Атмосфера творческой свободы. Интервью с выпускниками магистратуры «Коммуникационный дизайн»

Атмосфера творческой свободы. Интервью с выпускниками магистратуры «Коммуникационный дизайн»

Мы продолжаем знакомиться с выпускниками Школы дизайна НИУ ВШЭ 2025 года, и в этот раз мы поговорили с магистрами профиля «Коммуникационный дизайн» в Санкт-Петербурге. Вспоминая два года обучения, они единогласно отмечают, что главным источником вдохновения и роста стало уникальное дизайн-комьюнити. Среди «своих» было легче не бояться ошибок, учиться глубже исследовать темы и брать ответственность за идеи, визуал и концепцию. Эта среда, а также поддержка неравнодушных кураторов, позволила каждому обрести настоящую творческую свободу.

Поделись чем-то любимым из твоего опыта в Школе дизайна.

Яна Михайлова (далее — ЯМ): Точно могу выделить наше дизайн-комьюнити! Находиться среди единомышленников, погруженных в дизайн, — очень круто. Буду с теплотой вспоминать те самые дни до просмотров, когда в чатик с одногруппниками можно было в любой час дня и ночи прислать свои идеи по проекту, которые уже сложно оценить самостоятельно, и сразу же получить несколько сообщений о том, почему один из них работает лучше и как его сделать ещё круче.

Олег Козлов (далее — ОК): Могу смело отнести к любимым моментам проект CRDNTS и процесс работы над ним. Это айдентика для бренда уличной одежды, в основе метафоры которого — взгляд на дворы и локации Петербурга с высоты птичьего полёта. Испытывал настоящее удовольствие, трансформируя любовь к городу, локальным мероприятиям и уличной культуре в дизайн-код.

Олег Козлов. Бренд одежды CRDNTS

Линур Нигматуллин (далее — ЛН): Мне нравилось каждое мгновение, проведённое в Школе дизайна! Особенно вдохновляли пары по основной дисциплине — они были похожи на мастерскую, где каждый сосредоточен на своём проекте и стремится довести его до идеала. Эта атмосфера полного погружения, но при этом лёгкости и душевности, была для меня очень важной. За это огромное спасибо нашему куратору Софье Сыровацской и одногруппникам — с вами было круто!

Минлу Чжао (далее — МЧ): В начале проектов у меня нередко возникали трудности — хорошо, что наш куратор Энди Мартин всегда был готов прийти на помощь. Его способность точно определить проблемы проекта, предложить несколько вариантов решений и помочь выбрать ту, которая подойдет именно тебе, позволила всем проектам успешно развиваться в готовый результат.

Работы Минлу Чжао

CLEANER
ZOO7
Brezel Font
Запретный город

Валерия Устинович (далее — ВУ): Самые тёплые моменты за время учёбы — это наши вечера после просмотров, когда мы всей группой вместе с куратором шли в пиццерию отмечать закрытие модуля.

Это были настоящие душевные посиделки, и именно тогда было особенно сильно ощущение, что рядом — свои люди, а Школа дизайна — это не просто про учёбу, а про сообщество.

Валерия Устинович

Валерия Устинович

Анастасия Башкова (далее — АБ): Самые сложные, но при этом любимые моменты – подготовка к просмотрам. Мы с ребятами-однокурсниками часто собирались в универе за несколько дней до сдачи проекта и вместе сидели почти до ночи, печатая наши визуальные исследования и доделывая презентации, а параллельно обсуждали всё на свете. Неделя до сдачи диплома тоже была драйвовая, хотя в моменте хотелось её поскорее закончить: мы с нашим куратором Софьей Сыровацской сидели над проектами с утра до вечера, много смеялись, ели пиццу, и Софа в конце каждого дня говорила: «Ещё чуть-чуть постараться, но вы все уже огромные молодцы!»

Какие планы на будущее?

ЯМ: Недавно я начала работать в креативной студии «Сирена», где занимаюсь UX/UI-дизайном для спецпроектов. Поэтому сейчас хочу прокачиваться в этой области дизайна дальше, а также попробовать себя в смежных направлениях, например, анимации для интерфейсов. 

В будущем мне бы хотелось полностью отвечать за продукты, визуал и концепцию брендов. Благодаря учебе я поняла, как это устроено, и чётко вижу свой путь!

