Анастасия Черникова: «Хочу показать, за кем стоит андеграунд»

Бакалавриат Школы дизайна в Ереване — первое её подразделение за рубежом — существует уже второй год. Многие его студенты, приехавшие из России, сменили не только место жительства, но и специальность. Среди них — Анастасия Черникова, студентка II курса ереванского «Коммуникационного дизайна». Мы поговорили с ней о переезде и новой жизни, о поступлении, учебном процессе и развитии дизайн-сообщества в Ереване.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Чем вы занимались до поступления в Школу дизайна?

Вообще, я всю жизнь увлекалась визуальными искусствами. С самого детства мне очень нравилось рисовать и делать что-то своими руками. Я закончила художественную школу, но поступила на «Международные отношения» в СПБГУ, потому что была подвержена мнению, будто бы искусство и дизайн — это несерьёзно.

После I курса на «Международных отношениях» я поняла, что это вообще не моё, и стала думать, куда мне можно податься. Более того, в 2022 году я решила поменять вообще всё в своей жизни — и была очень рада, когда появилась возможность поступить на «Коммуникационный дизайн» в Ереване.

Я тогда решила, что это судьба — и поступила в Школу дизайна. Мне кажется, что это самый продвинутый и современный вуз в нашей индустрии. Тут ты можешь многое в профессии попробовать, в том числе понять на практике способы организации рабочего процесса. Качество студенческих работ здесь мне очень нравится и кажется довольно высоким.

Было ли тяжело поступать на новое направление, в новый вуз, да ещё и расположенный в новой стране?

На самом деле, в 2023 году, когда мы поступали, бакалавриат Школы дизайна в Ереване только запускался, а потому, мне кажется, попасть туда было довольно просто. От нас требовались лишь школьные оценки и баллы ЕГЭ — вступительные были весьма лёгкими.

И я очень рада, что оказалась здесь. Наша группа — 15 человек — очень дружная. Большая часть ребят — процентов, наверное, 90% — приехала из России. 

А местным жителям, по вашим наблюдениям, бакалавриат Школы дизайна интересен?

Я могу сказать, что в новом наборе местных стало заметно больше — это факт.

Просто идите за тем, что вам нравится, что кажется вашим — и найдёте там любовь, счастье и всё остальное.

name

Анастасия Черникова

Какие у вас были первые впечатления от учёбы? И что за минувший год особенно запомнилось?

Первое, что мне запомнилось, когда я пришла на учёбу — это отношение преподавателей. В СПбГУ, например, пусть тебя все и называли «коллегой», но смотрели с высоты своих регалий. Здесь же, напротив, все преподаватели готовы вступать в диалог со студентами — никто никогда не навязывает свою точку зрения. Из-за этого повляется много свободы и возникает больше пространства для классных решений.

Да и в целом, учебный процесс в Школе дизайна не загнан в какие-то жёсткие границы. Нет границ в общении с преподавателем, границ в общении с другими студентами. Обычно мы на парах обсуждаем какие-то идеи, потом каждый занимается своим делом. Если нужна помощь, ты всегда можешь спокойно подойти к преподавателю или к другому студенту. Вы можете поговорить, обсудить что-то, помочь друг другу. То есть нет такого, что ты должен отчитываться за каждый свой шаг, за каждое своё решение — и это огромный плюс для работы.

Ещё мне запомнилось первое занятие по арт-практике. Наш преподаватель Стас Жицкий сразу повёл нас на ближайшую мусорку, где мы искали разные предметы, которые могут нам пригодиться и с которыми мы можем взаимодействовать. Мы нашли бампер от машины, много бутылок, старые журналы, какие-то упаковки от электроники... У нас была задача оформить стену в кабинете, где мы занимались. К сожалению, бампер от машины упал с потолка, а в остальном всё пошло в дело. Было весело, конечно!

Расскажите теперь, пожалуйста, про свои учебные проекты. Наверное, они — самая интересная часть учёбы для наших студентов.

Особое удовольствие мне доставляет работа над проектами по креативному проектированию. Таких у меня уже два.

Первый — это UNDERDOG, проект оформления пространства для нонконформистов в искусстве, для тех, кто не принимает модных веяний в нём. Я решила создать его, потому что среди андеграундных художников, которые мне знакомы, много интересных, но разрозненных и малоизвестных авторов, а я хочу помочь сделать их творчество популярным. Хочу показать, за кем стоит андеграунд. 

