По общим вопросам
В июле 2025 года преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Алексей Кухаронок принял участие в образовательной программе в Шанхайском университете Цзяньцяо (Shanghai Jian Qiao University). В течение трёх недель Алексей наблюдал за учебным процессом, работал с местными студентами и коллегами и знакомился с организационными и культурными особенностями и жизнью зарубежного университета.
Руководитель специализации CGI на направлении «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Shanghai Jian Qiao University и Intermark Design College
Intermark Design College — подразделение университета Shanghai Jian Qiao, ориентированное на цифровые технологии и дизайн. Оно регулярно приглашает зарубежных преподавателей для проведения образовательных модулей в рамках общей программы курса. Алексей вел занятия по 3D-графике, работая с группой студентов с разным уровнем подготовки.
Обучение строилось короткими тематическими модулями, каждый из которых длился три недели и вёлся отдельным преподавателем. По мнению Алексея, такой формат, с одной стороны, обеспечивает разнообразие подходов, но с другой потенциально снижает эффективность обучения на длинной дистанции.
«Занятия проходили очно на территории кампуса, в полностью оборудованных аудиториях, с использованием собственной техники студентов и преподавателей. Администрация и супервайзер группы помогали освоиться и решали бытовые вопросы», — рассказывает Алексей.
Кампус университета оказался просторным и зелёным, со множеством уголков для отдыха и общения. Для преподавателей было выделено отдельное общежитие, что помогло Алексею быстрее познакомиться с коллегами и почувствовать себя частью университетской жизни. Общение зачастую происходило в коридорах, столовой и на факультетских встречах, что способствовало обмену опытом и расширению профессиональных контактов.
По словам Алексея, в Китае студенты очень спокойные и сдержанные: выражение недовольства или раздражения здесь не принято. Зато если что-то казалось им смешным, они реагировали искренне и радостно. Юмор и ирония помогали создать живую и дружелюбную атмосферу в классе.
«На первом занятии я показал работы наших студентов, стилизованные под китайскую культуру и аниме — и это сработало. Я также использовал цитаты и референсы из современных китайских 3D-анимационных фильмов, и, думаю, это помогло сблизить дистанцию», — делится Алексей.
В группе были и российские студенты, которые чувствовали себя увереннее благодаря опыту учёбы в колледже, тогда как китайские ребята приходили сразу после школы. В начале курса они вели себя осторожно: иногда казалось, что студенты могли бы задать уточняющий вопрос, но не делали этого, даже если что-то оставалось непонятным. Со временем они втянулись в работу и начали проявлять большую активность на занятиях.
«К середине курса я стал заранее проверять, нет ли у кого вопросов, и при необходимости сразу повторял материал», — добавляет он. Отношение студентов было очень уважительным, и, что особенно приятно, преподавателя здесь называют «профессор». «Поначалу это было непривычно, но теперь я прививаю эту привычку студентам Школы дизайна и даже в семье», — шутит Алексей. Часть студентов недостаточно владела английским, поэтому был создан общий чат, который оказался особенно полезным: он помогал преодолевать языковой барьер и поддерживать контакт. Чтобы ещё больше облегчить усвоение материала, Алексей с первой недели записывал для группы подробные видеоинструкции.
Финальная оценка модуля складывалась из посещаемости, презентации и качества проекта. Преподавателю нужно было вести журнал, а к каждому компоненту, кроме посещаемости, необходимо было подготовить подробные критерии. Итоговые баллы варьировались от 40 до 100 и переводились в буквенную шкалу от A до F.
Была и спорная ситуация: студентка сдала финальную работу по модулю, но при этом пропустила часть занятий по личным причинам. Алексей намеревался поставить ей невысокую оценку, однако по правилам университета при пропуске более трёх занятий модуль автоматически не засчитывался. В итоге студентке пришлось проходить пересдачу.
График работы был очень плотный: подготовка к занятиям на английском языке занимала почти всё время, и лишь последние выходные оставались для погружения в местную культуру.
Алексей планировал посетить заброшенное поселение Houtouwan на острове Shengsi — бывшую рыбацкую деревню, оставленную жителями и постепенно превращающуюся в город-призрак. Однако штормовая погода сорвала эти планы, и вместо этого он провёл время в Шанхае, погрузившись в культурный калейдоскоп страны: посетил центры современного искусства, концерт финской дум-метал группы, выступление DIY панк-рокеров из Японии, а также магазины SEGA и виниловых пластинок.
Особое впечатление оставил китайский комикс 1982 года по повести Максима Горького «Детство», приобретённый как памятный сувенир и символ культурного обмена.
Также Алексей поделился забавной историей: «Мой коллега Артем Лукичев, работавший три года над анимационным проектом в Китае, заранее предупредил меня, что в стране развита культура дневного сна. По приезду в Китай это проявилось странным образом — я стал обязательно спать в обед. Поначалу списывал это на джетлаг, а потом понял, что здесь просто так принято, и стал воспринимать это как нечто естественное. Проблема сохранилась и после возвращения в Россию: теперь я продолжаю спать в обед, и перед началом учебного года не совсем понимаю, как с этим быть».
24 апреля в московском пространстве TAU мы увидим результат коллаборации Самоката и Школы дизайна — грандиозный показ, который должен увидеть каждый, кто интересуется модой. Студенты, чьи коллекции скоро представят публике, вложили в работы всё своё вдохновение и мастерство, и накануне шоу мы пообщались с молодыми дизайнерами, чтобы узнать истории их вещей — от первых замыслов до финальных стежков — и лучше понять, что делает этот показ особенным.
В 2025 году в Школе дизайна открывается образовательная программа «Архитектура» — обучение на ней длится пять лет, а значит, первый выпускной программы состоится в 2030 году. Вместе с академическим руководителем программы Сергеем Падалко заглянули в будущее и узнали, как будут учиться уникальные специалисты и как найти баланс между инженерией и творчеством.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.