Яна Михайлова

Яна Михайлова

Яна Михайлова. Aiha — приложение для формирования полезных привычек

ОК: Первым делом — выдохнуть! Работа над учебными задачами была интенсивной, к тому же сочеталась с фриланс-проектами по брендингу, так что немного отдохнуть абсолютно необходимо. А сразу после продолжу углубляться в наше ремесло — планирую развивать собственную студию и выходить на новый уровень проектов и заказчиков.

ЛН: Хочу продолжать расти как профессионал — мне кажется, лучше всего это удастся в студийной среде, поэтому планирую найти работу в дизайн-студии. Долгосрочных планов пока не строю, просто хочу заниматься тем, что нравится, и развиваться в этом.

МЧ: Сначала хочу вернуться в Китай и встретиться с семьей — я не видел их целый год. Потом планирую вернуться в Россию и продолжить обучение на уровне аспирантуры.

ВУ: Планирую продолжать развиваться в брендинге и выйти на новый уровень. Для начала хочу попробовать себя в профессиональных конкурсах, а в перспективе — делиться опытом как спикер, участвовать в форумах и быть частью профессионального сообщества.

Валерия Устинович. Упаковка для донских сладостей «Ойся»

АБ: Долгое время я была штатным дизайнером — теперь хочется поработать в дизайн-студии, попробовать себя на самых разных проектах, поизучать свои интересы. Пока не мечтаю и не загадываю слишком далеко, просто хочется заниматься любимым делом. Чувствую, что самое сложное и интересное впереди, и мне это очень нравится!

За что особенно гордишься собой за эти два года?

ЯМ: За то, что каждый проект, который я выбирала, независимо от его темы и направления, я старалась сделать на максимум, со всем вниманием и реализуя все свои задумки.

ОК: За осознанный выбор тем для проектов. Близкие душе тематики или сферы позволяли максимально отдаваться задаче, с интересом проводить аналитику и изучать лучшие практики мировых студий, чтобы затем создать нечто новое, интересное и уже своё.

ЛН: Горжусь тем, что за два года ни разу не сдался. Бывало трудно и хотелось всё бросить, но я продолжал. Мне помогало осознание, что я делаю то, что люблю, и это точно не зря.

Работы Линура Нигматуллина

Визуальный язык «Хранителей»
Экотропа «По местам Емельяна Пугачева»
Дмитрий Каварга — биоморфный радикал
Упаковка для бренда подвесных украшений «131»

МЧ: Больше всего горжусь тем, что приехал в совершенно незнакомую страну. Здесь я стал гораздо самостоятельнее, ведь приходилось самому решать все трудности — это было бы невозможно в Китае. Но жить в Петербурге эти два года было наслаждением, в том числе визуальным — это очень красивый город.

За эти два года у меня сильно изменилось мышление. Я стала подходить к проектам глубже: теперь в основе — исследования, а не просто визуальная подача. Научилась объяснять идеи заказчику, строить концепцию осознанно и аргументированно. Для меня это важный и ощутимый рост.

Валерия Устинович

Валерия Устинович

АБ: Больше всего горжусь тем, что не боялась экспериментировать, ошибаться и принимать критику. Когда я не знала, как подступиться к проекту, я начинала делать всё, что мне приходило в голову, потом приносила это куратору, и мы вместе лепили из графического бреда что-то осознанное и логичное.

Горжусь и тем, что вообще решилась пойти в магистратуру на новую для меня специальность, это был сложный, но очень важный шаг.

Анастасия Башкова. Шрифт «Наденька»

Оправдались ли ожидания, которые у тебя были при поступлении в Школу дизайна, и что главное, как тебе кажется, дала тебе учёба здесь?

ЯМ: При поступлении я не знала этот профиль так широко, а потому многого не ожидала! Классно, что программа очень разнообразная, и студенты за два года могут попробовать себя во всех аспектах дизайна. 

ОК: Даже больше! Сначала мне хотелось из месяца в месяц заниматься комплексной айдентикой, но занятия по типографике, упаковке, книжной верстке и даже созданию мобильного приложения, а также занятия по истории искусств, где было всё — от советских журналов до NFT-проектов — вот, что позволило кратно развить скиллсет и насмотренность и совершить скачок в профессии!  

