Интервью с Марией Лугавцовой

Что нужно знать начинающему дизайнеру интерьера, прежде чем пойти в профессию? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда эстетика и функциональность выходят на первый план. Мы поговорили с главным куратором магистерского профиля «Дизайн интерьера» питерского кампуса Школы, известным архитектором и дизайнером Марией Луговцовой, которая рассказала о своём обучении в лондонском St. Martins, объяснила, почему дизайн интерьера — это психология, а также поделилась своим мнением о том, что необходимо для успешной карьеры в этой области.

Куратор магистерского профиля «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Дизайнер интерьера жилых и общественных помещений, выпускница СПбГХПА им. Мухиной, член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга, лауреат премий в области реализованных концепций ресторанных интерьеров, в том числе международной ресторанной премии «Пальмовая ветвь» 2015, Mosbuild 2015.

Как вы пришли в профессию? 

Я с детства хорошо рисовала, но семья у меня была не артистичная, не было прямых родственников художников. Хорошо рисовала мама, но на уровне обывателя. Будучи подростком я ни в коем случае не хотела становиться художником — мне они не нравились и казались странными людьми, как хиппи с бантом на шее. При этом я всегда любила рисовать, и учительница по рисованию несколько раз мне давала направление в художественную школу, которое я не отдавала родителям. Однажды она все-таки добралась до квартиры моих родителей и вручила им это направление... Но спасибо ей за это — я пошла в художественную школу около ЦПиКО и начала там учиться.

А там у вас уже возник профессиональный интерес?

Не совсем. Спасибо маме за политкорректность — она пообещала мне, что художником я не буду, а буду просто рисовать так, как мне нравится. И скоро к нам в художку пришла молодая преподавательница. Здесь как раз история про то, когда состыковываются какие-то точки во вселенной. Потому что моё дальнейшее поступление в вуз связано именно с ней. 

Она давала нам задание, и пока мы его делали, сама рисовала пастели на продажу. И когда я увидела это, то поняла, что в художественной школе я не видела таких прогрессивных и крутых работ. Я настолько впечатлилась и вдохновилась, что в итоге пошла учиться в «Муху» (с 1953 по 1994 год академия им. Штиглица именовалась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, — прим. ред.). 

Я закончила графический дизайн, где и познакомилась с Митей Харшаком. Я очень рада, что училась там. Спасибо большое за заведение и замечательным людям, личностям с высокой духовной культурой. Нам дали базу, образ мышления и четкую структуру, с которой дальше можно было пойти развиваться и самообучаться. Нас научили думать.​​​​​​​

Помните вашу первую работу?

На первом курсе я пыталась устроиться на работу в рекламную студию. Директор меня взял, но оказалось, что зарплату платить не собираются, так как я молодая и должна радоваться возможности поработать. Но нужно было жить и есть, и я принесла свои работы заместителю генерального директора. Он посмотрел и сказал: «Маша, тебе здесь зарплату платить не будут, но мне очень понравились твоя живопись, графика и рисунок, и мне нужен человек, который может рисовать руками».

Так я стала работать на студию создания частных интерьеров. Именно этот опыт дал мне первую практику, научил меня многому: как общаться с заказчиками, как происходит стройка, как делать чертежи. Получается, с первого курса я уже работала с интерьерами и уже зарабатывала деньги и развивалась в этом направлении.

А каким был первый проект, который вы делали в качестве дизайнера интерьера?

Первая моя большая квартира на 330 квадратов была сделана на V курсе совместно с ребятами с кафедры монументальной живописи, я с ними до сих пор работаю. Это была квартира для молодого человека 26 лет на Захарьевской улице — большой и мощный проект в классике. Я уже всё понимала и вела авторский надзор, делала комплектацию. 

Мы знаем, что вы учились в Лондоне — расскажите об этом подробнее

Да, я училась в St. Martins* на интерьере. Я прошла 2 курса по 10 месяцев. Там было очень интересно и легко, яделала много артовых работ. Нам говорили — взрывайте мозг и переворачивайте всё с ног на голову. 

Когда я впервые приехала в Лондон, то влюбилась с первого взгляда и на всю жизнь. В то время я была уже опытным дизайнером со множеством проектов общественных и частных. Я много ездила по Европе и понимала, что дизайнерские решения ресторанов и бутиков Лондона — это что-то особенное. Это абсурд, сумасшествие, абсолютно несочетаемые вещи, но они работаю! Как будто вообще нет структуры и понимания, как это сделано, и с точки зрения логики всё сделано совершенно неправильно. Оно не должно работать, но работает потрясающе! Лондон славится именно этим. Меня это настолько впечатлило, что я захотела там учиться, чтобы понять и прикоснуться к этому. 

*Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина (англ. Central Saint Martins College of Art and Design / CSM) — один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный вуз в Великобритании.

А есть ли примеры подобного дизайна из азиатского или арабского мира?

