По общим вопросам
В новой серии интервью с выпускниками Школы дизайна НИУ ВШЭ мы поговорили с магистрами профиля «Арт-дирекшн культурных институций» в Санкт-Петербурге. Эти два года стали для них временем смелых решений, глубоких поисков и настоящего творческого взросления. Студенты запускали собственные мастерские, учились доверять себе как авторам и поняли: путь к арт-дирекшну — не про статус, а про искренность, свободу и веру в смысл. Главное, что они уносят с собой, — это чувство принадлежности к сообществу, где ценят личную мотивацию, поддерживают нестандартные идеи и помогают раскрыть себя по-настоящему.
Алевтина Яковлева (далее — АЯ): Очень сложно выбрать что-то одно, но, пожалуй, это будет наша выставка «что если», которую мы сделали в этом феврале. Во-первых, это результат большой, кропотливой, почти полугодовой работы над визуальными исследованиями. А во-вторых — невероятно тёплый и вдохновляющий опыт совместного создания выставки.
Владимир Власов (далее — ВВ): Больше всего мне запомнились вариативы и визуальные исследования — это редкая возможность глубоко погрузиться в интересную тему. Это особый формат, в котором тебе доверяют как автору, ты сам выбираешь, о чём думать, что искать и с чем работать. Каждое исследование помогает увидеть привычное по-новому и найти вдохновение там, где раньше его не замечал.
Полина Морозова (далее — ПМ): За такой, казалось бы, небольшой период обучения в моей жизни случилось много всего любимого! Но этого, пожалуй, не было бы без моего куратора, Ивана Куликова. Он показал мне множество возможностей, помог вырасти идеям в реализованные проекты и научил не бояться проявлять себя.
Анна Шитова (далее — АШ): Один из любимых моментов — это выставка визуальных исследований «что если», которую мы делали этой зимой. Для неё мы впервые объединились с другой группой, и этот союз оказался не только победоносным, но и очень поддерживающим.
Было замечательно осознавать, что ты в коммьюнити, одна из этих классных ребят-дизайнеров!
Юлия Прописнова (далее — ЮП): Я с первого дня поставила себе цель «отрываться» в дизайне и получать удовольствие. Кажется, мне это удалось. Очень ценю, как сильно повлияло на меня общение с однокурсниками, и даже их дипломные работы открыли для меня что-то новое. А ещё мне будет очень не хватать общения с куратором Сережей Клещёвым. Это были и крутые задания, и разговоры о дизайне, и какие-то мировоззренческие моменты.
Валерия Плющ (далее — ВП): Первое — это, конечно, не оценки и не проекты, а люди, которые встретились мне за эти два года. Те, с кем теперь дружим, работаем и поддерживаем друг друга.
АЯ: В ближайших планах — как следует отдохнуть и наконец-то посмотреть и прочитать всё, на что не хватало времени. А глобально — хочу развиваться как куратор. Мне интересно работать и с институциями, и над собственными независимыми проектами. Ещё мечтаю начать преподавать.
ВВ: Учёба в Школе дизайна открыла для меня много новых горизонтов. Сейчас я хочу пойти в аспирантуру и глубже исследовать тему объединения людей через культуру. Хочется делать живые проекты, которые по-настоящему меняют среду вокруг.
ПМ: Самые ближайшие планы — развивать свой стиль, свою идентичность в дизайне. И сейчас, и в дальнейшем надеюсь работать над самобытными проектами на стыке дисциплин: искусствознание, музыка, типографика и графический дизайн.
АШ: Ближе к концу II курса мы небольшой группой студентов организовали собственную мастерскую. В этом пространстве мы реализовали свои выпускные проекты и планируем развивать его дальше — и как культурную локацию, и как печатную мастерскую.
ЮП: Сейчас мой план — классно провести лето. В ближайшие месяцы с группой мы проведём ещё несколько мероприятий. Буду продолжать свой проект «где-то здесь»: планирую найти формат, в котором он будет продолжать существовать, приглашать новых авторов, проводить новые прогулки.
ВП: Хочется сосредоточиться на работе и жизни, особенно на втором. Делать то, что откликается, и при этом не забывать дышать, гулять, смотреть по сторонам.
АЯ: Больше всего горжусь тем, что вообще решилась на это. После бакалавриата я не планировала продолжать учёбу, но через три года почувствовала внутренний запрос. Переехала в Петербург специально ради магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций» — и ни разу об этом не пожалела. Хотя есть ещё один повод для гордости — на II курсе меня перевели на бюджет благодаря высокому рейтингу!
ВВ: Я стал гораздо более открытым. Мне повезло встретить здесь людей, с которыми легко быть собой — искренних, внимательных, близких по взглядам и ценностям. Ощущение, что ты принадлежишь такому сообществу, по-настоящему вдохновляет.
ПМ: Горжусь, что бралась за свои самые странные и смелые идеи и доводила их до конца. Это позволило укрепиться в своем видении, научиться новому и улучшить навыки.
АШ: Больше всего горжусь тем, что у меня получилось по-здоровому отнестись к учебе. Я училась из искреннего интереса, осознавала пользу каждой дисциплины, думала не об оценках, а о собственной удовлетворенности проделанной работой.
ЮП: Горжусь, что выдержала этот интенсивный темп жизни и учёбы и сделала хороший проект! В своих прогулках я вышла за границы текста и изображения и развила дизайн на сферы пространства, движения и даже звука. А ещё Школа дизайна помогла понять, какой формат работы мне нравится больше, и за время учебы я перешла из фриланса в большую дизайн-команду.
Я научилась подходить к проекту осознанно, начинать с нуля или заново и спокойнее относится к неудачным попыткам. Можно долго думать над проектом, а потом доделать его за 20 минут — момент, когда перестаёшь бояться неопределенности и доводишь до конца, оказывается гораздо важнее всех сложностей процесса.
