Мария Лугавцова: «Обучение может длиться всю жизнь»

Что нужно знать начинающему дизайнеру интерьера, прежде чем пойти в профессию? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда эстетика и функциональность выходят на первый план. Мы поговорили с главным куратором магистерского профиля «Дизайн интерьера» питерского кампуса Школы, известным дизайнером Марией Лугавцовой, которая рассказала о своём обучении в Академии Штиглица и в лондонском St. Martins, объяснила, почему дизайн интерьера — это психология, а также поделилась своим мнением о том, что необходимо для успешной карьеры в этой области.

Куратор магистерского профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Дизайнер интерьера жилых и общественных помещений, выпускница СПбГХПА им. Мухиной, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, лауреат премий в области реализованных концепций ресторанных интерьеров, в том числе международной ресторанной премии «Пальмовая ветвь» 2015, Mosbuild 2015.

Как вы пришли в профессию? 

Я с детства хорошо рисовала и получала от этого удовольствие, но в семье не было профессионалов в этой области. Не видя себя в качестве художника, я совсем не рассматривала эту профессию, однако в 13 лет поступила в художественную школу №17 у ЦПКиО на Приморском проспекте, после того как школьная учительница по рисованию лично вручила моим родителям направление.

А там у вас уже возник профессиональный интерес?

Не совсем. Спасибо маме за политкорректность — она пообещала мне, что художником я не буду, а буду просто учиться в художественной школе для удовольствия. Вскоре к нам в школу пришла молодая преподавательница, закончившая Академию художеств. И моё дальнейшее поступление в вуз связано именно с ней. Она рассказывала нам об импрессионизме и авангарде, модернизме, постмодернизме, о том, что нельзя работать по шаблонам и не стоит бояться экспериментировать в обучении. А также о том, что именно так и обучают в Академии Штиглица. В художественной школе учили стандартно: классический рисунок, живопись, станковая композиция. В 13 лет мне это казалось скучноватым и пресным.

Давая нам задание, сама она время от времени занималась своими пастельными и графическими работами для выставок. Когда я увидела процесс и результат её работы, то поняла, что именно в таком контексте я хочу продолжать обучение и уже серьёзно. Это желание и определило всю мою дальнейшую жизнь. В итоге я училась в «Мухе». (с 1953 по 1994 год академия им. Штиглица именовалась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, — прим. ред.).

Я закончила коммуникационный дизайн, где и познакомилась с Митей Харшаком. Я очень рада, что училась там, благодарна замечательным людям, личностям с высокой духовной культурой. Основательница нашей кафедры В. А. Сурина, декан факультета дизайна В. Г. Бандорин, мой учитель по рисунку М. Н. Тер-Саркисян, мои преподаватели по композиции Э. А. Субботская, Т. М. Журавская дали нам базу, образ мышления и четкую структуру, с которой дальше можно было пойти развиваться и самообучаться. Нас научили в творчестве думать, а это фундаментальная база для дальнейшего развития. Поэтому я считаю высшее образование необходимым: и бакалавриат, и магистратуру. Как правило, там человек и приобретает способность к успешному саморазвитию.

Помните вашу первую работу?

На первом курсе я устроилась на работу в рекламную студию, однако скоро выяснилось, что подразумевается неоплачиваемая стажировка. Я не могла себе позволить работать бесплатно, поэтому пришлось это место покинуть. Однако в момент собеседования, когда я показывала свою графику, рисунок и живопись, присутствовали генеральный директор и его заместитель. И через 3-4 месяца после этого мне позвонил заместитель генерального директора, которому понравились мои работы, и пригласил меня работать в свою фирму, которая осуществляла строительно-отделочные работы частного элитного жилья. Именно этот опыт дал мне первую практику, научил меня многому: как общаться с заказчиками, как происходит стройка, как делать чертежи. Таким образом, уже с первого курса я работала с интерьерами, зарабатывала деньги и развивалась в этом направлении.

