По общим вопросам
В преддверии вступительных экзаменов мы поговорили с преподавателем профиля «Коммуникационный дизайн» питерской Школы дизайна Еленой Пантюхиной. Она рассказала о своём пути из технической сферы в дизайн, об опыте работы в таких компаниях, как «Авито» и ENDY, а также о том, как совмещает творческую практику с преподаванием.
Куратор профиля бакалавриата «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Старший бренд-дизайнер в агентстве Endy. Член открытого жюри фестиваля Sreda 2022 и судейской коллегии премии «Упаковка года».
На самом деле это очень нативный путь. Я училась на факультете информатики в экономике — эта профессия, по мнению моих родителей, имела большие перспективы. Тем более что мой папа увлекается компьютерами и программным обеспечением. Мама всегда говорила: «Не бойся, папа будет тебе помогать с программированием», — поэтому я даже особо не думала, на кого учиться.
Я училась в Кирове, в Политехе, где вступила в студенческий клуб. Тогда проходила Студвесна, Студосень. Ребята готовили разные номера, и я им помогала в оформлении: делала огромные задники из 9 ватманов, приглашения для жюри, билеты и прочие материалы. Что-то я делала в фотошопе, что-то — рисовала руками. Таким образом я втянулась в оформительскую деятельность — наверное, это подтолкнуло меня к идее заняться дизайном.
При том, что Политех очень технический вуз, после окончания университета я пошла на курсы графического дизайна. Курс состоял из двух частей: первая — это пропедевтика, термин, который редко сейчас используется, но это основы композиции, цветоведения, та база, без которой никуда. Первую часть курса я успела пройти, но вот вторую, это была техническая история по изучению CorelDraw, — не прошла, потому что в тот момент переехала в Петербург. Как оказалось, это не помешало мне сразу найти работу: на тот момент я выбирала — быть мне информатиком в экономике или всё же заняться тем, что меня вдохновляло — это дизайн.
И я нашла вакансию: меня взяли без какого-то специального образования графическим дизайнером в компанию, которая занималась упаковкой. По сути, я готовила технические макеты к печати: это была флексопечать, печать формами, и до сих пор в типографиях я знаю такие специалисты актуальны. А Corel как инструмент стал неактуальным.
11 лет назад я переехала в Петербург и, как упомянула выше, начала свою карьеру специалистом по технической подготовке макетов. Постепенно я освоилась и перешла сама к созданию макетов, т.к. был такой запрос, и возглавила небольшой отдел из двух дизайнеров.
Понимая, что для дальнейшего роста мне нужно развиваться, по совету знакомых, уже из профессии, я поступила в магистратуру Высшей инженерной школы Политеха СПБГУ, где изучала прикладную информатику в дизайне. По сути там была, конечно, пропедевтика: изучение графических программ, было и 3D, была работа с типографикой — мы верстали книжку, создавали анимацию с персонажами, делали айдентику. Моя выпускная работа — айдентика для реального клиента — стала важным шагом в моем портфолио. И я поняла, что хочу продолжить карьеру, рассматривая возможности работы в агентствах, где будет множество разных проектов, или, наоборот, стать внутренним корпоративным дизайнером, который бы отвечал за весь визуал внутри компании.
Я откликалась на разные вакансии, один раз меня пригласили в «Авито». Это был отдел продаж петербургского офиса на Новочеркасской, где старые пятиэтажки соседствовали с современными зданиями. В «Авито» мне доверили разнообразные задачи, что позволило развивать навыки и получать опыт в разных областях. Я активно участвовала в создании материалов для новых сотрудников: это какие-то открытки на сайте, пропуски и т.п., а также в разработке корпоративного мерча, что дало мне возможность развить как креативные, так и организационные навыки.
Особенно, конечно, мне запомнились большие корпоративные мероприятия: я принимала участие в организации четырех крупных событий компании в год, что не только укрепляло командный дух, но и помогало наладить связи со всеми коллегами. Работа с регулярными новостными рассылками на платформе Tilda стала еще одним важным этапом моего развития, углубив мои навыки в веб-дизайне и коммуникациях. Эти опыт и знания позволили мне внести значимый вклад в корпоративную культуру «Авито» и улучшить внутренние процессы.
