По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Школа дизайна НИУ ВШЭ сотрудничает с mads — карьерным сервисом и международной креативной школой, в которой преподают эксперты-практики, работающие в лучших агентствах и компаниях России, Америки и Европы. Специально для нашего раздела ALUMNI мы выяснили у студентов и выпускников, какие вопросы о профессии и будущей карьере их волнуют — а карьерные эксперты mads вернулись к нам с ответами.
Насколько важен диплом? Как найти баланс между творчеством и коммерческим успехом? Так ли необходимы связи в мире дизайна? На эти и другие вопросы — ищите ответы в материале!
Креативный и бренд-директор Accel Club, карьерный эксперт MADS. ex: Yandex, Яндекс Еда, Авито
Выпускница Школы дизайна НИУ ВШЭ, в прошлом — преподаватель на направлении «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и «Коммуникационный дизайн для промышленных дизайнеров» в Британской высшей школе дизайна, автор курсов и вебинаров Skillbox на тему «Дизайн Мерча».
Ведущий бренд-дизайнер в направлении брендинга в RGBY creative agency, карьерный эксперт MADS
В 2020 г. закончила БВШД по направлению BA Graphic Design. Взаимодействовала с такими компаниями, как МТС, «Островок», «Крка», «Много Лосося» и др. В рамках рекламного агентства создавала для них креативы, а также оформляла тендерные презентации. 2 года совмещала агентскую работу с фрилансовыми проектами.
Анна Катион: Честно, считаю это не совсем этичным, в первую очередь, со стороны компании. Я сама прошла путь стажёра в «Яндексе», нанимала стажёров к себе в команду в «Авито» и точно знаю, что это очень большой вклад со стороны стажируемого. Стажировка — такой же рабочий день, и уровень задач может быть очень разный в зависимости от уровня навыков и вовлеченности. Это должно оплачиваться. Мотивация в виде призрачной возможности оказаться в компании или получить «бесценный реальный опыт» просто не работает.
Профильное образование необходимо, причём я считаю, что именно полноценное, не годичные курсы. Любой вход в новую сферу деятельности не может происходить моментально — это процесс обрастания навыками и неизбежным столкновением с ошибками. В вузах нам дают материал, и мы начинаем нащупывать эту почву, перед тем как усвоить и переработать его в готовое решение.
Анастасия Сучкова: В дизайне ключевое значение при приёме на работу имеет портфолио — это ваша визитная карточка. Есть целые курсы, обучающие тому, как создать грамотное портфолио, как придумать и упаковать кейсы начинающим дизайнерам. Казалось бы, при таком раскладе у каждого второго должны быть клёвые работы, вдохновленные Pinterest и Behance, но, по моему опыту, это не так: большое количество повторенных дизайнерских решений, которые не отражают суть выбранного проекта. Видно, что ребята стараются, но, допустим, не чувствуют шрифты и размеры текста или не вкладывают необходимый смысл, цвета подобраны из референсов, а не из органики продукта. Такие нюансы дают обучение и практика.
Есть действительно талантливые ребята без высшего образования, но с сильнейшей мотивацией и готовностью развиваться в процессе работы, или набившие шишки самостоятельно фрилансеры с хорошим опытом. Однако, говоря о крупных компаниях, существуют такие серьёзные мастодонты, которым важен диплом. Иногда они в самом описании вакансии указывают предпочтительные вузы. На собеседованиях мне несколько раз задавали вопросы, касающиеся самого процесса моего обучения в Британке или какие проекты я считала наиболее успешными и почему.
Вообще профильное образование необходимо, причём я считаю, что именно полноценное, не годичные курсы. Любой вход в новую сферу деятельности не может происходить моментально — это процесс обрастания навыками и неизбежным столкновением с ошибками. В вузах нам дают материал, и мы начинаем нащупывать эту почву, перед тем как усвоить и переработать его в готовое решение. Когда кажется, что лучше уже нельзя придумать, а преподаватель, подобно арт-директору, даёт все новые комментарии и правки. Конечно, благодаря большому количеству обучающих видео и курсов дизайнерам стало намного проще влиться в профессию, овладеть функционалом. Но мне кажется, что всё равно нужна сильная база, чтобы сложилась полноценная картинка.
Мой путь в дизайне начался не сразу — сначала я закончила МГУ по направлению, связанному с дипломатическими отношениями, и после этого решила, кем я по-настоящему хочу стать. Обучение в БВШД, например, строилось не на охвате полезных Adobe программ, а на генерации идей, на методологии, использовании материалов. До сих пор иногда обращаюсь к тем принципам развития креативности.
Анна Катион: Здесь могу дать главный совет — руководствоваться бизнес-задачами, маркетинговыми рамками, бренд-атрибутами и смыслами. Никакие тренды не помогут, если идея не находит отклика в целевой аудитории или не мэтчится с продуктом. В первую очередь думайте о том, какую проблему вы решаете проектом или креативом, а уже потом о способе её воплощения. Дизайн и креатив — это про понятную коммуникацию и решение задач, а не про следование трендам и повторение приёмов. Второй совет — использовать для вдохновения референсы-источники, а не чей-то уже готовый дизайн/сценарий/рекламу. Вместо анализа 100 современных постеров в духе газетных вырезок, посмотрите на верстку газет разных периодов, шрифты, воздух вокруг блоков, пространство листа. В первоисточнике всегда можно рассмотреть больше, чем в переработанном медиуме.