У меня получилось некое культурное пространство для всех, кто хочет выставить свои работы, прийти на какие-нибудь мастер-классы, познакомиться с творческими ребятами и так далее. Это место для тусовки с горизонтальной иерархией, где все равны и дружны.

Потом я решила поработать с какой-нибудь армянской институцией и выбрала музей ковров (официально он называется фабрика-музей «Мегерян Карпет»). Это был небольшой челлендж — мне казалось, что будет довольно сложно упаковать что-то столь пёстрое и порой даже чрезмерное во что-то, из чего можно будет вынести какую-то идею и что не надоест. 

Мне показалось, что я нашла какие-то новые детали, за которые можно зацепиться и как-то иначе их раскрыть, показать новые смыслы — я попыталась представить ковёр как культурный код. Ведь если что-то представимо в качестве кода, значит, оно буквально может быть упаковано в двоичное исчисление — выходит, что культурный код совместим с кодом, которым пишут программы. Из этого и возник мой проект айдентики для музея ковров gorg.

Это и впрямь интересно. А какие у вас дальнейшие планы?

Прежде всего, в Ереване не очень хорошо развито дизайнерское сообщество. Я представляю, как это может работать в Москве или Петербурге — даже знакома с некоторыми людьми оттуда. Но тут ничего подобного пока нет. Поэтому я бы хотела способствовать развитию этого сообщества здесь и работать с некоторыми местными компаниями. Думаю, это будет полезно и для следующих курсов, и для нас самих. 

Ещё я бы хотела больше знакомиться с новым и не замыкаться в вакууме из людей, с которыми уже общаюсь.

А из профессиональных компетенций я хочу развивать навыки работы с 3D, моушн-дизайном и, быть может, ИИ. Кроме того, я увлекаюсь кинематографом и это, мне кажется, очень помогает в сторителлинге — немаловажной составляющей целостных проектов.

Спасибо! И напоследок: быть может, у вас есть какой-нибудь совет для студентов — настоящих или будущих, которым вы хотите поделиться?

Если вам что-то нравится, то оно к вам всё равно придёт. Вы от этого никак не сбежите. Поэтому не стоит слушать никого, кто говорит: «Это не ваше, вы наиграетесь и бросите». Просто идите за тем, что вам нравится, что кажется вашим — и найдёте там любовь, счастье и всё остальное. Как говорит наш преподаватель: «Без любви ничего сделать не получится. Вы просто загубите проект и сами загнётесь».

В целом, Школа дизайна — это отличный старт для всех людей, которые горят своим делом, будь то дизайн, мода, программирование или что угодно ещё. Я думаю, что тут и впрямь воспитывают профессионалов своего дела — людей, которые точно знают, чего они хотят в индустрии.

Читайте также

Александр Ларцев: «Красота сама собой не возникает, она проистекает из идеи»

«Коммуникационный дизайн и брендинг» — одно из основных направлений обучения в Школе дизайна НИУ ВШЭ, многоплановое и востребованное. Поговорив с его руководителем, дизайнером и художником Александром Ларцевым, мы узнали, почему преподавателям и студентам Школы дизайна никогда не бывает скучно, за что ценят выпускников «комдиза» на рынке труда и какая ситуация может вынудить дизайнера пойти в фитнес-инструкторы.

Ярослав Субботин: «Я искренне верю, что мы все вместе делаем большое дело»

Интернет открыл для нас возможности, качественно изменившие жизнь каждого. Среди них — дистанционный доступ к образованию столичных и мировых университетов. Онлайн-кампус Школы дизайна НИУ ВШЭ уже несколько лет позволяет студентам со всей планеты обучаться, будто бы присутствуя в аудиториях очно. Мы поговорили о преимуществах такого образования, достижениях студентов и способах организации ими сообщества, преодолевающего расстояния, с Ярославом Субботиным — руководителем онлайн-кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL — уникальная возможность для студентов, находящихся в Армении или готовых туда переехать, получить актуальное дизайн-образование на русском языке по уже зарекомендовавшей себя бакалаврской программе Школы дизайна НИУ ВШЭ «Коммуникационный дизайн». Программа запускается совместно с Российско-Армянским (Славянским) университетом: наши выпускники получают два диплома.

Сайт программы в Ереване

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.