Это тоже очень интересно. Та же Япония, например. Японцы тоже совершенно необыкновенно миксуют. Наше понимание японского интерьера как минималистичного абсолютно ошибочно — иногда там бывают совершенно безумные решения. Также Китай — интереснейший и очень разный. Пекин, Гонконг, Шанхай — это абсолютно разные города с разной визуальной коммуникацией и разными приёмами дизайна. 

У нас, кстати, тоже есть сейчас очень интересный проект. Его создала известный дизайнер Наталья Белоногова в сегменте HoReCa (сегмент в бизнесе, который ориентирован на оказание услуг в сфере гостеприимства — прим. ред.), она в свое время тоже много ездила в Японию. Она сделала полностью розовый интерьер ресторана. У нас есть такая особенность восприятия, что если вы сидите в одном цвете больше 40 минут, то потом, когда вы приходите в другое пространство, ваш глаз выхватывает этот оттенок везде. И после выхода из этого ресторана вы видите всё в розовом цвете — набережную, асфальт, небо. Этот эффект сохраняется минут пять.

А можете поделиться самым крутым проектом за всю вашу карьеру? 

Я работала в Artplay в Москве на Сыромятнической, когда они только заехали туда. Сначала на миланской выставке iSalone я познакомилась с ребятами, которые занимались интерьерным светом. Однажды они позвонили мне, сказали, что открывают шоурум в Artplay, и пригласили попробовать оформить все выставочное пространство Artplay. Мы заключили договор на первый этап — эскизирование, чтобы дальше уже решить, подойдем ли мы друг другу. Я приехала туда и оценила задачу: территория бывшего завода, 1200 квадратов, старый кирпич, 40 фабрик света, которые надо было представить, сочетать друг с другом, при этом сделать дёшево (потому что был очередной кризис), но эффектно. Сложность и интерес были в том, что все эти выставки были временными и постоянно менялись, надо было это продумывать. Я разрабатывала концепт, статичные и перемещающиеся конструкции. Это была очень творческая задача. Помимо этого я приезжала к ним каждые 3-4 месяца и креативила новую экспозицию. У нас были разные истории — от архитектурных решений до разных шоу. 

Что насчет худшего проекта?

Плохих проектов не бывает. Бывают проблемные заказчики, причём это вообще не зависит от вашего профессионализма. Есть люди, которые получают энергию от конфликта, они не могут по-другому. Бывают такие условия, когда ты вынуждена отказаться от пространства, и это печально. Потому что когда берёшь пространство, ты начинаешь его чувствовать, дышать им. Особенно если это HoReCa. А если не случается мэтч — ты выходишь из проекта и словно отрываешь его от себя. Это больно. Дизайн интерьера — это не только искусство, но и психология.

В чём заключаются задачи дизайнера интерьера?

Вы встречаетесь с инженерами, сантехниками, электриками, рабочими. С художниками и мебельщиками, потому что вы делаете чертежи мебели. Потом приезжаете на производство, смотрите, как читают ваши чертежи. Вы полностью погружены во всё и всё это вершите. Здесь много человеческого ресурса, потому что это управление командой. Это целый мир. В HoReCa многое вообще зависит от команды, так как важно, чтобы заказчики понимали свою целевую аудиторию. 

Как вы оказались в Школе дизайна и что вам даёт преподавательская деятельность?

Мне позвонил Митя Харшак, с которым мы вместе учились в «Мухе» и далее пересекались уже в профессиональном сообществе, и пригласил преподавать. Я до этого никогда не преподавала, но Митя сказал, что нужны как раз не теоретики, а действующие успешные практики. Так я пошла преподавать на курс дополнительного образования «Дизайн интерьера». 

Преподавание очень затягивает. Бывают моменты, когда люди не ходят на занятия или уходят, потому что им на самом деле это не интересно или не нужно. Но есть те, кто действительно приходят получать эту новую профессию. И когда я вижу, что за месяцы учебы взрослые люди с двумя-тремя детьми, со своим бизнесом, на старте ничего не умевшие, осваивают 5-6 программ — это впечатляет! Я каждый раз поражаюсь этому огромному прогрессу, ведь люди способны освоить всё, что угодно, если этого хотят.

Также при работе со студентами, их проектами и индивидуальным видением, мозг работает постоянно, он начинает ещё больше развиваться, потому что всё это огромное количество проектов ты пропускаешь через себя. Это, конечно, очень классный тренажер. В Школе дизайна есть учебный план, и это огромный плюс — ты видишь развитие студентов и развиваешься сам.

Кому подойдёт профессия дизайнер интерьера? 

Она подойдёт тому, кто понимает, зачем в неё идет. Есть студенты, которые уходят на старте, потому что у них было совершенно ошибочное представление о мире дизайна интерьеров. Для многих из них это красивые картинки из Pinterest, но это не так. Это сложная работа со своими кризисами, но и со своими успехами и победами. Так что в каком-то смысле уже в начале обучения происходит естественный отбор.

