По общим вопросам
Мы продолжаем знакомиться с выпускниками Школы дизайна НИУ ВШЭ 2025 года, и в этот раз мы поговорили с магистрами профиля «Коммуникационный дизайн» в Санкт-Петербурге. Вспоминая два года обучения, они единогласно отмечают, что главным источником вдохновения и роста стало уникальное дизайн-комьюнити. Среди «своих» было легче не бояться ошибок, учиться глубже исследовать темы и брать ответственность за идеи, визуал и концепцию. Эта среда, а также поддержка неравнодушных кураторов, позволила каждому обрести настоящую творческую свободу.
Яна Михайлова (далее — ЯМ): Точно могу выделить наше дизайн-комьюнити! Находиться среди единомышленников, погруженных в дизайн, — очень круто. Буду с теплотой вспоминать те самые дни до просмотров, когда в чатик с одногруппниками можно было в любой час дня и ночи прислать свои идеи по проекту, которые уже сложно оценить самостоятельно, и сразу же получить несколько сообщений о том, почему один из них работает лучше и как его сделать ещё круче.
Олег Козлов (далее — ОК): Могу смело отнести к любимым моментам проект CRDNTS и процесс работы над ним. Это айдентика для бренда уличной одежды, в основе метафоры которого — взгляд на дворы и локации Петербурга с высоты птичьего полёта. Испытывал настоящее удовольствие, трансформируя любовь к городу, локальным мероприятиям и уличной культуре в дизайн-код.
Линур Нигматуллин (далее — ЛН): Мне нравилось каждое мгновение, проведённое в Школе дизайна! Особенно вдохновляли пары по основной дисциплине — они были похожи на мастерскую, где каждый сосредоточен на своём проекте и стремится довести его до идеала. Эта атмосфера полного погружения, но при этом лёгкости и душевности, была для меня очень важной. За это огромное спасибо нашему куратору Софье Сыровацской и одногруппникам — с вами было круто!
Минлу Чжао (далее — МЧ): В начале проектов у меня нередко возникали трудности — хорошо, что наш куратор Энди Мартин всегда был готов прийти на помощь. Его способность точно определить проблемы проекта, предложить несколько вариантов решений и помочь выбрать ту, которая подойдет именно тебе, позволила всем проектам успешно развиваться в готовый результат.
Валерия Устинович (далее — ВУ): Самые тёплые моменты за время учёбы — это наши вечера после просмотров, когда мы всей группой вместе с куратором шли в пиццерию отмечать закрытие модуля.
Это были настоящие душевные посиделки, и именно тогда было особенно сильно ощущение, что рядом — свои люди, а Школа дизайна — это не просто про учёбу, а про сообщество.
Анастасия Башкова (далее — АБ): Самые сложные, но при этом любимые моменты – подготовка к просмотрам. Мы с ребятами-однокурсниками часто собирались в универе за несколько дней до сдачи проекта и вместе сидели почти до ночи, печатая наши визуальные исследования и доделывая презентации, а параллельно обсуждали всё на свете. Неделя до сдачи диплома тоже была драйвовая, хотя в моменте хотелось её поскорее закончить: мы с нашим куратором Софьей Сыровацской сидели над проектами с утра до вечера, много смеялись, ели пиццу, и Софа в конце каждого дня говорила: «Ещё чуть-чуть постараться, но вы все уже огромные молодцы!»
ЯМ: Недавно я начала работать в креативной студии «Сирена», где занимаюсь UX/UI-дизайном для спецпроектов. Поэтому сейчас хочу прокачиваться в этой области дизайна дальше, а также попробовать себя в смежных направлениях, например, анимации для интерфейсов.
В будущем мне бы хотелось полностью отвечать за продукты, визуал и концепцию брендов. Благодаря учебе я поняла, как это устроено, и чётко вижу свой путь!
ОК: Первым делом — выдохнуть! Работа над учебными задачами была интенсивной, к тому же сочеталась с фриланс-проектами по брендингу, так что немного отдохнуть абсолютно необходимо. А сразу после продолжу углубляться в наше ремесло — планирую развивать собственную студию и выходить на новый уровень проектов и заказчиков.
ЛН: Хочу продолжать расти как профессионал — мне кажется, лучше всего это удастся в студийной среде, поэтому планирую найти работу в дизайн-студии. Долгосрочных планов пока не строю, просто хочу заниматься тем, что нравится, и развиваться в этом.
МЧ: Сначала хочу вернуться в Китай и встретиться с семьей — я не видел их целый год. Потом планирую вернуться в Россию и продолжить обучение на уровне аспирантуры.
ВУ: Планирую продолжать развиваться в брендинге и выйти на новый уровень. Для начала хочу попробовать себя в профессиональных конкурсах, а в перспективе — делиться опытом как спикер, участвовать в форумах и быть частью профессионального сообщества.
