Елена Пантюхина: «Сравнивайте себя только с тем, кем вы были вчера»

В преддверии вступительных экзаменов мы поговорили с преподавателем профиля «Коммуникационный дизайн» питерской Школы дизайна Еленой Пантюхиной. Она рассказала о своём пути из технической сферы в дизайн, об опыте работы в таких компаниях, как «Авито» и ENDY, а также о том, как совмещает творческую практику с преподаванием.

Куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Старший бренд-дизайнер в агентстве Endy. Член открытого жюри фестиваля Sreda 2022 и судейской коллегии премии «Упаковка года».

Поделитесь, как вы пришли в дизайн?

На самом деле это очень нативный путь. Я училась на факультете информатики в экономике — эта профессия, по мнению моих родителей, имела большие перспективы. Тем более что мой папа увлекается компьютерами и программным обеспечением. Мама всегда говорила: «Не бойся, папа будет тебе помогать с программированием», — поэтому я даже особо не думала, на кого учиться.

Я училась в Кирове, в Политехе, где вступила в студенческий клуб. Тогда проходила Студвесна, Студосень. Ребята готовили разные номера, и я им помогала в оформлении: делала огромные задники из 9 ватманов, приглашения для жюри, билеты и прочие материалы. Что-то я делала в фотошопе, что-то — рисовала руками. Таким образом я втянулась в оформительскую деятельность — наверное, это подтолкнуло меня к идее заняться дизайном.

При том, что Политех очень технический вуз, после окончания университета я пошла на курсы графического дизайна. Курс состоял из двух частей: первая — это пропедевтика, термин, который редко сейчас используется, но это основы композиции, цветоведения, та база, без которой никуда. Первую часть курса я успела пройти, но вот вторую, это была техническая история по изучению CorelDraw, — не прошла, потому что в тот момент переехала в Петербург. Как оказалось, это не помешало мне сразу найти работу: на тот момент я выбирала — быть мне информатиком в экономике или всё же заняться тем, что меня вдохновляло — это дизайн.

И я нашла вакансию: меня взяли без какого-то специального образования графическим дизайнером в компанию, которая занималась упаковкой. По сути, я готовила технические макеты к печати: это была флексопечать, печать формами, и до сих пор в типографиях я знаю такие специалисты актуальны. А Corel как инструмент стал неактуальным.

Елена Пантюхина, Алексей Пушков. Слой

Как вы обосновались в Петербурге?

11 лет назад я переехала в Петербург и, как упомянула выше, начала свою карьеру специалистом по технической подготовке макетов. Постепенно я освоилась и перешла сама к созданию макетов, т.к. был такой запрос, и возглавила небольшой отдел из двух дизайнеров.

Понимая, что для дальнейшего роста мне нужно развиваться, по совету знакомых, уже из профессии, я поступила в магистратуру Высшей инженерной школы Политеха СПБГУ, где изучала прикладную информатику в дизайне. По сути там была, конечно, пропедевтика: изучение графических программ, было и 3D, была работа с типографикой — мы верстали книжку, создавали анимацию с персонажами, делали айдентику. Моя выпускная работа — айдентика для реального клиента — стала важным шагом в моем портфолио. И я поняла, что хочу продолжить карьеру, рассматривая возможности работы в агентствах, где будет множество разных проектов, или, наоборот, стать внутренним корпоративным дизайнером, который бы отвечал за весь визуал внутри компании.

Я откликалась на разные вакансии, один раз меня пригласили в «Авито». Это был отдел продаж петербургского офиса на Новочеркасской, где старые пятиэтажки соседствовали с современными зданиями. В «Авито» мне доверили разнообразные задачи, что позволило развивать навыки и получать опыт в разных областях. Я активно участвовала в создании материалов для новых сотрудников: это какие-то открытки на сайте, пропуски и т.п., а также в разработке корпоративного мерча, что дало мне возможность развить как креативные, так и организационные навыки.