Да, моя работа в основном касалась внутренних процессов бэк-офиса «Авито». Наш отдел продаж сосредотачивался на достижении результатов, а моя роль как дизайнера заключалась в поддержке этих усилий через создание корпоративных материалов и оформление мероприятий в фирменном стиле.
Однако через три года я поняла, что достигла потолка в своей позиции. Фирменный стиль «Авито», тогда еще до ребрендинга, состоял из простых кружочков, перестал меня вдохновлять, и я начала присматриваться к каким-то новым вакансиям для себя.
Я изучала рынок, следила за основными игроками и уже давно следила за брендинговым агентством ENDY в Петербурге. Мне нравилось, что ребята делали проекты, которые реально можно было встретить в городе. Я поняла тогда, что мне было бы интересно видеть результаты своей работы в городском пространстве, потрогать что-то руками. Я написала им, и меня приняли — это стало важным этапом в моем профессиональном развитии. Кроме ENDY, я также рассматривала Shishki. Миша Шишкин, руководитель студии, оставил положительный отзыв на мою дипломную работу, но тогда он искал более сильного специалиста.
К сожалению, это распространенная ситуация: многие агентства предпочитают уже состоявшихся профессионалов. Я всегда советую своим студентам обращать внимание на агентства, которые предлагают стажировки и открыты к молодым. Ведь по сути, если агентство действительно хорошее, оно обычно перегружено работой. А при таком объеме у них часто нет ресурсов для обучения новичков, поэтому не все компании могут предложить такую возможность. Но пробовать показать себя всегда стоит!
Да, в ENDY действительно есть и желание видеть молодых специалистов, и давать им возможности для роста. Когда я пришла, команда была гораздо меньше, особенно дизайнерская. Лёша Пушков, который также преподает в Школе дизайна Вышки, был единственным арт-директором на тот момент. Сейчас в агентстве уже три арт-директора, и, соответственно, команда значительно увеличилась.
Я 4 года и 4 месяца росла в агентстве, прошла путь от самой низкой позиции до более высокой. Начинала я с хорошими портфолио-кейсами, которые собрала во время обучения и работы со знакомыми до прихода в ENDY. Помню, что на тестовом задании я доработала один из своих реальных проектов — это была фотосъемка, логотип, соцсети и необходимость сделать упаковку. Ребята посмотрели, как я всё собрала, и приняли меня в команду.
В агентстве я училась работать с крупными брендами Петербурга и международными проектами. И за это время я доросла до дизайнера, который сам презентует проекты клиентам, работала с командой графических дизайнеров, следила, как они выполняют гайды. Мне предложили стать арт-директором, но в тот момент я была занята выпуском бакалавров и уже планировала вести магистров на следующий учебный год. Я понимала, что ресурсов на полное погружение в новую роль у меня не хватит, и решила взять паузу, чтобы не уходить из преподавания.
Сейчас я веду проекты на фрилансе с разными клиентами. Но в штате, как было с ENDY, пока не работаю. Мы договорились с командой, что всегда смогу вернуться, если захочу. Это дает мне уверенность в том, что мой путь еще не завершен!
Я часто говорю студентам о том, как важно делиться своими проектами и процессами. Даже если вам не нравится оценка, если проект просто останется в портфолио или в столе и не увидит свет — это провал.
Да, преподавательская деятельность действительно затягивает. Получается, как дизайнер я работала 3 года с упаковкой, потом несколько лет в Авито, далее — 4 года в ENDY, и сейчас — какая-то новая ступень, которая сама появилась. Я помогаю студентам реализовывать их идеи, направляя их с помощью своего личного профессионального опыта. Это больше похоже на наставничество, но с гораздо большей отдачей!
Такой подход не только обогащает студентов, но и помогает мне систематизировать свой опыт и знания. Ведь передавать информацию нужно не только словами, но и действиями, примерами и референсами. В этом и заключается суть арт-дирекшена — работа над несколькими проектами с акцентом на обучение и поддержку других. Это создает уникальную атмосферу сотрудничества и вдохновения, наполняет как студентов, так и меня!