АБ: Долгое время я была штатным дизайнером — теперь хочется поработать в дизайн-студии, попробовать себя на самых разных проектах, поизучать свои интересы. Пока не мечтаю и не загадываю слишком далеко, просто хочется заниматься любимым делом. Чувствую, что самое сложное и интересное впереди, и мне это очень нравится!
ЯМ: За то, что каждый проект, который я выбирала, независимо от его темы и направления, я старалась сделать на максимум, со всем вниманием и реализуя все свои задумки.
ОК: За осознанный выбор тем для проектов. Близкие душе тематики или сферы позволяли максимально отдаваться задаче, с интересом проводить аналитику и изучать лучшие практики мировых студий, чтобы затем создать нечто новое, интересное и уже своё.
ЛН: Горжусь тем, что за два года ни разу не сдался. Бывало трудно и хотелось всё бросить, но я продолжал. Мне помогало осознание, что я делаю то, что люблю, и это точно не зря.
МЧ: Больше всего горжусь тем, что приехал в совершенно незнакомую страну. Здесь я стал гораздо самостоятельнее, ведь приходилось самому решать все трудности — это было бы невозможно в Китае. Но жить в Петербурге эти два года было наслаждением, в том числе визуальным — это очень красивый город.
За эти два года у меня сильно изменилось мышление. Я стала подходить к проектам глубже: теперь в основе — исследования, а не просто визуальная подача. Научилась объяснять идеи заказчику, строить концепцию осознанно и аргументированно. Для меня это важный и ощутимый рост.
АБ: Больше всего горжусь тем, что не боялась экспериментировать, ошибаться и принимать критику. Когда я не знала, как подступиться к проекту, я начинала делать всё, что мне приходило в голову, потом приносила это куратору, и мы вместе лепили из графического бреда что-то осознанное и логичное.
Горжусь и тем, что вообще решилась пойти в магистратуру на новую для меня специальность, это был сложный, но очень важный шаг.
ЯМ: При поступлении я не знала этот профиль так широко, а потому многого не ожидала! Классно, что программа очень разнообразная, и студенты за два года могут попробовать себя во всех аспектах дизайна.
ОК: Даже больше! Сначала мне хотелось из месяца в месяц заниматься комплексной айдентикой, но занятия по типографике, упаковке, книжной верстке и даже созданию мобильного приложения, а также занятия по истории искусств, где было всё — от советских журналов до NFT-проектов — вот, что позволило кратно развить скиллсет и насмотренность и совершить скачок в профессии!
ЛН: Я и представить не мог, что буду с таким нетерпением ждать каждой пары и с радостью приезжать в вуз, чтобы показать куратору, над чем работаю. Поступить в Школу дизайна было одним из лучших решений в моей жизни. Главное, что дала мне учёба, — это умение вести несколько проектов одновременно и переключаться между ними. Сейчас мне это даётся гораздо легче, чем в начале, и точно пригодится в профессиональной жизни!
Полностью! Как я и ожидал, здесь царит атмосфера творческой свободы, а это самое главное. А ещё меня порадовал дружелюбный коллектив однокурсников и преподавателей, и даже продуманность учебного расписания — в Школе дизайна очень комфортно учиться!
ВУ: Всем, кто спрашивает, я говорю, что обучение здесь стоит каждого вложенного рубля. Очень ценю системный подход Школы дизайна, высокий уровень кураторской поддержки и внимание к каждому проекту. Я получила всё, что искала в сфере коммуникационного дизайна, и уже рассматриваю продолжение обучения — на магистратуре по арт-дирекшену.
АБ: При поступлении я боялась, что окажусь единственной, кто среди уже серьезных дизайнеров ничего не умеет. Все сомнения на первой же встрече разрушила Женя Ломакина фразой «Давайте вместе любить дизайн!». Так и прошли эти два года: и я, и мои однокурсники всегда очень трепетно относились к делу и друг к другу. Мы были единым целым.
Благодаря этой поддержке и всему, что дала Школа дизайна, я очень выросла и по-настоящему окрепла как специалист.
ЯМ: Тему дипломного проекта я выбрала не сразу — сначала было желание сделать что-то трендовое и зумерское, вроде фестиваля. Но потом мне пришла мысль о родном городе и родной культуре — было бы круто сделать так, чтобы о ней заинтересовались и узнали как можно больше людей. Так я нашла выставку «Мир чувашской культуры». Дипломный проект стал для меня действительно трудным и интересным вызовом, ничего подобного я ещё не делала, ни по теме, ни по общему вайбу. Мне кажется, что в итоге я нашла уверенный баланс между аутентичностью и современностью, и мой проект смог зацепить зрителя, который не знаком с чувашской культурой. Над дипломом работала с очень тёплыми и приятными чувствами, а когда делала визуальное исследование, узнала многое о своём национальном коде. Работа уже заинтересовала представителей музея, мы обсуждаем возможности для реализации. Очень хочется, чтобы проект вышел за пределы Школы дизайна, хотя для меня он уже в процессе стал особенным и дорогим.