Особенно, конечно, мне запомнились большие корпоративные мероприятия: я принимала участие в организации четырех крупных событий компании в год, что не только укрепляло командный дух, но и помогало наладить связи со всеми коллегами. Работа с регулярными новостными рассылками на платформе Tilda стала еще одним важным этапом моего развития, углубив мои навыки в веб-дизайне и коммуникациях. Эти опыт и знания позволили мне внести значимый вклад в корпоративную культуру «Авито» и улучшить внутренние процессы.

Получается, это была больше внутренняя работа в компании?

Да, моя работа в основном касалась внутренних процессов бэк-офиса «Авито». Наш отдел продаж сосредотачивался на достижении результатов, а моя роль как дизайнера заключалась в поддержке этих усилий через создание корпоративных материалов и оформление мероприятий в фирменном стиле.

Однако через три года я поняла, что достигла потолка в своей позиции. Фирменный стиль «Авито», тогда еще до ребрендинга, состоял из простых кружочков, перестал меня вдохновлять, и я начала присматриваться к каким-то новым вакансиям для себя.

Елена Пантюхина. ricers
Елена Пантюхина. ricers
Елена Пантюхина. ricers
Елена Пантюхина. ricers
Елена Пантюхина. bakerist
Елена Пантюхина. bakerist
Елена Пантюхина. bakerist
Елена Пантюхина. bakerist

Какие компании вас привлекали для роста?

Я изучала рынок, следила за основными игроками и уже давно следила за брендинговым агентством ENDY в Петербурге. Мне нравилось, что ребята делали проекты, которые реально можно было встретить в городе. Я поняла тогда, что мне было бы интересно видеть результаты своей работы в городском пространстве, потрогать что-то руками. Я написала им, и меня приняли — это стало важным этапом в моем профессиональном развитии. Кроме ENDY, я также рассматривала Shishki. Миша Шишкин, руководитель студии, оставил положительный отзыв на мою дипломную работу, но тогда он искал более сильного специалиста.

К сожалению, это распространенная ситуация: многие агентства предпочитают уже состоявшихся профессионалов. Я всегда советую своим студентам обращать внимание на агентства, которые предлагают стажировки и открыты к молодым. Ведь по сути, если агентство действительно хорошее, оно обычно перегружено работой. А при таком объеме у них часто нет ресурсов для обучения новичков, поэтому не все компании могут предложить такую возможность. Но пробовать показать себя всегда стоит!

Получается, в ENDY была потребность работать с молодыми дизайнерами?

Да, в ENDY действительно есть и желание видеть молодых специалистов, и давать им возможности для роста. Когда я пришла, команда была гораздо меньше, особенно дизайнерская. Лёша Пушков, который также преподает в Школе дизайна Вышки, был единственным арт-директором на тот момент. Сейчас в агентстве уже три арт-директора, и, соответственно, команда значительно увеличилась.

Я 4 года и 4 месяца росла в агентстве, прошла путь от самой низкой позиции до более высокой. Начинала я с хорошими портфолио-кейсами, которые собрала во время обучения и работы со знакомыми до прихода в ENDY. Помню, что на тестовом задании я доработала один из своих реальных проектов — это была фотосъемка, логотип, соцсети и необходимость сделать упаковку. Ребята посмотрели, как я всё собрала, и приняли меня в команду.

В агентстве я училась работать с крупными брендами Петербурга и международными проектами. И за это время я доросла до дизайнера, который сам презентует проекты клиентам, работала с командой графических дизайнеров, следила, как они выполняют гайды. Мне предложили стать арт-директором, но в тот момент я была занята выпуском бакалавров и уже планировала вести магистров на следующий учебный год. Я понимала, что ресурсов на полное погружение в новую роль у меня не хватит, и решила взять паузу, чтобы не уходить из преподавания.

Сейчас я веду проекты на фрилансе с разными клиентами. Но в штате, как было с ENDY, пока не работаю. Мы договорились с командой, что всегда смогу вернуться, если захочу. Это дает мне уверенность в том, что мой путь еще не завершен!

Я часто говорю студентам о том, как важно делиться своими проектами и процессами. Даже если вам не нравится оценка, если проект просто останется в портфолио или в столе и не увидит свет — это провал.