Мой путь в Школу дизайна начался с встречи с Вовой Аносовым (преподаватель вариатива «Шрифт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ СПБ — прим. ред.). Мы познакомились на курсе шелкографии; помню, он сказал, что любит рисовать буквы. Позже я посещала его воркшопы, где мы писали кетчупом, зубными щетками, которые терли об асфальт. В общем, я была впечатлена. Мы следили за работами друг друга и находились в одном круге. Когда Вова узнал о моём интересе к преподаванию, он предложил мне прийти в Вышку, но тогда я не была уверена в своих силах, тем более у меня не было учеников тогда — это было, наверное, три года назад.
Как-то летом к нам в агентство пришла стажерка Катя Вахрушева. Она училась у Лёши Пушкова, который направил её к нам на стажировку, я была как раз её наставником. Мы с Катей создали классный проект, который был одобрен руководителем агентства — это было настоящим достижением! Катя оставила замечательный фидбэк о моей помощи, и этот опыт стал одним из толчков к моему преподавательскому пути.
В то же время в Вышке работала моя коллега Лера Грумеза, которая решила переехать в другую страну. У неё была набрана группа студентов-бакалавров, и она предложила мне взять их под своё крыло. Так началась моя преподавательская карьера!
Мне очень нравится процесс: как студенты тут учатся — по сути, это роли арт-директора и дизайнера, более горизонтальная связь. Студенты не воспринимают меня как просто преподавателя, который читает лекции, — скорее как наставника или друга, который помогает найти лучшее решение. Также мне нравится, что сами студенты очень заряжены: до этого у меня были бакалавры, теперь магистры. Многие из них пришли не из сферы дизайна, поэтому это дает какие-то новые толчки. Важно, что они пришли именно в Вышку — здесь есть имя, портфолио. Это реально современный вуз, здесь очень много талантов, и, соответственно, ты притягиваешься к этому, и начинается процесс изменений — так или иначе.
Профиль магистратуры действительно отличается от бакалавриата по нескольким ключевым аспектам. Во-первых, магистратура часто предполагает более глубокое погружение в специализированные темы и практические навыки, что позволяет студентам развивать свои профессиональные компетенции на более высоком уровне, так сказать, усиливать имеющиеся знания. Во-вторых, студенты магистратуры практически все уже работают в разных областях. Это создает уникальную атмосферу в группе, где каждый может поделиться своим опытом и взглядами, что, мне кажется, только обогащает учебный процесс.
Также стоит отметить, что магистры часто более мотивированы и целеустремленны, поскольку они уже сделали осознанный выбор продолжить образование в Вышке и пришли в дизайн. Но при этом, понимая, что они все работают, с третьего модуля начинаешь чувствовать их усталость. Тем более зимой — я всем советую пить витаминки. Моя задача как куратора — помочь им пройти это, возможно, подсказать, поддержать морально, подготовиться к предпросмотрам.
Наличие у студентов разнообразного бэкграунда может способствовать кросс-дисциплинарному подходу к проектам и задачам, что особенно ценно в таких творческих областях, как дизайн. В итоге обучение в магистратуре становится не только образовательным процессом, но и возможностью для создания профессиональных связей и обмена идеями с единомышленниками.
Пять лет назад мой муж спросил меня, кем я буду через 10 лет. Я ответила, что не хочу быть старым дизайнером, а надеюсь вырасти до арт-директора. В общем, я верю в свой рост, хотя не уверена, что хочу открывать свою студию — можно ведь работать на аутсорсе.
Сейчас у меня есть классные бакалавры, которые только что выпустились, и я думаю, что могла бы делать с ними интересные проекты. Также те ребята, с которыми я сейчас работаю, тоже скоро закончат учебу и смогут участвовать в проектах. Но клиенты иногда боятся работать со студентами, потому что переживают, что что-то может пойти не так — например, они могут не знать, как правильно подготовить файлы к печати. Поэтому наличие наставника делает процесс более спокойным.