Анастасия Сучкова: Личный бренд очень хорошо играет на дизайнера, с его помощью гораздо проще найти клиентов и заказы. Это как некая репутация и статус, созданные за счёт СМИ. В этом плане рилсы — один из самых простых способов дать миру узнать о себе, но контент должен быть продуманным, регулярным и с позиционированием. В каждом коротком видео лучше доносить не больше одного месседжа, например, один кейс для клиента или процесс создания айдентики, иллюстрации, постера и т. д. Нужно сразу определить свою аудиторию. Это могут быть как потенциальные заказчики, так и сами дизайнеры. Во втором случае классно залетают дизайнерские боли или юмор про правки, но только не заезженные мемы, а новые темы типа роликов от нейросеток. Отдельный пласт рилсов — это мини туториалы. Тут важен опыт и готовность дизайнера обучать других и грамотно преподносить информацию, чтобы не прослыть инфоцыганом.
Развивать личный бренд также можно через коллаборации и статьи, которые потом можно освещать в соц. сетях. Соавторство — один из неплохих механизмов, объединяющий подписчиков обоих специалистов и дающий возможность кросс-узнавания. А с помощью Telegram-каналов можно создавать атмосферу и делиться более искренней информацией, не только в формате портфолио, но и показывая свой лайф-дневник. Так людям легче начать доверять эксперту и хочется следить за ним как за блогером.
Анна Катион: Сложно. Можно☺
Если думать, что что-то невозможно, то невозможно всё. Связи, конечно, придётся строить так или иначе, но тут помогут школы, выставки, нетворкинг. Общение с людьми — всегда ключ к успеху, если вы не принадлежите к какому-то комьюнити, попробуйте его найти — используйте соцсети. Сегодня этот формат позволяет сильно расширить границы и обратить на себя внимание, найти людей со схожими целями и образом мышления. Начните рассказывать о том, что вы делаете, в чем ваши концепции и ценности. Ну и, конечно, участвуйте в открытых конкурсах, находите способ получить фидбек от профессионалов и выйти на контакт с ними.
Анастасия Сучкова: Сразу найти баланс между творчеством и коммерцией непросто, не знаю тех, кому с первого раза сразу удалось. Я думаю, нужно попробоваться в нескольких сферах, посмотреть, что больше нравится, а чем не хотелось бы заниматься. Я, например, сначала искренне считала, что люблю вёрстку многостраничных изданий и буклетов, но, поработав в недвижимости, поняла, что это вообще не про меня. Но опыт был, и сейчас в моем любимом брендинге он иногда очень помогает. Главное — слушать себя и не делать через силу. Сфера дизайна уже априори творческая и крутая, надо только увидеть нужную грань и не засиживаться на одном месте, если оно не подходит. Начинающим дизайнерам бывает сложно держать свои границы, но, опять же, с опытом находятся свои механизмы. Тут еще важен принцип Work-life balance, потому что выгорание — это плохо. А если на дизайнера навешивают переработки и 500 правок, то уже жизнь может показаться не мила.
Творческая реализация — это понятие более комплексное и субъективное. Для кого-то необычный сайт — это творчество и креатив, а для кого-то — это про искусство и перфомансы. Я бы сказала так: творческая реализация — это игра вдолгую. Творец создает что-то новое, актуальное, дерзкое или эстетичное, но на первых порах ему нужно себя продвигать. Могут помочь разные коммьюнити и open calls. Если связать это с креативом, то тут проще. Сейчас очень много небольших и крутых агентств, компаний, которым нужны неординарные дизайнеры. Зачастую это еще и очень экологичные в общении ребята, ценящие эмоциональный интеллект и всякие психологические плюшки. Их можно найти в разных ТГ-каналах с вакансиями типа «Буду», «designer.ru» и т. д.
Анна Катион: Продюсирование — сложный трек. Он на балансе креатива и менеджмента: управление загрузкой и временем, включая способность находить подходящих креативных исполнителей.
У меня нет однозначного ответа, но как человек, в команде которого работают продюсеры, вижу два пути: учиться менеджменту и параллельно или позже развивать креативную насмотренность, знание искусства, кино, дизайна и прочего, или изначально учиться на креативщика (от дизайнера или копирайтера до режиссера монтажа, автора сценариев и т. д.) и уточнять навыки дополнительным образованием в сфере управления. Главный поинт — важно, чтобы человек обладал такими полярными навыками, как насмотренность и умение управлять процессами, вести грамотную коммуникацию.
Быть режиссером шоу — что-то на очень современном. Но база та же. На мой взгляд, будет проще людям, прошедшим школу сценаристов или классическую школу режиссуры.
Анастасия Сучкова: Общение — это одна из основ в любой сфере работы. Для фрилансеров так вообще must have. Знакомства помогают выстраивать личный бренд, так как это потенциальные заказчики, коллеги, работодатели и просто подписчики. Насмотренность и начитанность помогает легко вести диалог и зарекомендовать себя как специалиста. Очень ценно найти сильного ментора в дизайне, который и сам может ввести в дизайн-общество и передать знания, поделиться опытом, дать толчок к развитию. Хорошо, если знакомства в коммьюнити имеют подпитку сильными или перспективными проектами. Не обязательно это должны быть выдающиеся работы, но они могут быть с хорошей базой и решениями, чтобы можно было спросить мнение со стороны, показать их в портфолио. При таком подходе вероятность быть замеченным возрастает.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.