Елена Пантюхина

И преподавательская деятельность вас затянула?

Да, преподавательская деятельность действительно затягивает. Получается, как дизайнер я работала 3 года с упаковкой, потом несколько лет в Авито, далее — 4 года в ENDY, и сейчас — какая-то новая ступень, которая сама появилась. Я помогаю студентам реализовывать их идеи, направляя их с помощью своего личного профессионального опыта. Это больше похоже на наставничество, но с гораздо большей отдачей!

Такой подход не только обогащает студентов, но и помогает мне систематизировать свой опыт и знания. Ведь передавать информацию нужно не только словами, но и действиями, примерами и референсами. В этом и заключается суть арт-дирекшена — работа над несколькими проектами с акцентом на обучение и поддержку других. Это создает уникальную атмосферу сотрудничества и вдохновения, наполняет как студентов, так и меня!

Как вы пришли в Школу дизайна?

Мой путь в Школу дизайна начался с встречи с Вовой Аносовым (преподаватель вариатива «Шрифт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ СПБ — прим. ред.). Мы познакомились на курсе шелкографии; помню, он сказал, что любит рисовать буквы. Позже я посещала его воркшопы, где мы писали кетчупом, зубными щетками, которые терли об асфальт. В общем, я была впечатлена. Мы следили за работами друг друга и находились в одном круге. Когда Вова узнал о моём интересе к преподаванию, он предложил мне прийти в Вышку, но тогда я не была уверена в своих силах, тем более у меня не было учеников тогда — это было, наверное, три года назад.

Как-то летом к нам в агентство пришла стажерка Катя Вахрушева. Она училась у Лёши Пушкова, который направил её к нам на стажировку, я была как раз её наставником. Мы с Катей создали классный проект, который был одобрен руководителем агентства — это было настоящим достижением! Катя оставила замечательный фидбэк о моей помощи, и этот опыт стал одним из толчков к моему преподавательскому пути.

В то же время в Вышке работала моя коллега Лера Грумеза, которая решила переехать в другую страну. У неё была набрана группа студентов-бакалавров, и она предложила мне взять их под своё крыло. Так началась моя преподавательская карьера!

Елена Пантюхина. ключ

Нравится ли вам подход к обучению в Школе дизайна? В чем его особенности лично для вас?

Мне очень нравится процесс: как студенты тут учатся — по сути, это роли арт-директора и дизайнера, более горизонтальная связь. Студенты не воспринимают меня как просто преподавателя, который читает лекции, — скорее как наставника или друга, который помогает найти лучшее решение. Также мне нравится, что сами студенты очень заряжены: до этого у меня были бакалавры, теперь магистры. Многие из них пришли не из сферы дизайна, поэтому это дает какие-то новые толчки. Важно, что они пришли именно в Вышку — здесь есть имя, портфолио. Это реально современный вуз, здесь очень много талантов, и, соответственно, ты притягиваешься к этому, и начинается процесс изменений — так или иначе.

Чем отличаются дизайнеры-магистры от бакалавров?

Профиль магистратуры действительно отличается от бакалавриата по нескольким ключевым аспектам. Во-первых, магистратура часто предполагает более глубокое погружение в специализированные темы и практические навыки, что позволяет студентам развивать свои профессиональные компетенции на более высоком уровне, так сказать, усиливать имеющиеся знания. Во-вторых, студенты магистратуры практически все уже работают в разных областях. Это создает уникальную атмосферу в группе, где каждый может поделиться своим опытом и взглядами, что, мне кажется, только обогащает учебный процесс.

Также стоит отметить, что магистры часто более мотивированы и целеустремленны, поскольку они уже сделали осознанный выбор продолжить образование в Вышке и пришли в дизайн. Но при этом, понимая, что они все работают, с третьего модуля начинаешь чувствовать их усталость. Тем более зимой — я всем советую пить витаминки. Моя задача как куратора — помочь им пройти это, возможно, подсказать, поддержать морально, подготовиться к предпросмотрам.