Я размышляла о том, чтобы сотрудничать с разными клиентами и привлекать студентов-дизайнеров. Это будет полезно как для них — они получат опыт и возможность развиваться, так и для клиентов — свежие идеи и новые взгляды. По сути, может быть, это громко звучит, — но мы готовим дизайнеров, которые будут формировать наше будущее. Разница между бакалаврами и магистрами не так велика — всего 4 года. В любом случае они создают тот прогрессивный визуальный стиль, который будет актуален дальше. Я верю, что мой вклад важен не только сегодня, но и в будущем!
Конечно же, просмотры! Мне очень приятно видеть финальный результат работы. Когда смотришь на то, что получилось, понимаешь, что некоторые вещи делались в спешке ночью и не всегда идеально, но всё равно это результат, и его важно увидеть.
Я часто говорю студентам о том, как важно делиться своими проектами и процессами. Даже если вам не нравится оценка, если проект просто останется в портфолио или в столе и не увидит свет — это провал.
Я советую студентам хотя бы завести телеграм-канал или другие соцсети, где можно рассказывать о том, как они работают, и о процессах, которые у них проходят. Даже когда мы работаем с реальными клиентами, у нас может быть один принятый визуал, а ещё десять идей могут оказаться в корзине или черновиках. И об этом тоже важно говорить и делиться!
У меня есть теория: студенты Вышки могут начать свою карьеру в любых агентствах или компаниях, но для этого им нужен хороший арт-директор, который будет их развивать и добавлять к тем скилам, которые мы дали, практический опыт. После нескольких лет работы в агентствах им нужно пробовать двигаться к самостоятельной практике, возможно, даже к роли автора. Например, лаборатория современного дизайна «Щёлочь» больше ориентирована на искусство, чем на традиционный дизайн.
Дизайнеры могут иметь более гибкий подход к стилю, но важно, чтобы у них были классные проекты в портфолио. Клиенты должны понимать, чего ожидать от дизайнера: кто-то может прийти за чем-то смелым и инновационным, а кто-то — за более сдержанным и структурированным решением. Опять же, повторюсь, важно, чтобы у ребят были свои портфолио с проектами, которые им нравятся и которые могут привлечь клиентов. Это поможет создать соответствие между ожиданиями клиента и конечным результатом проекта.
Представь себе пирамиду: в начале ты работаешь над множеством разных проектов, взаимодействуешь с разными клиентами и учишься делать всё. Постепенно ты начинаешь понимать, что тебе нравится и что у тебя хорошо получается, и начинаешь сосредотачиваться на этом. То есть твой кругозор сужается, и ты вырабатываешь свой собственный стиль и подход к работе. Ты начинаешь лучше разбираться в том, как проводить брифинги, как работать с типографикой и создавать гармоничные проекты. Даже если ты работаешь в разных областях — от технологий до экономики, — твой подход остаётся узнаваемым. Логотипы, типографика и иллюстрации могут быть разнообразными, но они всегда сочетаются между собой и создают целостное впечатление о бренде. В итоге у тебя получается консистентная идентичность, которая не вызывает лишних вопросов и выглядит профессионально.
На самом деле вопрос о том, сколько времени нужно, чтобы вырасти от джуниора до арт-директора, довольно сложный. Конечно, можно мечтать о том, что это займет пять лет, но есть примеры, как наш Женя Горбачёв, который стал арт-директором направления в Setters всего через год после выпуска из Школы дизайна.
Важным моментом здесь является сочетание хард- и софт-скиллов. Хард-скиллы тебе точно дадут в Школе дизайна, но софт-скиллы — это уже твой интерес к профессии, умение взаимодействовать с людьми, презентовать свои идеи и даже такие простые вещи, как пунктуальность. Все эти качества формируют твой профессиональный образ. Если ты полон энергии и готов много работать — например, вместо свиданий сидишь за проектами до ночи, — у тебя есть все шансы быстро продвинуться. Твой руководитель может помочь тебе развивать нужные навыки и давать более сложные проекты для роста. Но если у тебя нет острой цели или ты не готов к серьезным усилиям, процесс может затянуться.
