По общим вопросам
Анастасия Размахнина учится в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ и исследует в своей кандидатской диссертации тему: «Хронотоп винтажной одежды: вопросы коллекционирования и вестиментарных практик». Наша аспирантка дополняет теоретические знания практикой изучения реальных артефактов. Результаты работы Анастасии и ее коллег можно увидеть на выставке «Надел, что было: мода и одежда в романе Михаила Булгакова» до 14 ноября. Заведующая Научно-просветительским центром на Арбате Елена Михайлова и историк моды Анастасия Размахнина как кураторы обратились к роману «Мастер и Маргарита», в котором наиболее ярко представлены образы героев, характерные для модной Москвы того времени.
В разных редакциях романа Булгакова мы видим, какой была мода, как она менялась, что происходило с легкой промышленностью в стране. Выбирая экспонаты, мы ориентировались на эти описания, ставшие бесценным материалом для изучения истории моды конца 1920 – конца 1930-х — периода написания романа.
Преподаватель курса «Критическое чтение ключевых текстов по теории моды» на профиле магистратуры «Кураторство и критика в моде», историк моды, коллекционер винтажной одежды.
«Человек плохо одетый — пропал», — утверждал Михаил Булгаков. Безупречное чувство стиля было неотъемлемой чертой писателя, который тщательно следил за своим внешним обликом как в сложные первые московские годы, так и в период материального достатка.
На экспозиции представлены фотографии Михаила Булгакова и членов его круга, модные периодические издания, флаконы парфюмерии, наброски платьев, ювелирные изделия, дамские сумки. Особое место занимает обширная коллекция костюмов: женские и мужские наряды, нижнее белье, обувь. Выставка сформирована из предметов коллекции Музея Михаила Булгакова, частного собрания Анастасии Размахниной, личной коллекции искусствоведа Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком мосту Аллы Щипакиной, а также частных коллекций.
В Научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате состоится мастер-класс по созданию стильного мешочка для хранения ювелирных украшений, аксессуаров или нижнего белья с вышитыми вручную именными буквами.
Кроме того, участники совершат экскурс в историю моды 1930-х годов и узнают о том, какую роль играли вышивка и шитье в городской среде, что вышивали модницы на шарфиках и как хранили самые ценные предметы гардероба.
Ведущие:
Все необходимые материалы будут предоставлены.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
В научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате пройдет лекция, посвященная символике косметики в романе «Мастер и Маргарита».
Косметика исторически ассоциировалась с колдовством: ее средства сравнивали с волшебными снадобьями, способными преображать внешность, а состав вызывал подозрения в связи с магическими ритуалами. С развитием химической промышленности возникли опасения относительно токсичности такой продукции, где расплатой за красоту могла стать смерть. Эти мотивы отражены в сцене с волшебным кремом Маргариты, дающим невидимость и способность к полету.
Лекция преподавателя Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Ксении Гусаровой раскроет как специфически советский контекст эпизода, связанный с трансформацией парфюмерной промышленности в послереволюционные годы, так и универсальные смыслы косметики, важные для понимания романа.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Кураторы выставки «Надел что было: мода в романе “Мастер и Маргарита”» — историк моды Анастасия Размахнина и филолог Елена Михайлова расскажут о моде в романе «Мастер и Маргарита» в научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате.
Одежда персонажей, таких как Берлиоз, Бездомный и Маргарита, отражает быт Москвы 1920–1930-х годов. На мероприятии расскажут о модной индустрии того времени и тенденциях, повлиявших на создание образов героев.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Персонажи романа «Мастер и Маргарита» одеты по-разному: от модных дорогостоящих и до старомодных образов; от фантастических облачений и до гротескных, собранных невпопад. На экскурсии куратор Анастасия Размахнина расскажет о том, какие предметы гардероба изначально должны были фигурировать в романе, но были заменены в более поздних редакциях; какие вещи писатель мог видеть на своих знакомых, и какие — на рекламных объявлениях различных трестов легкой промышленности.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
В научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате тренд-аналитик и наша аспирантка Розмари Турман расскажет о механизмах формирования модных трендов в 1930-е годы.
Мероприятие посвящено анализу работы модной системы в условиях советской действительности эпохи тотального контроля. Будет рассмотрена трансформация модных тенденций после периода нэпа, роль законодателей моды и особенности восприятия моды в указанный исторический период.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Персонажи романа «Мастер и Маргарита» одеты по-разному: от модных дорогостоящих и до старомодных образов; от фантастических облачений и до гротескных, собранных невпопад. На экскурсии куратор Елена Михайлова расскажет о том, какие предметы гардероба изначально должны были фигурировать в романе, но были заменены в более поздних редакциях; какие вещи писатель мог видеть на своих знакомых, и какие — на рекламных объявлениях различных трестов легкой промышленности.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Выставка «Надел, что было: мода и одежда в романе Михаила Булгакова» проходит до 14 ноября 2025 г. по адресу Большая Садовая, 10, подъезд 6, кв. 50 («нехорошая квартира»).
Вход на выставку по билетам на постоянную экспозицию, а также в рамках параллельной программы.
15 июля в ЦСИ «Винзавод» состоялся показ дипломных коллекций студентов программы «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Мероприятие собрало 800 человек и на один вечер стало центром притяжения профессионалов и ценителей моды. На подиуме свои работы представили 20 талантливых дизайнеров — выпускников бакалавриата «Дизайн одежды» и магистратуры «Создание фэшн-бренда». Это рекордное количество коллекций, показанных за 12 лет существования программы.
Двадцатилетний дизайнер и студент Школы дизайна НИУ ВШЭ Илья Мигмун совершил настоящий прорыв: его авторское корсетное платье с эффектными «крыльями» попало на фотосессию легендарной рэперши Cardi B для журнала Paper Magazine! Сначала образ покорил Россию — в нём стилист Вика Салават снялась для издания Собака.ru. А потом до него добрались стилисты Cardi B, которые искали идеальный образ для беременной звезды. Платье, созданное за три бессонных ночи без учёта изменившейся фигуры певицы, подошло идеально. Несмотря на головокружительные трудности с доставкой из Москвы в Нью-Йорк, чудо свершилось — наряд прибыл вовремя. Команда и сама Cardi B в восторге: платье от Мигмуна стало её любимым нарядом и теперь войдёт в личный архив звезды. Подробнее о впечатляющей коллабе читайте в материале The Blueprint.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.