Проект Марии Лугавцовой. Дом у озера. Частный объект. Поселок Токсово, Ленинградская область.

А каким был первый проект, который вы делали в качестве дизайнера интерьера?

Первая моя большая квартира была сделана на V курсе совместно с ребятами с кафедры монументальной живописи (Вадим Маслов), с ними я работаю до сих пор. Это была большая квартира на 330 квадратных метров для молодого человека 26 лет на Захарьевской улице. Большой проект в классическом стиле — микс из неоклассицизма, винтажной мебели и авторских предметов мебели, арт-объектов, светильников. Я уже всё понимала и вела объект по двум договорам, дизайн-проект и авторский надзор, плюс частично комплектовала декор предметами, светильниками, мебельными изделиями и отделочными материалами.

Мы знаем, что вы учились в Лондоне — расскажите об этом подробнее?

Я училась в St. Martins* на дизайне интерьера, прошла 2 курса по 10 месяцев. По сути, это ДПО (дополнительное профессиональное образование — прим. ред.). Учиться было очень интересно и легко, за это время я сделала много ассоциативных работ по внутреннему пространству. Нам говорили — взрывайте мозг и переворачивайте всё с ног на голову, главное — не «тяжелейте». Это и было девизом — «не тяжелеть»!

Когда я впервые приехала в Лондон, то влюбилась с первого взгляда и на всю жизнь. В то время я была уже дизайнером с опытом реализации объектов в сфере HoReCa (сегмент в бизнесе, который ориентирован на оказание услуг в сфере гостеприимства — прим. ред.) и частных жилых пространств. Я много путешествовала, но понимала, что дизайнерские решения ресторанов и бутиков Лондона — это что-то особенное. Иногда это абсурд, немного сумасшествие, абсолютно несочетаемые вещи, но в итоге они потрясающе работают! Решения как будто вообще без структуры и логики, но невероятное воображение и богатое наследие, возможность выбора из предметов мебели, аксессуаров, винтажных ценностей и арта многонациональных культур, проживающих на островной территории, — эта совокупность делает интерьеры Лондона неординарными. В городе много разных культур и национальностей, все прекрасно интегрированы. Это обогащает, делает город потрясающим. Лондон этим славится. Когда на одной улице китайская аптека, итальянский ресторан, индийская открытая кухня, конечно же, паб, а ещё арт-галерея, бутики и чудесные запахи... На первый взгляд — странный микс в одежде, уличные танцы студентов из танцевальных школ в Ковент-Гарден... Меня это очень притягивало и впечатляло, я захотела там поучиться, чтобы слиться с этой атмосферой и не «тяжелеть».

*Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина (англ. Central Saint Martins College of Art and Design / CSM) — один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный вуз в Великобритании.

Проект Марии Лугавцовой. Британский ресторан и паб BlackChops

А есть ли примеры подобного дизайна из азиатского или арабского мира?

Да, они есть. Та же Япония, например. Японцы тоже совершенно необыкновенно миксуют. Наше понимание японского интерьера как минималистичного привычно (всем известны такие мэтры, как Tadao Ando, Toyo Ito, Shigeru Ban, Kisho Kurokawa), но там также в почёте и совершенно другие решения, далекие от минимализма. Например, Haruo Taguchi, Katsunori Suzuki, Noritsugu Sasamori и др. Кстати, интересный факт: японцы просто обожают Шотландию, у них культ этой страны, как, впрочем, и у меня. Но об этом я буду уже рассказывать на своём курсе.

Также Китай — интереснейший и очень разный. Пекин, Гонконг, Шанхай — абсолютно разные города с разной визуальной коммуникацией и разными приёмами дизайна. 

