По общим вопросам
Издательство Студии Артемия Лебедева готовит к выпуску книгу Дмитрия Чеканова, выпускника Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, посвящённую вывескам советских наукоградов Подмосковья.
Дмитрий Чеканов, выпускник Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, представил визуальное исследование вывесок советских наукоградов. Издательство Студии Артемия Лебедева предложило ему издать эту работу в виде книги.
Наукограды — города молодых учёных, где в советское время допускалось больше свободы в оформлении городской среды, чем в других городах СССР. Это проявлялось, в частности, в монументальном искусстве. Вывески наукоградов также могли отличаться от типичных советских стандартов, отражая большую творческую свободу.
«Моё исследование было опубликовано на канале „Унежить душу“, и через эту публикацию на меня вышло издательство Артемия Лебедева. Я выступаю автором текста и визуальных материалов, а макет книги создаёт команда издательства», — рассказал Дмитрий Чеканов.
«Во время учёбы Дима выделялся уникальным взглядом на дизайн и глубоким подходом к исследованию. Он ездил в наукограды Подмосковья, изучал их на месте, фотографировал, посещал библиотеки. Даже на каникулах он, например, исследовал Обнинск, которому посвятил дипломный проект», — отметил Иван Куликов, куратор профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ и руководитель агентства Terminal Design.
«Для меня это новый опыт — быть автором, а не дизайнером. Важно, что ценность имеют мои мысли и выводы, а не только оформление. Весь второй год магистратуры был связан с наукоградами: я разрабатывал мерч для Протвино, а затем создал фирменный шрифт для бренда Обнинска. Исследование стало основой для диплома. Без свободы выбора темы в Школе дизайна НИУ ВШЭ этой книги бы не было. Вышка поддерживает исследование узких, нестандартных тем, что позволяет создавать проекты, влияющие на реальный мир», — поделился Дмитрий.
В рамках исследования он анализировал вывески и, по возможности, старался определить, какие шрифты в них использовались. Однако довольно часто встречались оригинальные графические решения — даже там, где применялись существовавшие в то время советские наборные шрифты (чаще всего гарнитура «Рубленная», а также «Академическая» и «Журнальная рубленная»), они почти всегда претерпевали определённые искажения или модификации и нередко отличались от рисунка металлических литер.
«В ряде случаев, — считает Дмитрий, — можно провести параллели между вывесками и образцами из каталогов шрифтов для художественно-оформительских работ, но и тут они скорее служили источником вдохновения — финальный результат редко полностью соответствовал каталожным образцам. Даже на типовых вывесках, составленных из квадратных световых коробов, встречались оригинальные шрифтовые решения».
Дмитрий также проследил визуальные особенности вывесок в разных городах. Ранние обнинские вывески отличались, по его мнению, предельной простотой и кустарностью, что резко контрастировало с ампирной архитектурой старого города. Этот контраст вдохновил его на создание шрифта для дипломного проекта — нарочито грубой антиквы с нетипичными формами, основанной на обнинских вывесках 1950–60-х годов.
«Классический размашистый советский леттеринг в Обнинске и Протвино тоже имеет своеобразный характер — он по-модернистски геометричен и монументален, — отмечает Дмитрий. — А в Пущине и Протвино внезапно можно найти психоделические мотивы в вывесках — пожалуй, мой самый любимый сюжет всего исследования. Сейчас я работаю над шрифтом, основанным на этих вывесках, для Terminal Type Foundry.
В вывесках наукоградов есть много вещей, которые стоит осмыслить и переосмыслить. Надеюсь, это исследование поможет сохранить идентичность подмосковных наукоградов, которые, к сожалению, стремительно теряют своё лицо».
В книге Дмитрий анализирует вывески подмосковных наукоградов 40–50-летней давности, воспроизводит их по архивным материалам и сравнивает с типичными советскими городами. Он отмечает, что модернистская городская среда прошлого выглядела чище и цельнее, чем современное оформление городов, несмотря на его яркость. Этому контрасту в книге уделено особое внимание.
После окончания учёбы Дмитрий работает в агентстве Terminal Design, где участвует в создании шрифтового подразделения Terminal Type Foundry: «Мой опыт работы с буквами оказался очень кстати. Приятно, что моя работа интересна такому известному издательству. Я до сих пор не до конца осознал, что это реально», — добавил он.
В издании The Blueprint вышел материал, посвящённый выдающейся личности в мире моды — Изабелле Блоу. Его авторы, fashion-дива Ксения Чилингарова и стилист София Бурнашева, создали запоминающуюся фотосессию, которая стала данью уважения этой легендарной фигуре. Арт-трибьют был создан при участии студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ. Специально для этого проекта они разработали уникальные головные уборы, которые стали важным акцентом каждого образа.
В Steam вышло демо «Клети» — кооперативного хоррора, разработанного выпускником профиля «Гейм-дизайн» Олегом Киселевым и выпускником профиля «Системный гейм-дизайн» Кириллом Гончаровым. Исследуйте смертельно опасные этажи Гигахруща и спуститесь в его недра на лифте, который пытается вас съесть!
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.