Наличие у студентов разнообразного бэкграунда может способствовать кросс-дисциплинарному подходу к проектам и задачам, что особенно ценно в таких творческих областях, как дизайн. В итоге обучение в магистратуре становится не только образовательным процессом, но и возможностью для создания профессиональных связей и обмена идеями с единомышленниками.

Мне нравится, что студенты воспринимают меня не просто как преподавателя, читающего лекции, а скорее как наставника или друга, который помогает найти лучшее решение.

Елена Пантюхина

Работы студентов Елены Пантюхиной

Виктория Дорошева. The Art of English with Yura
Виктория Дорошева. The Art of English with Yura
Никита Файман. SALAT
Никита Файман. SALAT
Светлана Ентаева. Паблик-арт и брендинг для конкурса AED NEULAND
Светлана Ентаева. Паблик-арт и брендинг для конкурса AED NEULAND
Анастасия Шевченко. NEWELRY
Анастасия Шевченко. NEWELRY
Мария Хмелевская. Mutsu — линейка товаров детской гигиены
Мария Хмелевская. Mutsu — линейка товаров детской гигиены

Какие у вас есть личные планы или мечты на будущее?

Пять лет назад мой муж спросил меня, кем я буду через 10 лет. Я ответила, что не хочу быть старым дизайнером, а надеюсь вырасти до арт-директора. В общем, я верю в свой рост, хотя не уверена, что хочу открывать свою студию — можно ведь работать на аутсорсе.

Сейчас у меня есть классные бакалавры, которые только что выпустились, и я думаю, что могла бы делать с ними интересные проекты. Также те ребята, с которыми я сейчас работаю, тоже скоро закончат учебу и смогут участвовать в проектах. Но клиенты иногда боятся работать со студентами, потому что переживают, что что-то может пойти не так — например, они могут не знать, как правильно подготовить файлы к печати. Поэтому наличие наставника делает процесс более спокойным.

Я размышляла о том, чтобы сотрудничать с разными клиентами и привлекать студентов-дизайнеров. Это будет полезно как для них — они получат опыт и возможность развиваться, так и для клиентов — свежие идеи и новые взгляды. По сути, может быть, это громко звучит, — но мы готовим дизайнеров, которые будут формировать наше будущее. Разница между бакалаврами и магистрами не так велика — всего 4 года. В любом случае они создают тот прогрессивный визуальный стиль, который будет актуален дальше. Я верю, что мой вклад важен не только сегодня, но и в будущем!

Что для вас в работе куратора самое любимое?

Конечно же, просмотры! Мне очень приятно видеть финальный результат работы. Когда смотришь на то, что получилось, понимаешь, что некоторые вещи делались в спешке ночью и не всегда идеально, но всё равно это результат, и его важно увидеть.

Я часто говорю студентам о том, как важно делиться своими проектами и процессами. Даже если вам не нравится оценка, если проект просто останется в портфолио или в столе и не увидит свет — это провал.

Я советую студентам хотя бы завести телеграм-канал или другие соцсети, где можно рассказывать о том, как они работают, и о процессах, которые у них проходят. Даже когда мы работаем с реальными клиентами, у нас может быть один принятый визуал, а ещё десять идей могут оказаться в корзине или черновиках. И об этом тоже важно говорить и делиться!

Работы студентов Елены Пантюхиной

Екатерина Ракицкая. Нешкола
Екатерина Ракицкая. Нешкола
Лолита Айрапетян. Сайт и айдентика для бренда Saint Sample
Лолита Айрапетян. Сайт и айдентика для бренда Saint Sample
Ксения Иванова. Рабочая одежда: от предпосылок до эстетизации в индустрии моды
Ксения Иванова. Рабочая одежда: от предпосылок до эстетизации в индустрии моды
Александра Лимбах. CHIRUWAY. Китайско-российский конкурс видеороликов
Александра Лимбах. CHIRUWAY. Китайско-российский конкурс видеороликов
Анастасия Шевченко. (NO)REPEATS
Анастасия Шевченко. (NO)REPEATS

Как вы видите будущее дизайна, и хватит ли работы для новых дизайнеров, которые ежегодно выпускаются?

