Андрей Воронов: «Относитесь легко к процессу проектирования, позволяйте себе больше свободы»

Стоит ли архитектору и дизайнеру стремиться нравиться всем? Куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна НИУ ВШЭ в Петербурге Андрей Воронов считает, что нет. В новом интервью он рассказал нам, какие навыки развиваются у студентов на первых курсах, почему форма важнее функции, как формировать хороший вкус, а еще о том, какая работа была в жизни Андрея самой нелепой.

Куратор профиля «Среда и интерьер» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Основатель и партнёр объединения АРХАТАКА. Лауреат и номинант различных архитектурных и художественных премий, конкурсов и фестивалей («Новые имена» АРХ МОСКВА NEXT, ARCHIWOOD, «Зодчество», «Эхо Леонидова», Премия Сергея Курёхина, Architizer A+Awards и пр.).

Как вы можете себя назвать — «дизайнер» или «архитектор»? 

Я, наверное, архитектор-художник. И скорее нахожусь где-то между архитектурой, дизайном и искусством. С детства рисовал, поступил в художественную школу, потом в Санкт-Петербургский художественный лицей, потом в Академию художеств... 

Вы происходите из архитектурной семьи?

Нет, вообще нет! Фактически я поступил на архитектуру случайно. Мог бы стать художником, но для этого рисовал не очень хорошо. 

Вам нравилось учиться в Академии?

Было весело. Я вообще очень трепетно отношусь к своей альма-матер — да, мне нравилось там учиться. Впрочем, когда учишься, не воспринимаешь этот процесс с полным осознанием: только спустя годы можешь проанализировать, что в итоге тебе это дало. 

Ваша студенческая жизнь и жизнь студентов, которым вы преподаете, похожи? Или это разные вещи?

Сложно сравнивать. Дизайн в ВШЭ — новое направление. Тут всё по-другому: организация процесса, бытование студента в институте. Ну и атмосфера абсолютно разная. 

С чего началась ваша профессиональная деятельность?

На II курсе я устроился на практику в небольшую архитектурную мастерскую: ходил на работу, получал зарплату раз в неделю, прогуливал, как тогда думал, некоторые ненужные мне лекции. Сильно ошибался. Нужно сохранять баланс работы и учебы. 

Проекты Андрея Воронова

«Н.Н. Живопись и графика из коллекции музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков»
«Н.Н. Живопись и графика из коллекции музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков»
«Н.Н. Живопись и графика из коллекции музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков»
«Н.Н. Живопись и графика из коллекции музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков»
1703 ART FAIR
1703 ART FAIR
Recycle Chapel
Recycle Chapel
«Индустриальный Сквер»
«Индустриальный Сквер»
«Ш.»
«Ш.»
52 Гц
52 Гц

А была у вас какая-то максимально нелепая работа?

Та первая работа и была самой нелепой! До сих пор не понимаю, что я там делал... Разве что меня там пристрастили к компьютерным играм. За год я замоделил ларёк на Московском вокзале. Это был, наверное, 2002 год.  

Ларёк-то довелось потом увидеть?

Когда приезжаю на вокзал, мне кажется, до сих пор его наблюдаю. Все модифицировалось, изменилось, а «остов» остался. Я не сохранил, к сожалению, никаких картинок и чертежей, поэтому не уверен, что довели все до конца. Это долгий процесс.

А как называлась эта мастерская?

Так и называлась: дизайн-бюро «Дизайн-бюро». Его уже не существует. Это уже после него у меня стали появляться собственные заказчики.  

Как вы их находили? Остался ли с вами кто-то из них с тех времен? 

Благодаря сарафанному радио в основном. После института я еще работал в одной большой мастерской; знакомишься с кем-то — так и находишь заказчиков. С 2008 года, кстати, заказчики остались. 

Студенческие работы

Элина Монахова. «Концепция оформления фасадов выставочного комплекса им. Кей Сейдж»
Элина Монахова. «Концепция оформления фасадов выставочного комплекса им. Кей Сейдж»
Мария Фомина. «Концепции оформления фасадов выставочного комплекса им. Л. Руссоло»
Мария Фомина. «Концепции оформления фасадов выставочного комплекса им. Л. Руссоло»
Мария Фомина. «След шума»
Мария Фомина. «След шума»
Алиса Мартынова. «Дизайн-проект шоурума бренда «Проспать»»
Алиса Мартынова. «Дизайн-проект шоурума бренда «Проспать»»

Как вы оказались в Школе дизайна? 

Меня позвал Митя Харшак. Я пришел, очень вдохновился и остался. Самая сильная сторона Школы — концептуальное проектирование. Здесь заставляют думать над идеологической составляющей проектов. 

Какими приходят в Школу абитуриенты? 

