По общим вопросам
Приглашаем на цикл лекций про женщин и Москву в Центр «Зотов». Лекторий посвящен женскому гардеробу 1920–1930-х и способам его пополнения. Ольга Вайнштейн, Ксения Гусарова, Мария Терехова, Ася Аладжалова и другие спикеры расскажут об актуальных на тот момент стандартах красоты и трендах. Куратор мероприятий
— академический руководитель Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Людмила Алябьева.
Лекторий проходит в рамках выставки «Красная Москва. Женщина в большом городе», посвящённой парфюмерной индустрии России в период 1920-1930-х годов. Более 200 экспонатов: произведения известных художников, винтажные аксессуары и ольфакторные инсталляции — представляют индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений звучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва».
В конце 1935 года Эльза Скиапарелли, дизайнер одежды и владелица дома высокой моды, совершила поездку в СССР в составе делегации участников Ярмарки образцов французской легкой промышленности. Лекция посвящена этому не самому известному, однако примечательному эпизоду биографии легендарной кутюрье.
На лекции мы рассмотрим контексты визита, культурные и политические, поговорим об обстоятельствах сотрудничества Скиапарелли с трестом «Мосбелье», пройдем ее маршрутами по Москве и Ленинграду середины 1930-х.
Ольга Лебедева — практикующий психоаналитик, искусствовед, исследовательница моды. Окончила исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Восточно-Европейский институт психоанализа. Преподаватель курса «Критическое чтение ключевых текстов по теории моды» на профиле магистратуры «Кураторство и критика в моде» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. В настоящий момент учится в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ. Постоянный автор журналов «Лаканалия», «Теория моды: одежда, тело, культура».
Хотя в официальной символике СССР красный цвет играл ключевую роль, представительницам пролетариата отнюдь не следовало пользоваться ярко-алой губной помадой или новоизобретенным лаком для ногтей.
Косметика, а особенно броский макияж в молодом советском государстве считались атрибутами классово чуждой женственности — образа нэпманши, проститутки и тому подобных социальных зол. Официальные визуальные источники, такие как агитационные плакаты или обложки женских журналов 1920-х годов, поддерживают противопоставление размалеванной тунеядки и скромной труженицы, единственным украшением внешнего облика которой служит опрятность. Однако анкеты и опросы, проводившиеся среди советской молодежи в середине 1920-х годов, показывают, что многие работающие девушки отнюдь не были настроены против косметики, хуже того — готовы были тратить на пудру, духи и другие модные товары (например, шелковые чулки) свои последние деньги в ущерб пропитанию.
Зазор между советской идеологией и действительностью в том, что касалось моды и красоты, станет основным предметом рассмотрения в лекции Ксении Гусаровой.
Ксения Гусарова — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС. Автор книги «Мода и границы человеческого: зооморфизм как топос модной образности в XIX-XXI веках».
Сейчас мы отслеживаем модные тренды в сети, а как можно было получить информацию о том, что модно, в Москве 1920-1930-х годов?
Кто распространял тренды, каким образом и с какой скоростью? Каналов было множество и они сильно отличались от привычных нам. Почтовые карточки с портретами актрис и их повседневные прогулочные костюмы, наряды эстрадных певиц, кадры из кинофильмов, модная иллюстрация и статьи в журналах и даже модное дефиле — все это служило каналами модной трансляции в разные годы ХХ века.
На лекции от Аси Аладжановой мы узнаем:
Ася Аладжалова — исследователь моды, коллекционер винтажной одежды. Учится в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.
Лекция историка моды, филолога и культуролога Ольги Вайнштейн посвящена обонянию как искусству восприятия запахов в европейской культуре.
Исторические смыслы ароматов очень подвижны. Во время лекции попробуем проследить, как в каждой эпохе формируется свой «ароматический пейзаж». Участники узнают
В качестве примеров будут рассмотрены решающие изменения в парфюмерной традиции, а также истории таких знаменитых духов, как одеколон, Шанель № 5 и Красная Москва.
Ольга Вайнштейн — историк моды, филолог, культуролог. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ. Автор научного бестселлера «Денди: мода, литература, стиль жизни» и многочисленных работ по истории культуры, составитель двухтомника «Ароматы и запахи в культуре», монографии «Fashioning the Dandy» (Anthem Press, 2023). Член редакционной коллегии журналов «Теория моды: одежда, тело, культура»; «Fashion Theory: the journal of Dress, Body and Culture»;“Critical Studies in Men's Fashion”. Автор лекционных курсов на портале «Арзамас». Лауреат премии «Инолиттл», финалист премии «Просветитель».
Лекции проходят в Центре «Зотов» по адресу Москва, Ходынская улица, 2/1, 4-й этаж (Лекторий). Расписание встреч будет дополнятся.
11 сентября приглашаем в пространство HSE CREATIVE HUB на эксклюзивный паблик-ток с известной журналисткой Астрид Вендландт, освещающей люксовые бренды уже более 15 лет. Академический руководитель Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ и руководитель профиля магистратуры «Кураторство и критика в моде» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева проведёт с нашей специальной гостьей интервью, в ходе которого Астрид поделится инсайтами из мира моды.
В издании The Blueprint вышел материал, в котором рассказывается, как дизайнер, основатель бренда House of Leo и куратор профилей «Создание фэшн-бренда» и «Дизайн одежды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Леонид Алексеев создаёт жакеты по архивным лекалам Chanel.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.