У меня есть теория: студенты Вышки могут начать свою карьеру в любых агентствах или компаниях, но для этого им нужен хороший арт-директор, который будет их развивать и добавлять к тем скилам, которые мы дали, практический опыт. После нескольких лет работы в агентствах им нужно пробовать двигаться к самостоятельной практике, возможно, даже к роли автора. Например, лаборатория современного дизайна «Щёлочь» больше ориентирована на искусство, чем на традиционный дизайн.

Дизайнеры могут иметь более гибкий подход к стилю, но важно, чтобы у них были классные проекты в портфолио. Клиенты должны понимать, чего ожидать от дизайнера: кто-то может прийти за чем-то смелым и инновационным, а кто-то — за более сдержанным и структурированным решением. Опять же, повторюсь, важно, чтобы у ребят были свои портфолио с проектами, которые им нравятся и которые могут привлечь клиентов. Это поможет создать соответствие между ожиданиями клиента и конечным результатом проекта.

Какой баланс, по вашему мнению, должен быть между поиском собственного стиля и умением работать более адаптивно?

Представь себе пирамиду: в начале ты работаешь над множеством разных проектов, взаимодействуешь с разными клиентами и учишься делать всё. Постепенно ты начинаешь понимать, что тебе нравится и что у тебя хорошо получается, и начинаешь сосредотачиваться на этом. То есть твой кругозор сужается, и ты вырабатываешь свой собственный стиль и подход к работе. Ты начинаешь лучше разбираться в том, как проводить брифинги, как работать с типографикой и создавать гармоничные проекты. Даже если ты работаешь в разных областях — от технологий до экономики, — твой подход остаётся узнаваемым. Логотипы, типографика и иллюстрации могут быть разнообразными, но они всегда сочетаются между собой и создают целостное впечатление о бренде. В итоге у тебя получается консистентная идентичность, которая не вызывает лишних вопросов и выглядит профессионально.

Каков путь от начинающего дизайнера до арт-директора, и сколько времени и опыта обычно требуется для этого перехода?

На самом деле вопрос о том, сколько времени нужно, чтобы вырасти от джуниора до арт-директора, довольно сложный. Конечно, можно мечтать о том, что это займет пять лет, но есть примеры, как наш Женя Горбачёв, который стал арт-директором направления в Setters всего через год после выпуска из Школы дизайна.

Важным моментом здесь является сочетание хард- и софт-скиллов. Хард-скиллы тебе точно дадут в Школе дизайна, но софт-скиллы — это уже твой интерес к профессии, умение взаимодействовать с людьми, презентовать свои идеи и даже такие простые вещи, как пунктуальность. Все эти качества формируют твой профессиональный образ. Если ты полон энергии и готов много работать — например, вместо свиданий сидишь за проектами до ночи, — у тебя есть все шансы быстро продвинуться. Твой руководитель может помочь тебе развивать нужные навыки и давать более сложные проекты для роста. Но если у тебя нет острой цели или ты не готов к серьезным усилиям, процесс может затянуться.

Работы студентов Елены Пантюхиной

Максим Галошин. Кислородные коктейли Penna
Максим Галошин. Кислородные коктейли Penna
Елизавета Шаховская. Брендинг туристического комплекса «Грёза хутор»
Елизавета Шаховская. Брендинг туристического комплекса «Грёза хутор»
Екатерина Ракицкая. Детская настольная игра «Скауты»
Екатерина Ракицкая. Детская настольная игра «Скауты»
Полина Ерж. Плакаты кемпинг-тура BooCamp
Полина Ерж. Плакаты кемпинг-тура BooCamp
Алиса Соломенникова. Пространство академии для котят Pawsitive
Алиса Соломенникова. Пространство академии для котят Pawsitive

Какие софт-скиллы важны для молодого дизайнера?

Любая работа в агентстве начинается с того, что команда проводит брифинг по проекту. Здесь важно быть смелым и задавать все вопросы, которые у тебя возникают, чтобы сразу понять, что нужно уточнить, и не бояться. Также нужно хорошо управлять своим временем: отслеживать, сколько времени уходит на разные задачи. Если ты понимаешь, что не успеваешь, лучше заранее сказать об этом и попросить о помощи или перенести дедлайн.