У меня пока небольшой преподавательский опыт здесь, всего несколько лет, но хочу сказать, что ребята приходят самые разные: как прокачанные, с какими-то знаниями, так и совершенно не понимающие, куда они попали. 

Главное — мыслить. Школа дизайна в этом смысле дает вот эту многопрофильность, широту взглядов; у наших студентов есть творческая свобода, что очень важно. Мы и сами экспериментируем и не скрываем этого: и с подачей материала, и с общением преподавателя и студента как коллег.

Андрей Воронов

Вы являетесь куратором I и II курсов. А почему не берете выпускные курсы?

Мне близко концептуальное проектирование — именно им я и занимаюсь в своих инсталляционных и художественных проектах, и в меньшей степени обращаю внимание на функциональность и пользу. И тут это позволительно: временное может быть неудобно, но обязательно должно быть эмоционально, должно затрагивать чувства. Мне нравится наша образовательная программа тем, что на I и II курсах у студентов развивается умение концептуально мыслить, придумывать, фантазировать, они обретают пространственное и композиционное мышление. На третьем же курсе и ближе к диплому мы доходим до детализированного проектирования, продумывания планировочных структур, функций объектов и так далее. Я понимаю, как это делается, но мне это не близко; я стараюсь от этого отходить в пользу именно художественности и какой-то концепции. Для меня, например, форма важнее функции. Идея важнее!

Мне кажется, если ты научился что-то придумывать, если у тебя развита фантазия, ты справишься в будущем с любой задачей. Даже если она будет специализированная, с четким ТЗ от заказчика, очень узко прописанная — ты все равно найдешь какую-то лазейку, чтобы ввернуть какую-то идеологическую штуку, важную для тебя.  

Что, вы считаете, прежде всего важно дать студентам?

Важно дать им осознать, куда они попали. А иногда бывает полезно дать понять, что они попали не туда. Помочь найти свою дорогу, адаптироваться, встроиться в будущем в рабочий процесс. Я стараюсь приблизить студентов к условиям реального проектирования. 

Кем могут работать студенты после выпуска? 

Мне кажется, что это уже дело их творческих и технических навыков — и того, с чем они решат связать свою жизнь. Они могут работать в архитектурных бюро и в дизайн-студиях, могут заниматься ландшафтным проектированием или вообще уйти в моду или в предметный дизайн. Спектр профессий довольно гибок: все зависит от таланта и стремления человека. По большому счету, что композиция стула, что композиция дома — всё это идеи, все они достаточно близки друг к другу. Главное — мыслить. Школа дизайна в этом смысле дает вот эту многопрофильность, широту взглядов; у наших студентов есть творческая свобода, что очень важно. Мы и сами экспериментируем и не скрываем этого: и с подачей материала, и с общением преподавателя и студента как коллег.

Если говорить об академическом архитектурном образовании, то обыкновенно имеется некий общий вектор, в направлении которого все движутся, получая на выходе примерно одинаковый стиль. В Школе дизайна очень разные кураторы, с разными навыками, разной практикой и взглядами, они из разных школ и направлений. Это позволяет студентам получить различный опыт взаимодействия и соприкоснуться с яркими индивидуальностями, понять, как и где можно себя проявить в профессии.

Что сейчас происходит в вашей профессиональной деятельности?

Много проектов, но хотелось бы еще больше, чтобы совсем ничего не успевать.

Можете рассказать о некоторых своих проектах? 

Мои самые любимые работы в портфолио — те, где удается создать художественный объект, в котором художественная инсталляция несёт в себе какие-то черты архитектуры. К таким проектам относится, например, как я ее называю, Капелла из покрышек, которую мне удалось поставить на задней площади за Манежем. С одной стороны, это инсталляция, объект временной архитектуры, а с другой в ней есть архитектурная составляющая на уровне метафорической, смысловой отсылки. Также это Фанерный театр, который носит характер и художественного произведения, и реального объекта с функцией. Одна из последних моих работ — сценография для спектакля «52 герца», который мы делали совместно с режиссером Антоном Морозовым. Я попытался привнести туда архитектурную составляющую. Там есть инсталляция: кости кита, а в них — домик. То есть это отсылки к такому архитектурному произведению, хотя… это опять же художественная инсталляция и декорация спектакля. 

Я стараюсь найти пространственный архитектурный прием и привнести его в работу, мне это очень близко. Конечно, если ты делаешь частный или общественный интерьер, это невозможно в принципе. Но в творческих проектах я стараюсь максимально наполнить объект пространственной задумкой.

Ф А Н Е Р Н Ы Й Т Е А Т Р

Расскажите о своих текущих творческих проектах. 