ЛН: Я и представить не мог, что буду с таким нетерпением ждать каждой пары и с радостью приезжать в вуз, чтобы показать куратору, над чем работаю. Поступить в Школу дизайна было одним из лучших решений в моей жизни. Главное, что дала мне учёба, — это умение вести несколько проектов одновременно и переключаться между ними. Сейчас мне это даётся гораздо легче, чем в начале, и точно пригодится в профессиональной жизни! 

Полностью! Как я и ожидал, здесь царит атмосфера творческой свободы, а это самое главное. А ещё меня порадовал дружелюбный коллектив однокурсников и преподавателей, и даже продуманность учебного расписания — в Школе дизайна очень комфортно учиться!

Минлу Чжао

Минлу Чжао

ВУ: Всем, кто спрашивает, я говорю, что обучение здесь стоит каждого вложенного рубля. Очень ценю системный подход Школы дизайна, высокий уровень кураторской поддержки и внимание к каждому проекту. Я получила всё, что искала в сфере коммуникационного дизайна, и уже рассматриваю продолжение обучения —  на магистратуре по арт-дирекшену.

АБ: При поступлении я боялась, что окажусь единственной, кто среди уже серьезных дизайнеров ничего не умеет. Все сомнения на первой же встрече разрушила Женя Ломакина фразой «Давайте вместе любить дизайн!». Так и прошли эти два года: и я, и мои однокурсники всегда очень трепетно относились к делу и друг к другу. Мы были единым целым. 

Благодаря этой поддержке и всему, что дала Школа дизайна, я очень выросла и по-настоящему окрепла как специалист.

Анастасия Башкова. Бренд домашнего текстиля «Денница»

Расскажи про свой дипломный проект всё, чем хочешь поделиться.

ЯМ: Тему дипломного проекта я выбрала не сразу — сначала было желание сделать что-то трендовое и зумерское, вроде фестиваля. Но потом мне пришла мысль о родном городе и родной культуре — было бы круто сделать так, чтобы о ней заинтересовались и узнали как можно больше людей. Так я нашла выставку «Мир чувашской культуры». Дипломный проект стал для меня действительно трудным и интересным вызовом, ничего подобного я ещё не делала, ни по теме, ни по общему вайбу. Мне кажется, что в итоге я нашла уверенный баланс между аутентичностью и современностью, и мой проект смог зацепить зрителя, который не знаком с чувашской культурой. Над дипломом работала с очень тёплыми и приятными чувствами, а когда делала визуальное исследование, узнала многое о своём национальном коде. Работа уже заинтересовала представителей музея, мы обсуждаем возможности для реализации. Очень хочется, чтобы проект вышел за пределы Школы дизайна, хотя для меня он уже в процессе стал особенным и дорогим.

Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»
Яна Михайлова. Айдентика выставки «Мир Чувашской культуры»

ОК: Моим дипломным проектом стала айдентика кофейного фестиваля «Кофе!Сдобу?». До Школы дизайна я уже пробовал реализовать концепт гастромероприятия, поэтому решил вернуться к истокам, чтобы отразить свой прогресс. Поиск нейминга и графической идеи привёл к формату стандартного диалога в кофейне, когда покупатель заказывает напиток: «Здравствуйте, мне, пожалуйста, кофе!», а продавец предлагает дополнить его идеально подходящей выпечкой: «Быть может, ещё возьмёте сдобу?»

Благодаря вариативным фрагментам диалогов получилось подчеркнуть двойственность фестиваля: Латте! Круассан? / Бамбл! Слойку? / Колдбрю! Штрудель? и так далее. А контрастная антиква Chloris от Болдиталик и стилизованная графика из кофейных напитков и булочек дополнили основную идею. Это фэнтезийный проект, но мне хотелось проработать его на уровне реального фестиваля, поэтому была выбрана точка проведения и продумано её оформление с помощью афиш и баннеров, разработана навигация для гостей и даже коммерческие предложения для кофеен-участниц. 

Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»
Олег Козлов. Айдентика фестиваля «Кофе! Сдобу?»

