По общим вопросам
С 4 сентября по 4 октября в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург пройдёт цикл лекций о фотографии «Петербург в объективе молодых». Эксперты — фотографы, архитекторы, искусствоведы и кураторы — расскажут о современном и историческом облике города, уличном искусстве, фотокнигах и коллективной памяти. Вход свободный по регистрации.
«Петербург в объективе молодых» — это проект, в котором молодые авторы под руководством опытных кураторов и экспертов освоят навыки работы с пространством города посредством фотографии и представят актуальный облик Санкт-Петербурга в итоговых фотосериях. В рамках фотолабораторий участники создадут работы, которые покажут визуальные тренды и культурный код современного Петербурга, и после будут представлены на выставке и изданы в виде фотооткрыток и фотокниги.
Школа дизайна примет у себя публичную программу проекта. Лекторы, среди которых не только фотографы, но и искусствоведы, социологи и кураторы, представят многогранный портрет Петербурга сквозь эпохи и художественные направления.
4 сентября, 19:00-20:30
Современный облик Петербурга — это какой? Лахта Центр, Зенит-Арена, ЗСД? Или районы Мурино, Кудрово и Шушары? Или облик формируется вовсе не зданиями? Знаем точно — облик Петербурга для каждого свой, и мы предлагаем узнавать его побольше, любить любым и учиться принимать даже неприглядное. На лекции мы рассмотрим городские территории, оптики и инструменты для исследования актуального облика Петербурга с точки зрения градостроителя и архитектора.
Спикеры:
9 сентября, 19:00-20:30
В рамках открытой лекции, посвященной тому, как снимали Петербург классики документальной и арт-фотографии, мы познакомимся с выдающимися авторами, которые исследовали с помощью фотографии городской пейзаж. Особое внимание будет уделено художникам, работающим с различными экспериментальными техниками съемки и фотопечати.
Спикер:
Полина Стадник — фотограф, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (ММОМА), участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом.
Санкт-Петербург — город-призрак, город-музей, город-лаборатория. Его фотографическая школа давно переросла рамки документалистики, превратившись в самостоятельное художественное явление, где тени Достоевского встречаются с авангардными жестами, а имперское величие — с интеллектуальной неофициальной художественной сценой.
11 сентября, 19:00-20:30
Уличное искусство — неотъемлемая часть культурного кода современных городов. Рассматривая уличные произведения, можно точно постичь идентичность города, в Петербурге она строится на постоянном диалоге между образом города-музея и современными художественными внедрениями в него.
На лекции мы поговорим об истории развития петербургского уличного искусства: начнем с экспериментов авангардистов, осветим городские акции 1970-х годов и закончим анализом современных проектов. Узнаем историю главных художников города. Обозначим специфику петербургского стрит-арта и паблик-арта, поймём, как история города влияет на работы уличных художников.
Спикер:
Семён Некрасов — искусствовед, краевед, блогер, научный сотрудник «Стрит-арт хранения».
18 сентября, 19:00-20:30
На лекции поговорим о том, как фотография через обстоятельства своего создания становится контекстуальной. То есть начинает указывать на контексты и вопросы своего времени, а значит, становиться искусством. Не из красоты, гармонии, позитива или выразительности, но при этом не забывая их, фотография любых жанров, от стрит-фотографии до натюрморта, может стать местом, где появляется высказывание, которое может считать зритель.
Спикер:
Надежда Шереметова — куратор, исследователь фотографии, директор «ФотоДепартамента» и образовательной онлайн-платформы «Проекция», галерист FotoDepartament.Gallery и куратор фестиваля современной фотографии «Присутствие».
23 сентября, 19:00-20:30
Лекция строится на просмотре документальной, любительской и архивной фотографии. В ходе занятия предполагается сопоставление сюжетных элементов кадра, а также выстраивание визуального ряда для выявления общего места фотографий. Особое внимание уделяется роли рамки кадра как инструмента, организующего композицию, формирующего значение и выстраивающего визуальный нарратив, благодаря которому реальность на снимке обретает значимость повествовательного пространства.
Спикер:
Александра Сухорукова — фотограф, искусствовед. Преподаватель НИУ ВШЭ, куратор курса «Основы предметной фотографии».
25 сентября, 19:00-20:30
Чтение предполагает не только распознавание и интерпретацию текста (то, что есть), но и восстановление его неявных частей — того, что находится в интервалах между слов или строк (то, что пропущено). На лекции мы обратимся к понятию сайт-специфичности в контексте художественного исследования места и рассмотрим параллели подобной практики с чтением и говорением. Что такое лиминальные, интерстициальные, промежуточные пространства и как их обнаружить в пределах текста, образа, места?
Спикер:
Алина Белишкина — педагог, художница, куратор и участница международных и российских выставок и программ. Исследует вопросы культурной медиации и институционализм, а к своим основным интересам относит текст в искусстве, партиципаторные и образовательные практики.
30 сентября, 19:00-20:30
На лекции поговорим о том, как создаются «места памяти» и почему одни остаются в локальном коллективном нарративе, а другие попадают в национальный, обретая статус «идеи» или «культурного кода».
Вместе с участниками лекции мы постараемся ответить на вопрос: почему персональный нарратив сегодня становится важнее коллективного и как на знаковые места влияет психогеография. Рассмотрим несколько объектов современного искусства, которые связаны с фотографией, рассмотрим, как в них отражается связь «географического» и коллективного в попытках, на самом деле, поиска личного.
Спикер:
Мария Бурмистрова — куратор, исследовательница коллективной памяти и травм, их взаимодействие с историей и национальным нарративом.
4 октября, 12:00-15:00
Художественная практика Кристины сосредоточена на исследовании коллективной памяти и современного российского контекста. Она преимущественно работает с ландшафтом и контекстом места, исследуя их пост-исторические процессы. Лекция посвящена тому, как в фотокниге формируется высказывание — как управление нарративом и книжной структурой позволяет не иллюстрировать или сопровождать материал, а создавать смысловое поле, в которое зритель может быть включён. На примерах проектов, работающих с пространством, местом и территорией (в широком смысле), мы проследим, какие возможности даёт книга как форма и как она организует восприятие.
Спикер:
Кристина Сергеева— художница, фотограф и независимый куратор. Одна из основательниц проекта NIZINA, в рамках которого организуются ежегодные фестивали зинов и фотокниг и образовательные программы по фотографии.
18 июля в Центре «Зотов» откроется выставка «Продлённое будущее», созданная по итогам второго сезона курса Владислава Ефимова «Архитектурная фотография и исследование пространства. Опыт №2». Участники — студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ и победители открытого набора — в течение трёх месяцев исследовали рабочие посёлки 1920–1930-х годов, ставшие символами советского конструктивизма. С помощью фотографии и художественной интерпретации они попытались воссоздать видение идеального будущего, заложенное в архитектуре авангарда.
С 17 по 26 октября 2025 года в Краснодаре пройдёт Международный фестиваль фотографии PhotoVisa — важное событие визуальной культуры в России. Фестиваль объединит выставки, лекции, портфолио-ревю, мультимедийные показы, мастер-классы и презентации книг на ведущих культурных площадках города. Арт-директором фестиваля выступает Ирина Чмырёва — преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ и сотрудник юнита HSE PHOTO LAB.
Профиль магистратуры
Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Специалисты в этой области определяют облик современной культуры, медиа, моды, рекламы. Студенты профиля «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.
Подробнее
Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.
Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.