ОК: Моим дипломным проектом стала айдентика кофейного фестиваля «Кофе!Сдобу?». До Школы дизайна я уже пробовал реализовать концепт гастромероприятия, поэтому решил вернуться к истокам, чтобы отразить свой прогресс. Поиск нейминга и графической идеи привёл к формату стандартного диалога в кофейне, когда покупатель заказывает напиток: «Здравствуйте, мне, пожалуйста, кофе!», а продавец предлагает дополнить его идеально подходящей выпечкой: «Быть может, ещё возьмёте сдобу?»
Благодаря вариативным фрагментам диалогов получилось подчеркнуть двойственность фестиваля: Латте! Круассан? / Бамбл! Слойку? / Колдбрю! Штрудель? и так далее. А контрастная антиква Chloris от Болдиталик и стилизованная графика из кофейных напитков и булочек дополнили основную идею. Это фэнтезийный проект, но мне хотелось проработать его на уровне реального фестиваля, поэтому была выбрана точка проведения и продумано её оформление с помощью афиш и баннеров, разработана навигация для гостей и даже коммерческие предложения для кофеен-участниц.
ЛН: Мой дипломный проект — это брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька», которое сейчас создают в селе Веселовка Челябинской области. Я нашёл «Мою деревеньку» на сайте с проектами, получившими грантовую поддержку, и сразу обратил на неё внимание — идея открыть арт-пространство в небольшом селе показалась мне необычной и важной. В процессе изучения я узнал, что команда, которая занимается созданием «Моей деревеньки», уже реализовала в Веселовке ряд инициатив: несколько эко- и фототроп и музей. Меня поразила эта забота о своём месте и желание развивать родную землю, и я захотел помочь им в этом деле через брендинг. Решение о реализации проекта ещё не принято, но я поддерживаю связь с руководителем арт-пространства и надеюсь, что всё сложится, и мой дипломный проект будет претворён в жизнь.
МЧ: Для дипломной работы я сделал ребрендинг Музея фотографии «Росфото». Этот проект был сложным, он стал для меня настоящим вызовом и достойным итогом двух лет учебы. Я раз за разом дорабатывал проект, пока не добился финального результата. К счастью, проект получился успешным — не без поддержки и множества советов от куратора и моих однокурсников.
ВУ: Я родом с юга России, часто бываю на побережье, и давно хотела как-то повлиять на культурное развитие региона. Для своего дипломного проекта я выбрала строящийся в Севастополе большой арт-кластер — написала инициаторам проекта, они откликнулись и согласились на сотрудничество.
Собрать полноценный брендинг за модуль оказалось непросто, к тому же на работе в этот период стало гораздо больше дел — меня повысили до арт-директора. Большую часть диплома я делала по ночам, но результат того стоил: я получила очень тёплые отзывы от заказчиков, в том числе директора и учёного секретаря Российской галереи искусств, меня пригласили лично курировать проект и выступить на «Тавриде-Арт».
В Школе дизайна ты не просто учишься, а становишься профессионалом. Некоторые мои однокурсники получили предложения о работе прямо во время защиты дипломов — комиссия порекомендовала их приглашенным на презентацию экспертам.
АБ: Мой дипломный проект — брендинг для творческого пространства «10ЦЕХ» в Архангельске. Оно находится на базе предприятия народных художественных промыслов, поэтому было очень важно учесть исторический контекст и одновременно сделать графические образы свежими и новыми, чтобы привлечь молодую целевую аудиторию. В процессе работы я ездила в Архангельск, знакомилась с мастерами пространства, изучала архивы — делала всё, чтобы погрузиться в тему. Организаторы пространства поддержали проект и оценили мой подход, так что сейчас уже идет его активная реализация и запущен выпуск сувенирной продукции. Для меня мой дипломный проект прежде всего про людей, которые любят то, чем занимаются, то есть, в том числе, и про меня саму.
В 2022 году Никита Левцов закончил бакалавриат «Коммуникационный дизайн», а сейчас курирует курс ДПО «Коммуникационный дизайн» в питерской Школе дизайна. Вне преподавания он ведет мультидисциплинарные дизайн-проекты с такими клиентами и студиями, как Jagermeister, Музей стрит-арта, Type.Today, G8, студия HATE, агентство Лайтшоп, Pragmatica, Никита Вильчинский, ANIKV. Недавно в его портфолио добавилось новое звёздное имя — дизайнер создал коллекцию мерча для эстонского музыканта Томми Кэша к его выступлению на Евровидении 2025.
2 октября в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева на ВДНХ открылась выставка «Затерянный сад». В рамках проекта «Биокластер» студенты и выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ превратили пространство музея в иммерсивный сад, где живые растения, керамика и медиаискусство образуют метафору внутреннего мира человека. Курирует проект Музейная лаборатория НИУ ВШЭ.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.