АЯ: Я не училась в Школе дизайна до магистратуры и потому думала, что буду слабее других, — особенно тех, кто прошёл здесь путь бакалавриата. И действительно было трудно, но ещё и смешно, дико интересно и по-настоящему красиво. А главное, что дала мне учеба, — это, конечно, люди. Я всех так люблю!
ВВ: Меня искренне удивило, насколько в Школе дизайна ценят личную мотивацию.
Здесь можно заниматься тем, что важно именно тебе, — не ради оценок, а ради смысла и собственного развития. Вместо давления — внимательное сопровождение и открытый диалог. Кураторы не навязывают решения, а помогают развивать твои идеи и идти своим путём.
ПМ: Ожидания более чем оправдались! Школа дизайна — это про обмен опытом: с преподавателями, действующими и успешными дизайнерами, с другими ребятами на курсе и в Школе. Ты обязательно привнесёшь что-то своё и узнаешь интересное и важное от других.
АШ: Я просто хотела стать чуть-чуть лучше и стать «крутым» дизайнером. Не знаю, стала ли я такой в действительности, но ощущение крутости стало посещать меня гораздо чаще. Но главное, что дала учеба, — это люди, ребята, с которыми теперь у нас есть общее дело. Забираю с собой из Школы дизайна близкую подругу, надёжных товарищей по профессии и море мудрости лучших кураторов.
ЮП: Я нашла своё мотивационное письмо, которое подавала при поступлении. Все ожидания исполнились, а о многом из того, что я получила, я и не мечтала.
Благодаря учёбе мне удалось перезапустить свою карьеру, стать сильнее как дизайнер и прожить счастливые два года. Я стала иначе подходить к своим идеям: раньше я отказывалась от тех, которые казались странными, а сейчас я начинаю развивать именно их. И это касается не только дизайна.
ВП: Мне хотелось попробовать делать знакомые вещи, которым уже училась, по-новому, по-другому посмотреть на дизайн и его возможности. А по пути я ещё и встретила много хороших людей. Это совсем не учебный результат, но, наверное, самый ценный.
АЯ: Весь последний год я занималась темой телесности и посвятила этому свой диплом. Его частью стала однодневная выставка самиздата и перформанса — абсолютный андеграунд, полная свобода и восторг от результата. Планирую продолжать развивать проект, говорить о важном — и жить в теле.
ВВ: Мой дипломный проект — фестиваль «Семейная ценность». Я хотел создать пространство, где незнакомые люди могли бы встретиться, поговорить, поделиться историями и умениями — просто провести время вместе. Всех участников и предметы я нашёл на «Авито», даже визуальный стиль основан на детских рисунках оттуда. Проект стал ответом на ощущение разобщённости, хотелось показать, как важно просто быть вместе. Фестиваль получился живым и успешным, и я очень хочу продолжать развивать эту историю дальше.
ПМ: Мой дипломный проект — это концерт-моноспектакль 23 P.M. в поп-панк стиле. При создании дипломного мероприятия хотелось обратиться к одной из сфер моих интересов — музыке. После большого перерыва в пении я решилась реализовать именно музыкальное и театрализованное событие, как бы вернуться к себе, но при этом сделать что-то панковое и самоироничное, обращенное к подростковой искренности.
Помимо организации концерта и создания его айдентики, я сама спела на нём вместе с музыкантом, с которым мы долго и бережно создавали музыкальный альбом LOVE EP.
АШ: Я прошла дипломный год по-хорошему уверенно и без лишней тревоги: я занималась тем, что мне правда очень нравилось, и веселилась, делая свой проект. Рассказывая о проекте на каждом этапе, я представляла, что говорю с другом, делюсь личной историей, не пытаюсь казаться умнее или лучше. И простым человеческим языком объясняла, почему печатать дождь — это прикольно. Я довольно быстро перешла к практике — если на этапе разработки гипотезы концепция казалась мне запутанной и неуверенной, то как только я поместила проект в действительность, всё встало на свои места, а обыденный опыт подсказал мне остроумные и нативные решения.
ЮП: Мой проект был бы невозможен без многих людей — наставников и авторов, участников прогулок и тех, кто делился идеями, как сделать их лучше. Свои авторские прогулки для моего фестиваля провели три мои однокурсницы, и я очень им за это благодарна.
Фестиваль перформативных прогулок «где-то здесь» длился всю весну, и я хочу, чтобы он продолжал существовать как творческое пространство для студентов Школы дизайна. Прогулка — это хороший медиум, а реализовать её легче, чем зин или выставку, поэтому она может стать отличным дополнением к будущим учебным дизайн-проектам.
ВП: Тема проекта у меня была уже давно и родилась из желания чаще делать что-то интересное в реальности и меньше времени проводить за экраном. Пока «Дружество» только начинает жить, но идей и планов уже много. Хочется организовывать поездки, прогулки, придумывать разные затеи и делиться ими с другими. В общем, делать что-то живое и настоящее.
Выпускница профиля «Дизайн и современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ София Киселёва превращает свой дипломный проект — арт-институцию Scorcher gallery — в международный мультиформатный фестиваль. В августе 2025 года в Тбилиси проходит Scorcher Fest — выставка-игровое поле, исследующая границы постдиджитального искусства, символики и фрагментированного восприятия реальности.
3 сентября в Москве открывается новое artist-run пространство madame — инициатива художницы выпускницы направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика» Дарьи Арбузовой и куратора Марии Аникиной, посвящённая женскому художественному взгляду как точке диалога и освобождения. Стартовым проектом станет групповая выставка «Perfect Blue», работающая с темой синего цвета через призму автофикшна Мэгги Нельсон «Синеты».
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.