Любая работа в агентстве начинается с того, что команда проводит брифинг по проекту. Здесь важно быть смелым и задавать все вопросы, которые у тебя возникают, чтобы сразу понять, что нужно уточнить, и не бояться. Также нужно хорошо управлять своим временем: отслеживать, сколько времени уходит на разные задачи. Если ты понимаешь, что не успеваешь, лучше заранее сказать об этом и попросить о помощи или перенести дедлайн.
Не забывайте про личные границы, чтобы не перерабатывать. Многие новички сталкиваются с синдромом самозванца и пытаются доказать свою ценность, сравнивая себя с более опытными коллегами. Но важно помнить, что каждый имеет свой уникальный опыт и путь. Сравнивайте себя только с тем, кем вы были вчера. У вас есть наставники, которые помогут вам развиваться — главное, уметь общаться.
Что касается источников вдохновения для дизайнеров, я рекомендую следить за работами ведущих студий и сайтами вроде bpando.org. Это поможет быть в курсе новых тенденций и понимать, что актуально в дизайне сегодня, — соблюдать, скажем, профессиональную информационную гигиену. Также стоит обращать внимание на конкурсы, такие как Silver Mercury, Red Dot Award или фестиваль «Среда» — там можно увидеть лучшие работы и понять направление развития индустрии.
Важно следить за теми проектами, которые получают награды: это поможет тебе понять, какие идеи могут быть смелыми и новыми, куда вообще идет индустрия. Не бойся предлагать клиентам более креативные решения — даже если они немного пугаются, можно предложить сделать это в более мягком варианте.
Здесь, я бы на примере студентов Вышки, разделила подходы дизайнеров на два типа.
Первый — это более авторский подход. Здесь ребята больше рисуют то, что им нравится и что они видят, что им откликается, используя разные стили, материалы, программы. Это скорее про самовыражение. Второй подход — коммерческий, связанный с профессией. Он предполагает работу с клиентом и решение его задач.
Работая в агентстве, у меня выработался коммерческий подход. Придерживаясь его, я создаю индивидуальное решение, которое точно не украдет чужие идеи. По сути, мы всегда начинаем с глубокого изучения клиента: если у него нет названия или маркетинговых исследований, мы проводим их, чтобы понять, что именно нужно. Затем разрабатываем платформу бренда — это основные идеи, смыслы и позиционирование: что мы делаем, для кого и какой результат получит клиент.
Далее мы создаем визуальную идентичность на основе этого анализа. Мы генерируем несколько концепций и собираем их в мудборды — это набор изображений и элементов, которые помогают визуализировать идеи. Мудборд помогает клиенту представить, как будет выглядеть конечный продукт. После этого мы разрабатываем графическую метафору, которая отражает суть бренда, но не копирует готовые картинки, а создает новое на основе мудборда. В команде есть проектный менеджер, дизайнеры и арт-директор, которые вместе выбирают наиболее новые и интересные идеи.
Логотип — это самая ценная единица брендинга. Мы обязательно проверяем его уникальность через поисковые системы, чтобы избежать плагиата. Если логотип готовится к регистрации, мы консультируемся с патентным бюро.
Подводя итоги, скажу, что в коммерческом дизайне важно создать графический образ, который точно соответствует конкретному бренду и его позиционированию, иначе никак. Если ты работаешь над чем-то творческим без клиента, то стоит посмотреть на уже существующие работы и постараться придумать что-то новое. Обсуждение своих идей с одногруппниками или кураторами, коллегами тоже может быть полезным — важно иметь поддержку от тех, кто понимает дизайн!
К столетию футбольного клуба «Зенит» студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург разработали коллекции одежды и аксессуаров, вдохновлённые историей и визуальным языком команды. Прототипы новых капсул, созданных в рамках лаборатории проекта «Друзья Петербурга», были представлены на выставке «Путь шедевра» в Лахта Центре.
Творческое объединение TRAMVAI, состоящее из студентов направления «Коммуникационный дизайн и брендинг», организовало выставку плакатов в баре «Правда?».
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.