали то, что им нравится, были в этом уверены и не сомневались в своих решениях, не боялись того, что задуманное может не получиться. В конце концов, это ведь учёба — студенческие годы на то и даны. Научиться можно лишь тогда, когда ошибаешься в чём-то.
Ещё советую не бояться писать в разные студии, не бояться пробовать новое. Мне кажется, здоровье и смелость — это вообще самое главное, что должно быть у студента.
ГС: Студентам я бы пожелал, как сказала Таня, полюбить дизайн. Как его полюбить? Александра Першеева на первой нашей встрече говорила, что если вы не горите этим делом, то есть творчеством, то учиться лучше не стоит. Я тогда очень сильно, наверное, обиделся, потому что не чувствовал в себе сильной любви к тому, чего не знаю. Но теперь я тоже могу подтвердить, что дизайн — это штука, которая будет менять вашу жизнь, она будет вас трансформировать как личность.
Как же его полюбить? Мне кажется, надо общаться с людьми, которые очень горят дизайном. Со своими одногруппниками, со своими сверстниками, с какими-то иными людьми из этой сферы. Это очень важно, это поможет вам поддерживать себя, когда вы почувствуете, что у вас больше нет сил и желания это делать.
Ещё я слышал, что если ты мучаешься при создании чего-то, значит тебе, быть может, не хватает в этом навыка. То есть, условно, если я страдаю и не могу придумать фотостиль, это означает, что у меня просто не хватает навыков создания фотостиля, и мне надо обратиться за советом.
Ещё вы, возможно, не сова, а жаворонок, и вы можете не жить, как все одногруппники. Смотрите на то, какие у вас внутренние процессы. Не старайтесь как-то подстраиваться под других, работайте над тем, чтобы понять себя и подчеркнуть свои индивидуальные качества. А лучший способ сделать это — уяснить, чем вы отличаетесь от других.
В завершение я бы хотел порекомендовать три книги. Это «Типографика» Эмиля Рудера — очень крепкая и классная книжка, которая помогла мне понять, как работает вёрстка и типографика в макетах. И ещё это «Искусство формы» и «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена. Вот эти три книги я бы прочёл и остановился, а потом начал бы просто пробовать, экспериментировать, общаться со своими сверстниками, жить в этой сфере, налаживать связи, участвовать в конкурсах. Участие в конкурсе, кстати, помогает собраться с точки зрения психологических ресурсов, то есть поддержать себя тем, что ты принадлежишь сообществу, что ты можешь быть ещё круче, выше и сильнее.
ТЛ: Я бы, наверное, посоветовала любить свои проекты и относиться к ним с большой нежностью, будто бы это ваши дети. Если ты любишь свой проект, если думаешь о нём с трепетом, пусть в нём что-то и не так, то ты будешь прикладывать усилия к тому, чтобы узнавать что-то новое, что-то пробовать и идти вперёд. Это даёт стимул и силы не останавливаться, идти дальше и потом смотреть на результат с гордостью.
В общем, любите то, что делаете, и не делайте то, что не нравится, потому что это высасывает силы.
И ещё важно упомянуть, что я, Алина и Тимофей жили в одном общежитии — это очень сплотило нас и дало возможность работать вместе в пространстве общаги, приходить друг к другу посреди ночи и обсуждать какие-то идеи. Такой вот непрекращающийся нетворкинг. Поэтому дружите с теми, кто живёт с вами в общаге!
Фестиваль нового дизайна «Среда» 2024 года опубликовал шорт-лист, в который вошли работы студентов, выпускников и кураторов Школы дизайна НИУ ВШЭ. Всего в шорт-листе — более 30 наших проектов!
Коммуникационный дизайн — это продуманный язык форм и цветов, который помогает нам ориентироваться в визуальном мире и обогащает наш эстетический опыт. Но как наполнить этот язык смыслами и сделать понятным каждому? Руководитель профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и арт-директор Наталья Бурденкова делится «рецептом» идеального проекта на примере работ своих студентов, объясняет, почему идея играет ключевую роль в дизайне, и рассказывает, как специалисту по брендингу поймать «Большую рыбу».
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.