Я стал делать много выставок. Раньше, например, у меня в год был какой-то один творческий проект — инсталляция или оформление выставочного пространства, а остальные проекты в сфере коммерческой архитектуры и дизайна. Сегодня количество выставочных и театральных проектов стало превалировать. Например, сейчас мы делаем всего один проект интерьера спортивного клуба. Главным на сегодня стало создание именно творческих проектов, где отсутствует заказчик как таковой: за проектом стоит спонсор, есть возможность для выражения творческой воли. В таких проектах много обсуждений с кураторами по части экспозиции, выставки, которые влияют на твое решение, но при этом нет директивного руководства сверху. Для меня  это важный момент самореализации. 

Трудно ли совмещать преподавание и работу?

Непросто, но я стараюсь. Тяжело переключаться с проектов студентов на свои. Иногда хочется подвинуть студента и доделать его проект, но нужно сдерживаться и позволить человеку работать самому.

Что, на ваш взгляд, важно для поступающих абитуриентов и для поступивших первокурсников?

Важно не ждать, что здесь будут развлекать, а быть готовым к очень трудной работе. Это большой труд, иногда и по выходным. Но не стоит бояться этих усилий, нужно быть к ним готовым, собраться и понимать, что ты справишься. Должен быть серьезный настрой, любознательность, желание искать и находить информацию.

Студенческие работы

Мария Фомина. «Выставочный павильон "Фокус"»
Мария Фомина. «Выставочный павильон "Фокус"»
Анна Преснякова. «Дизайн-проект центра отдыха компании "SILENCE"»
Анна Преснякова. «Дизайн-проект центра отдыха компании "SILENCE"»
Элина Монахова. «Выставочный павильон компании Fuji experiences»
Элина Монахова. «Выставочный павильон компании Fuji experiences»
Алиса Мартынова. «Проект выставочного стенда для компании "Проспать"»
Алиса Мартынова. «Проект выставочного стенда для компании "Проспать"»

Может быть, какие-то есть источники, где в том числе и вы сами черпаете вдохновение?

Источники? Мне кажется, нужно читать больше книг. А если смотреть какие-то источники, они должны быть высокопрофессиональными ресурсами. Чтобы формировался вкус, нужно смотреть только лучшие образцы, следовать авторитетным источникам для публикации материала, где есть первичный отбор, критический, который есть у редакторов в каждой отрасли. В архитектуре, например, есть сайт Archdaily. 

Мой профессор, я помню, вообще считал, что художник-архитектор должен изучать философию, так как она больше помогает в рамках концептуального мышления и технически развивает стороны личности.

Какое напутствие вы бы дали студентам-средовикам?

Относитесь легко к процессу проектирования, больше экспериментируйте, позволяйте себе больше свободы. Многим не дают покоя мысли о финальной оценке, но в творческом процессе нужно думать исключительно о собственной практике, а уже потом — как это оценят окружающие; тогда что-то получится интересное. Причем «интересно» — не всегда значит высший балл. В комиссии тоже люди творческие, у всех свои вкусы. Мы занимаемся абсолютно субъективным делом. Не надо стараться всем понравиться. 

Читайте также

«Важно взращивать в себе постоянное неравнодушие и внимание к действительности». Интервью с кураторами направления «Фотография»

Фотография — что это? Технология записи изображения на светочувствительном материале или матрице цифрового фотоаппарата — или один из видов изобразительного искусства, занимающий ключевое место в массовой культуре современности? О том, что это за медиум, как учат фотографии в Школе дизайна и почему возникли фотоконкурс и фотожурнал «Отпечаток», мы поговорили с Ксенией Плотниковой, Владимиром Левашовым и Евгенией Соломатиной.

Интервью Анзора Канкулова изданию «Сноб»

Руководитель направления «Мода» в Школе дизайна Анзор Канкулов рассказал «Снобу», как трансформировался в последнее время российский модный ландшафт, что важнее для образования — решение насущных задач или предвидение тех, что подкинет нам будущее, и какими он видит таинственных младших зумеров. Читайте интервью на сайте издания.

Профиль бакалавриата в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Среда и интерьер

Профиль бакалавриата «Среда и интерьер» готовит специалистов в сфере проектирования общественных и частных пространств.

Отличительные особенности Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург — тесная связь с индустрией, проектный подход к образовательному процессу и привлечение к преподаванию практиков, за которыми стоят выдающиеся профессиональные достижения. Со студентами работают кураторы, которые сами в ежедневном режиме вовлечены в проектную деятельность, а благодаря партнёрству с ведущими музейными и культурными институциями Санкт-Петербурга часть образовательной программы профиля посвящена проектированию реальных выставочных и музейных пространств, а также разработке мультимедийной среды, как неотъемлемой части современных экспозиционных проектов.

Выпускники профиля «Среда и интерьер» могут работать в сфере проектирования общественного и частного интерьера, ландшафта, средовых и интерьерных объектов, а также найти себя в музейно-экспозиционной индустрии.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.