ЛН: Мой дипломный проект — это брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька», которое сейчас создают в селе Веселовка Челябинской области. Я нашёл «Мою деревеньку» на сайте с проектами, получившими грантовую поддержку, и сразу обратил на неё внимание — идея открыть арт-пространство в небольшом селе показалась мне необычной и важной. В процессе изучения я узнал, что команда, которая занимается созданием «Моей деревеньки», уже реализовала в Веселовке ряд инициатив: несколько эко- и фототроп и музей. Меня поразила эта забота о своём месте и желание развивать родную землю, и я захотел помочь им в этом деле через брендинг. Решение о реализации проекта ещё не принято, но я поддерживаю связь с руководителем арт-пространства и надеюсь, что всё сложится, и мой дипломный проект будет претворён в жизнь.

Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»
Линур Нигматуллин. Брендинг арт-пространства для детей и молодёжи «Моя деревенька»

МЧ: Для дипломной работы я сделал ребрендинг Музея фотографии «Росфото». Этот проект был сложным, он стал для меня настоящим вызовом и достойным итогом двух лет учебы. Я раз за разом дорабатывал проект, пока не добился финального результата. К счастью, проект получился успешным — не без поддержки и множества советов от куратора и моих однокурсников. 

Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото
Минлу Чжао. Ребрендинг музея Росфото

ВУ: Я родом с юга России, часто бываю на побережье, и давно хотела как-то повлиять на культурное развитие региона. Для своего дипломного проекта я выбрала строящийся в Севастополе большой арт-кластер — написала инициаторам проекта, они откликнулись и согласились на сотрудничество.

Собрать полноценный брендинг за модуль оказалось непросто, к тому же на работе в этот период стало гораздо больше дел — меня повысили до арт-директора. Большую часть диплома я делала по ночам, но результат того стоил: я получила очень тёплые отзывы от заказчиков, в том числе директора и учёного секретаря Российской галереи искусств, меня пригласили лично курировать проект и выступить на «Тавриде-Арт».

В Школе дизайна ты не просто учишься, а становишься профессионалом. Некоторые мои однокурсники получили предложения о работе прямо во время защиты дипломов — комиссия порекомендовала их приглашенным на презентацию экспертам.

Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе
Валерия Устинович. Артбухта | культурный арт–кластер в Севастополе

АБ: Мой дипломный проект — брендинг для творческого пространства «10ЦЕХ» в Архангельске. Оно находится на базе предприятия народных художественных промыслов, поэтому было очень важно учесть исторический контекст и одновременно сделать графические образы свежими и новыми, чтобы привлечь молодую целевую аудиторию. В процессе работы я ездила в Архангельск, знакомилась с мастерами пространства, изучала архивы — делала всё, чтобы погрузиться в тему. Организаторы пространства поддержали проект и оценили мой подход, так что сейчас уже идет его активная реализация и запущен выпуск сувенирной продукции. Для меня мой дипломный проект прежде всего про людей, которые любят то, чем занимаются, то есть, в том числе, и про меня саму.

Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»
Анастасия Башкова. Брендинг творческого пространства «10ЦЕХ»

Читайте также

Выпускник и куратор Школы дизайна создал мерч для Томми Кэша к Евровидению

В 2022 году Никита Левцов закончил бакалавриат «Коммуникационный дизайн», а сейчас курирует курс ДПО «Коммуникационный дизайн» в питерской Школе дизайна. Вне преподавания он ведет мультидисциплинарные дизайн-проекты с такими клиентами и студиями, как Jagermeister, Музей стрит-арта, Type.Today, G8, студия HATE, агентство Лайтшоп, Pragmatica, Никита Вильчинский, ANIKV. Недавно в его портфолио добавилось новое звёздное имя — дизайнер создал коллекцию мерча для эстонского музыканта Томми Кэша к его выступлению на Евровидении 2025.

Школа дизайна представляет выставку в Биологическом музее на ВДНХ

2 октября в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева на ВДНХ открылась выставка «Затерянный сад». В рамках проекта «Биокластер» студенты и выпускники Школы дизайна НИУ ВШЭ превратили пространство музея в иммерсивный сад, где живые растения, керамика и медиаискусство образуют метафору внутреннего мира человека. Курирует проект Музейная лаборатория НИУ ВШЭ.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.