Не забывайте про личные границы, чтобы не перерабатывать. Многие новички сталкиваются с синдромом самозванца и пытаются доказать свою ценность, сравнивая себя с более опытными коллегами. Но важно помнить, что каждый имеет свой уникальный опыт и путь. Сравнивайте себя только с тем, кем вы были вчера. У вас есть наставники, которые помогут вам развиваться — главное, уметь общаться.

Что вас вдохновляет? Что точно нужно смотреть?

Что касается источников вдохновения для дизайнеров, я рекомендую следить за работами ведущих студий и сайтами вроде bpando.org. Это поможет быть в курсе новых тенденций и понимать, что актуально в дизайне сегодня, — соблюдать, скажем, профессиональную информационную гигиену. Также стоит обращать внимание на конкурсы, такие как Silver Mercury, Red Dot Award или фестиваль «Среда» — там можно увидеть лучшие работы и понять направление развития индустрии.

Важно следить за теми проектами, которые получают награды: это поможет тебе понять, какие идеи могут быть смелыми и новыми, куда вообще идет индустрия. Не бойся предлагать клиентам более креативные решения — даже если они немного пугаются, можно предложить сделать это в более мягком варианте.

Как во всём этом огромном количестве креативной продукции создать что-то новое и не стать заложником повторений? 

Здесь, я бы на примере студентов Вышки, разделила подходы дизайнеров на два типа.

Первый — это более авторский подход. Здесь ребята больше рисуют то, что им нравится и что они видят, что им откликается, используя разные стили, материалы, программы. Это скорее про самовыражение. Второй подход — коммерческий, связанный с профессией. Он предполагает работу с клиентом и решение его задач.

Работая в агентстве, у меня выработался коммерческий подход. Придерживаясь его, я создаю индивидуальное решение, которое точно не украдет чужие идеи. По сути, мы всегда начинаем с глубокого изучения клиента: если у него нет названия или маркетинговых исследований, мы проводим их, чтобы понять, что именно нужно. Затем разрабатываем платформу бренда — это основные идеи, смыслы и позиционирование: что мы делаем, для кого и какой результат получит клиент.

Далее мы создаем визуальную идентичность на основе этого анализа. Мы генерируем несколько концепций и собираем их в мудборды — это набор изображений и элементов, которые помогают визуализировать идеи. Мудборд помогает клиенту представить, как будет выглядеть конечный продукт. После этого мы разрабатываем графическую метафору, которая отражает суть бренда, но не копирует готовые картинки, а создает новое на основе мудборда. В команде есть проектный менеджер, дизайнеры и арт-директор, которые вместе выбирают наиболее новые и интересные идеи. 

Логотип — это самая ценная единица брендинга. Мы обязательно проверяем его уникальность через поисковые системы, чтобы избежать плагиата. Если логотип готовится к регистрации, мы консультируемся с патентным бюро.

Подводя итоги, скажу, что в коммерческом дизайне важно создать графический образ, который точно соответствует конкретному бренду и его позиционированию, иначе никак. Если ты работаешь над чем-то творческим без клиента, то стоит посмотреть на уже существующие работы и постараться придумать что-то новое. Обсуждение своих идей с одногруппниками или кураторами, коллегами тоже может быть полезным — важно иметь поддержку от тех, кто понимает дизайн!

Читайте также

Футбол и мода: студенты питерской Школы дизайна переосмыслили визуальный код «Зенита»

К столетию футбольного клуба «Зенит» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург разработали коллекции одежды и аксессуаров, вдохновлённые историей и визуальным языком команды. Прототипы новых капсул, созданных в рамках лаборатории проекта «Друзья Петербурга», были представлены на выставке «Путь шедевра» в Лахта Центре.

Выставка плакатов студентов Школы дизайна в баре «Правда?»

Творческое объединение TRAMVAI, состоящее из студентов направления «Коммуникационный дизайн и брендинг», организовало выставку плакатов в баре «Правда?».

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.