Мария Данцис: «Мы все учимся смотреть и понимать кино»

Мария Данцис — преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ, современная художница, участница множества выставок в России и за рубежом, а также одна из создательниц студенческого фестиваля экранных искусств SmallShorts, заявки на который принимаются на платформе HSE AWARDS до 7 апреля. В этом интервью Мария рассказала о том, как и зачем был создан фестиваль.

Преподаватель вариатива «Видеоарт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Современный художник. Избранные выставки: Биеннале экспериментальго кино (музей «Людвиг», Кельн, 2006), «Семейный альбом» (Государственная Галерея Нордхорн, 2012), перформанс «Художник, убей себя — стань знаменитым!» (Sophiensaele, Берлин, 2012), Street Art Museum «Убежище. Welcome to the paradise» (Санкт-Петербург, 2021).

Мария, расскажите, пожалуйста, о своем опыте участия в международных выставках и фестивалях? Как родилась идея сделать собственный фестиваль?

Первый такой опыт у меня был еще в студенчестве, на четвертом курсе Кассельской школы искусств мой фильм стал номинантом на нескольких фестивалях видеоарта и экспериментального кино, но попала я туда благодаря профессуре, они заметили фильм и сказали, куда надо послать его. Позже мой профессор Бьерн Мельхус также посоветовал меня для Columbus Art Foundation, который в результате отобрал меня в 6 лучших интердисциплинарных художников Германии в 2010 году. Будучи студенткой я не очень понимала, как много для меня делают мои профессора Бернхард Приец (фотограф) и Бьерн Мельхус (видеохудожник), отчасти из-за этого я пришла к идее создания такого фестиваля.

Расскажите об истории создания международного студенческого фестиваля экранных искусств SmallShorts. Когда он возник? Какая у него миссия?

Изначально фестиваль был внутренней инициативой факультета свободных наук и искусств СПбГУ. Направление «Кино и видео» готовило кинокритиков и кинотеоретиков, для них и был создан фестиваль в качестве семинара. Однако через два года, когда мы сделали первый открытый международный open call, нам стало ясно, что он начинает стремительно развиваться и это больше не просто факультативное мероприятие. В это же время нам стало очевидно, что цель фестиваля не просто собрать и показать первые студенческие фильмы, но и создать базу для изучения некоммерческого авторского дебютного кино. Ведь те, кто организует фестиваль, не только показывают кино, но и пишут о нем. Для преподавателей этот фестиваль также необходим, чтобы познакомиться с методами преподавания в разных школах мира, так как география студенческих работ у нас обширна. С 2019 года мы получаем фильмы не только из России, но и из Германии, Великобритании, Израиля, Южной Кореи, Франции, Нидерландов, Тайваня, Туниса и многих других стран.

В чем особенность SmallShorts по сравнению с другими смотрами?  

В том, что его изначально делали студенты, и до сих пор часть команды фестиваля — это учащиеся как ВШЭ, так и других учебных профильных заведений. Наш дизайнер Соня Григорьева учится на IV курсе бакалавриата Школы дизайна ВШЭ в Санкт-Петербурге. Полина — магистрантка Университета Гёте и Штеделевского института во Франкфурте. После бакалавриата в киноведении она учится на куратора и работает на других фестивалях. Тася закончила университет, но продолжает исследовать кино и его окраины: прочитала лекцию в Доме кино, волонтерит в проекте «Грезы». Фестиваль — это не только производство, но и взаимное обучение. Мы все учимся смотреть и понимать кино.

Что объединяет фильмы, побеждающие на фестивале? 

Сложно выделить что-то одно. Есть целый перечень критериев, которые нам важны, но главные — это цельность и смелость. Нам нравятся работы, которые раскрывают автора, даже если эти фильмы не идеальны. 

Как вы оцениваете влияние фестиваля на дальнейший путь участников смотра?

Любой фестиваль — это ступенька. Встав на нее, дороги назад в профессии нет. Мы хотели бы быть такой первой ступенькой для многих.

До 7 апреля 2025 года на конкурсной платформе Школы дизайна в рамках девятого сезона международной студенческой премии HSE CREATIVE OPEN проводится фестиваль SmallShorts — международный студенческий фестиваль экранных искусств, который с 2019 года показывает короткие метры молодых авторов со всего мира. Принять участие можно в трёх номинациях:

Читайте также

Анатолий Айс: «Бит — это ритм. А ритм — самая важная часть музыки»

1 ноября в Школе дизайна стартует курс дополнительного образования «Битмейкинг», который будет вести истинный профессионал своего дела — продюсер, музыкант и диджей Анатолий Айс, в чьём багаже — авторские и продюсерские релизы в России и за рубежом, радиопрограммы, живые выступления, лекции и курсы. Мы поговорили с Анатолием и узнали, нужно ли музыкальное образование, чтобы поступить на курс битмейкинга, чем уникален и в то же время универсален его главный инструмент — программа Ableton Live, и не обесценивает ли использование компьютерных программ сам процесс создания музыки.

Анастасия Черникова: «Хочу показать, за кем стоит андеграунд»

Бакалавриат Школы дизайна в Ереване — первое её подразделение за рубежом — существует уже второй год. Многие его студенты, приехавшие из России, сменили не только место жительства, но и специальность. Среди них — Анастасия Черникова, студентка II курса ереванского «Коммуникационного дизайна». Мы поговорили с ней о переезде и новой жизни, о поступлении, учебном процессе и развитии дизайн-сообщества в Ереване.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.