У нас недавно открылся довольно интересный по интерьеру японский ресторан в Москве — Full Moon. Автор проекта — Наталья Белоногова, известный дизайнер в сегменте HoReCa. За пару лет до открытия она несколько раз посещала в Японию. Наталья сделала полностью розовый интерьер ресторана. У человека есть такая особенность восприятия, что если вы сидите в одном цвете больше 40 минут, то потом, когда вы покидаете это пространство, ваш глаз выхватывает этот оттенок везде. И после выхода из этого ресторана вы на 5-7 минут видите всё в оттенках розового — набережную, асфальт, небо. Такой эффект длится недолго — от 3 до 10 минут, в зависимости от цветового оттенка, в котором вы находились, а потом ваш мозг приходит в себя и адаптируется к окружающему миру.

А можете поделиться самым крутым проектом за всю вашу карьеру? 

Я работала в Artplay в Москве на Сыромятнической, когда Artplay только туда переехал. За год до этого на миланской выставке iSalone я познакомилась с ребятами, которые занимались продвижением и продажей светильников ведущих европейских дизайнерских фабрик. Однажды они позвонили мне и сказали, что открывают шоурум для презентации и продажи освещения в Artplay, и пригласили меня оформить выставочное пространство шоурума. Мы заключили договор на первый этап — эскизирование, чтобы дальше уже решить, подойдем ли мы друг другу и будет ли нам комфортно сотрудничать. Я приехала туда и оценила задачу: территория бывшего завода, помещение в одном из заводских зданий на 1100 квадратных метров, лофт-пространство со старым кирпичом, около 16 европейских фабрик по освещению (Flos, Foscarini, Artemida, Ingo Maurer, C&S, Wever Duce, Dark, Palucco, Ego Luci и т. д.), которые надо было представить, сочетать друг с другом, при этом сделать так, чтобы были минимальные средства вложены в пространство (стены, пол, потолок), чтобы можно было при необходимости максимально безболезненно поменять арендуемое помещение и расположиться в другом месте. При этом всё должно было быть эффектно подано и легко трансформируемо. Всё это в условиях очередного экономического кризиса в Европе и у нас.

Сложность и интерес были в том, что все эти выставки были временными и постоянно менялись, и надо было это продумывать. Я разрабатывала концепт, статичные и перемещающиеся конструкции. Это была очень творческая задача. Помимо этого, после открытия шоурума я приезжала к ним каждые 3–4 месяца и креативила новую экспозицию. У нас были разные истории — от архитектурных решений до разных перформансов. Потом у этих же ребят я сделала презентацию фабрики Magis, лично общалась с её основателем Эудженио Перацца. После торжественной части открытия он читал лекцию в Британке.

Работы Марии Лугавцовой

В чём заключаются задачи дизайнера интерьера?

Сначала вы встречаетесь с заказчиком и его командой. Слушаете, слушаете, смотрите, слушаете, смотрите, чувствуете, задаете правильные вопросы. После — начинаете творить! Затем создавать. И после — р е а л и з о в ы в а т ь ! В процессе вы встречаетесь с инженерами, сантехниками, электриками, рабочими. С художниками и мебельщиками, потому что вы делаете дизайн-проект, чертежи мебели, развёртки и эскизы, разрабатываете авторские предметы. Потом приезжаете на разные производства и смотрите, как читают ваши чертежи. Обсуждаете все вопросы с малярами, электриками, сантехниками, слаботочниками, вентиляционщиками, плиточниками. Параллельно делаете и курируете эксперименты в художественных, столярных, текстильных мастерских, общаетесь с заказчиками, зачастую охотитесь за винтажными предметами. Вы полностью погружены во всё и всё это вершите. Поэтому помимо творчества должен быть очень развит навык коммуникации и психологии. Ну и не забывать конечно про грамотные договоры (это мы тоже обсуждаем и разбираем в процессе учебы).

Как вы оказались в Школе дизайна и что вам даёт преподавательская деятельность?