Когда вы приходите в дизайн интерьера, важно наработать или уже иметь некую насмотренность. Здесь нет единой формулы, но есть опыт, который можно и нужно получать. В дизайн интерьеров могут зайти и архитекторы, и стилисты. И мы часто можем увидеть, допустим, очень классные примеры, когда фэшн-дизайнеры сами себе делают квартиры, совмещают фактуры материалов.

Многие студенты по первости приходят и говорят: я креативщик, я не хочу чертить и не буду делать развёртки... А как вы сделаете хороший проект? Вы же преподносите свои идеи и говорите чертежами. И вот если у вас розетка наслаивается на зеркало или вы забыли свести за слаботочку какую-нибудь колонну, где пойдет кабель-канал — что за проект такой, если кабель-канал торчит над вашими дорогущими зеркалами? Чертежи очень важны, вся инженерия важна.

Почему именно магистратура, а не какие-нибудь двухмесячные курсы дизайнера интерьера?

Мы хотим, чтобы у человека после двух лет образования была база, фундамент, основа мышления. Я всегда говорю, что не научу цветовым сочетаниям, не скажу, например, что с синий с зелёным — это плохо. У всех плохо, а у вас может быть хорошо! Если вам будут рассказывать, как сочетаются цвета, вы будете среднестатистическим дизайнером, а если вы хотите творчества, индивидуальности и уникальности — это постоянные исследования. Мы занимаемся такими исследованиями два года. Помимо того, что мы даём всю инженерию, скетчинг, мы прежде всего занимаемся исследованиями, делаем эксперименты, чтобы люди, выходя от нас, были художниками, творческими единицами, не просто дизайнерами. И учились понимать, чувствовали стили, энергию этих стилей, даже исторических. И не просто по датам или стилистическим отсылкам, а по энергии.

Вы поймёте, почему цвет — это волшебство, а вы — волшебники. Почему пространство надо сначала почувствовать и понять, о чём это пространство вам говорит. Это глубинное ощущение, и два года — это даже мало. Дизайн и архитектура — это целый мир, а обучение может длиться всю жизнь.

Как может произойти встреча молодого специалиста со своими первыми заказчиками? Из какой точки начинается профессиональный рост и постепенное погружение в индустрию? 

Я обычно советую поработать в дизайн-бюро первое время, набраться опыта, посмотреть на работу в команде, а потом уже смелее выходить на работу с заказчиком. Заказчик — это человек, который буквально доверил вам свою жизнь. Во всяком случае, значительную её часть. Это либо его жизнь на протяжении как минимум 10 лет в квартире, либо это его бизнес. Он приходит к вам, как к источнику вдохновения, и вы должны зажигать. В этом плане очень здорово, что в Вышке студенты каждый просмотр презентуют свою работу. Это очень важно,  ведь ребята учатся разговаривать, презентовать, преподносить и продавать свой проект.

Чем вы увлекаетесь помимо работы?

Я очень увлекаюсь книгами. Во всех странах, где я бывала, я покупала книги. Книги в моей библиотеке всегда вдохновляют. Они не устаревают и обогащают внутренние состояния человека, поэтому надо иметь дома библиотеку.

Что делать тем, кто хочет стать хорошим дизайнером интерьера? Какой совет вы можете дать?

Читать книги классиков, именно архитекторов, дизайнеров, которые были  после Баухауза сразу практически, начиная с 40-х годов.  Смотреть лекции, например, которые делал Гараж во время пандемии. Подписываться в соц сетях и пинтересте на дизайнеров, стилистов, архитекторов, дизайнеров по свету и т.д. Смотреть Pinterest. Заходить на страницы создателей известных интерьеров и знакомиться с другими работами. Искать профильные фабрики, например, по свету, смотреть на их продукцию, кто делает дизайн. Конечно же, изучать мировую архитектуру. Так формируется насмотренность, а эстетическое восприятие очень сильно развивается дальше. 

Читайте также

Преподаватели Школы дизайна на Фестивале креативных индустрий G8

13 сентября на территории Хлебозавода № 9 более ста дизайнеров, художников, философов, музыкантов и других представителей творческих профессий соберутся вместе на Фестивале креативных индустрий G8, чтобы поделиться своими знаниями, идеями и опытом. Среди выступающих на фестивале будут и преподаватели Школы дизайна — Наталья Логутова, Юлия Шереметова, Олег Пащенко и Степан Бугаев.

Интервью со Степаном Бугаевым в журнале myDecor

В интернет-журнале о дизайне интерьера квартир и загородных домов myDecor вышел материал, в котором руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и основатель студии «Точка дизайна» Степан Бугаев рассказывает о трендах Salone del Mobile 2024 — одной из главных ежегодных выставок в сфере мебели и интерьерного дизайна. В 2024 году мероприятие прошло с 16 по 21 апреля. Степан ежегодно посещает эту выставку и делится своими впечатлениями.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Магистерский профиль

Дизайн интерьера

Благодаря выстроенной образовательной программе, интенсивному ритму занятий и работе над реальными кейсами выпускники программы становятся профессионалами в области жилых, коммерческих и общественных интерьеров и выставочных пространств.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.