Мне позвонил Митя Харшак, с которым мы вместе учились в Академии Штиглица и пересекались в профессиональном сообществе, и пригласил преподавать. У меня не было классического преподавательского опыта, однако Митя рассказал, что Школе дизайна требуются действующие успешные практики. И сначала я стала куратором курса дополнительного образования «Дизайн интерьера».

Преподавание очень увлекает. Бывают моменты, когда люди не ходят на занятия или уходят, потому что им на самом деле это не интересно или не нужно. Но есть те, кто действительно приходят получать эту новую профессию. И когда я вижу, что за месяцы учебы взрослые люди с двумя-тремя детьми, со своим бизнесом, на старте ничего не умеющие, осваивают 5-6 программ, начинают творить, чувствовать пространство, трансформировать его — это впечатляет! Я каждый раз поражаюсь этому огромному прогрессу, ведь люди способны освоить очень многое, если этого хотят.

Также при работе со студентами, их проектами и индивидуальным видением мозг работает постоянно, «не тяжелеет», потому что всё это огромное количество проектов я пропускаю через себя. Это, конечно, очень классный тренажёр. В Школе дизайна есть учебный план, и это огромный плюс — я вижу развитие студентов и развиваюсь сама.

Вы поймёте, почему цвет — это волшебство, а вы — волшебники. Почему пространство надо сначала почувствовать и понять, о чём это пространство вам говорит. Это глубинное ощущение, и два года — это даже мало. Дизайн и архитектура — это целый мир, а обучение может длиться всю жизнь.

Мария Лугавцова

Кому подойдёт профессия дизайнер интерьера? 

Профессия подойдёт тому, кто понимает, зачем в неё идет. Есть студенты, которые уходят на старте, потому что у них было совершенно ошибочное представление о работе дизайнера интерьеров. Так что в каком-то смысле уже в начале обучения происходит естественный отбор.

Когда вы приходите в дизайн интерьера, важно наработать или уже иметь некую насмотренность. Здесь нет единой формулы, но есть опыт, который можно и нужно получать. В дизайн интерьеров могут зайти и архитекторы, и стилисты. И мы часто можем увидеть, допустим, очень классные примеры, когда фэшн-дизайнеры сами себе делают квартиры, миксуют предметы, ритмы и фактуры ярко и эффектно.

Многие студенты в начале обучения говорят: «Я креативщик, я не хочу чертить и не буду делать развёртки». Я отвечаю: «А как вы сделаете хороший проект?». Вы же преподносите свои идеи и говорите чертежами. И вот если у вас розетка наслаивается на зеркало или вы забыли свести слаботочку и какую-нибудь колонну. Что за проект такой, если кабель-канал торчит над вашими дорогущими зеркалами? Чертежи очень важны, вся инженерия важна.

Почему именно магистратура, а не какие-нибудь двухмесячные курсы дизайнера интерьера?

Мы хотим, чтобы у человека после двух лет образования была база, фундамент, основа. Я всегда говорю, что не научу цветовым сочетаниям, не скажу, например, что синий с зелёным — это плохо. У всех плохо, а у вас может быть хорошо! Если вам будут рассказывать, как сочетаются цвета, вы будете среднестатистическим дизайнером, а если вы хотите творчества, индивидуальности и уникальности — это постоянные исследования. Мы занимаемся такими исследованиями два года. Помимо того, что мы даём всю проектную часть, скетчинг, 3D-визуализацию, скетчинг, мы прежде всего занимаемся исследованиями, делаем эксперименты, чтобы люди, выходя от нас, были художниками, не просто дизайнерами, а творческими единицами. И учились понимать, чувствовали стили, энергию этих стилей, даже исторических. И не просто по датам или стилистическим отсылкам, а по энергии.

Вы поймёте, почему цвет — это волшебство, а вы — волшебники. Почему пространство надо сначала почувствовать и понять, о чём это пространство вам говорит. Это глубинное ощущение, и два года — это даже мало. Дизайн и архитектура — это целый мир, а обучение может длиться всю жизнь.

Дизайн-проект помещения нового кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Проект Ксении Кубарь. Куратор Мария Лугавцова

Преподавательская
Преподавательская
Преподавательская
Преподавательская
Учебный офис
Учебный офис
Класс
Класс
Класс
Класс

Как может произойти встреча молодого специалиста со своими первыми заказчиками? Из какой точки начинается профессиональный рост и постепенное погружение в индустрию? 

Я обычно советую поработать в дизайн-бюро первое время, набраться опыта, посмотреть на работу в команде, а потом уже смелее выходить на работу с заказчиком. Заказчик — это человек, который буквально доверил вам свою жизнь. Во всяком случае, значительную её часть. Это либо его жизнь на протяжении как минимум 10 лет в квартире, либо это его бизнес. Он приходит к вам как к источнику вдохновения, и вы должны зажигать. В этом плане очень здорово, что в Вышке студенты каждый просмотр презентуют свою работу. Это очень важно, ведь ребята учатся разговаривать, презентовать, преподносить и продавать свой проект.

Чем вы увлекаетесь помимо работы?

Я очень увлекаюсь книгами. Во всех странах, где я бывала, я покупала книги. Они не устаревают и обогащают внутренние состояния человека, поэтому надо иметь дома библиотеку. 

Очень люблю воду, поэтому практикую сёрфинг и вейк-сёрф, когда хочется отдохнуть. Люблю путешествовать. Зачастую путешествие — это очень мощное саморазвитие и самообучение.

Что делать тем, кто хочет стать хорошим дизайнером интерьера? Какой совет вы можете дать?

Читать книги классиков архитектуры и дизайна, начиная с конца XIX века, а также про тех, которые были после Баухауза сразу практически, начиная с 40-х годов. Слушать лекции. Например, хорошие лекции у музея современного искусства «Гараж» (лекторы Мария Савостьянова, Артём Дежурко, Анна Броновицкая и многие другие). Ходить по выставкам, музеям, арт-галереям. Подписываться в соцсетях на дизайнеров, стилистов, архитекторов, дизайнеров по свету и т. д. Заходить на страницы создателей известных интерьеров и знакомиться с их работами. Искать профильные фабрики, смотреть на их продукцию и на то, кто делает дизайн. Конечно же, изучать мировую архитектуру. Так формируется насмотренность и эстетическое восприятие.

Профиль магистратуры «Дизайн интерьера»

За два года студенты без предварительной базовой подготовки освоят навыки объёмно-пространственного проектирования, научатся создавать яркие концептуальные проекты и подготавливать к ним необходимую техническую документацию.

Читайте также

Преподаватели Школы дизайна на Фестивале креативных индустрий G8

13 сентября на территории Хлебозавода № 9 более ста дизайнеров, художников, философов, музыкантов и других представителей творческих профессий соберутся вместе на Фестивале креативных индустрий G8, чтобы поделиться своими знаниями, идеями и опытом. Среди выступающих на фестивале будут и преподаватели Школы дизайна — Наталья Логутова, Юлия Шереметова, Олег Пащенко и Степан Бугаев.

Интервью со Степаном Бугаевым на портале D4U

На сайте о дизайне интерьера D4U вышло интервью с руководителем направления «Дизайн интерьера» и основателем студии «Точка дизайна» Степаном Бугаевым. В материале Степан рассказал про услугу авторского надзора. Что теряет заказчик, отказываясь от авторского надзора, из чего состоит эта услуга, сколько она стоит и когда ею можно безболезненно пренебречь — ответы на эти вопросы читайте в интервью.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Магистерский профиль

Дизайн интерьера

Благодаря выстроенной образовательной программе, интенсивному ритму занятий и работе над реальными кейсами выпускники программы становятся профессионалами в области жилых, коммерческих и общественных интерьеров и выставочных пространств.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.