По общим вопросам
Анастасия Размахнина учится в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ и исследует в своей кандидатской диссертации тему: «Хронотоп винтажной одежды: вопросы коллекционирования и вестиментарных практик». Наша аспирантка дополняет теоретические знания практикой изучения реальных артефактов. Результаты работы Анастасии и ее коллег можно увидеть на выставке «Надел, что было: мода и одежда в романе Михаила Булгакова» до 14 ноября. Заведующая Научно-просветительским центром на Арбате Елена Михайлова и историк моды Анастасия Размахнина как кураторы обратились к роману «Мастер и Маргарита», в котором наиболее ярко представлены образы героев, характерные для модной Москвы того времени.
В разных редакциях романа Булгакова мы видим, какой была мода, как она менялась, что происходило с легкой промышленностью в стране. Выбирая экспонаты, мы ориентировались на эти описания, ставшие бесценным материалом для изучения истории моды конца 1920 – конца 1930-х — периода написания романа.
Преподаватель курса «Критическое чтение ключевых текстов по теории моды» на профиле магистратуры «Кураторство и критика в моде», историк моды, коллекционер винтажной одежды.
«Человек плохо одетый — пропал», — утверждал Михаил Булгаков. Безупречное чувство стиля было неотъемлемой чертой писателя, который тщательно следил за своим внешним обликом как в сложные первые московские годы, так и в период материального достатка.
На экспозиции представлены фотографии Михаила Булгакова и членов его круга, модные периодические издания, флаконы парфюмерии, наброски платьев, ювелирные изделия, дамские сумки. Особое место занимает обширная коллекция костюмов: женские и мужские наряды, нижнее белье, обувь. Выставка сформирована из предметов коллекции Музея Михаила Булгакова, частного собрания Анастасии Размахниной, личной коллекции искусствоведа Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком мосту Аллы Щипакиной, а также частных коллекций.
В Научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате состоится мастер-класс по созданию стильного мешочка для хранения ювелирных украшений, аксессуаров или нижнего белья с вышитыми вручную именными буквами.
Кроме того, участники совершат экскурс в историю моды 1930-х годов и узнают о том, какую роль играли вышивка и шитье в городской среде, что вышивали модницы на шарфиках и как хранили самые ценные предметы гардероба.
Ведущие:
Все необходимые материалы будут предоставлены.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
В научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате пройдет лекция, посвященная символике косметики в романе «Мастер и Маргарита».
Косметика исторически ассоциировалась с колдовством: ее средства сравнивали с волшебными снадобьями, способными преображать внешность, а состав вызывал подозрения в связи с магическими ритуалами. С развитием химической промышленности возникли опасения относительно токсичности такой продукции, где расплатой за красоту могла стать смерть. Эти мотивы отражены в сцене с волшебным кремом Маргариты, дающим невидимость и способность к полету.
Лекция преподавателя Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ Ксении Гусаровой раскроет как специфически советский контекст эпизода, связанный с трансформацией парфюмерной промышленности в послереволюционные годы, так и универсальные смыслы косметики, важные для понимания романа.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Кураторы выставки «Надел что было: мода в романе “Мастер и Маргарита”» — историк моды Анастасия Размахнина и филолог Елена Михайлова расскажут о моде в романе «Мастер и Маргарита» в научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате.
Одежда персонажей, таких как Берлиоз, Бездомный и Маргарита, отражает быт Москвы 1920–1930-х годов. На мероприятии расскажут о модной индустрии того времени и тенденциях, повлиявших на создание образов героев.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Персонажи романа «Мастер и Маргарита» одеты по-разному: от модных дорогостоящих и до старомодных образов; от фантастических облачений и до гротескных, собранных невпопад. На экскурсии куратор Анастасия Размахнина расскажет о том, какие предметы гардероба изначально должны были фигурировать в романе, но были заменены в более поздних редакциях; какие вещи писатель мог видеть на своих знакомых, и какие — на рекламных объявлениях различных трестов легкой промышленности.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
В научно-просветительском центре Музея М.А. Булгакова на Арбате тренд-аналитик и наша аспирантка Розмари Турман расскажет о механизмах формирования модных трендов в 1930-е годы.
Мероприятие посвящено анализу работы модной системы в условиях советской действительности эпохи тотального контроля. Будет рассмотрена трансформация модных тенденций после периода нэпа, роль законодателей моды и особенности восприятия моды в указанный исторический период.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Персонажи романа «Мастер и Маргарита» одеты по-разному: от модных дорогостоящих и до старомодных образов; от фантастических облачений и до гротескных, собранных невпопад. На экскурсии куратор Елена Михайлова расскажет о том, какие предметы гардероба изначально должны были фигурировать в романе, но были заменены в более поздних редакциях; какие вещи писатель мог видеть на своих знакомых, и какие — на рекламных объявлениях различных трестов легкой промышленности.
Если мест нет, вы все равно можете прийти и зарегистрироваться на месте.
Выставка «Надел, что было: мода и одежда в романе Михаила Булгакова» проходит до 14 ноября 2025 г. по адресу Большая Садовая, 10, подъезд 6, кв. 50 («нехорошая квартира»).
Вход на выставку по билетам на постоянную экспозицию, а также в рамках параллельной программы.
Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает студентов и выпускников разработать дизайн спортивной формы для команды «Газпромнефть — Оренбург». Нужно создать парадный костюм, игровую форму и аксессуары, отражающие слоган компании — «Энергия в людях». Дедлайн — 31 декабря 2025 года.
В финальный день кинофестиваля «Послание к человеку» студенты Школы дизайна показали свои работы на выставке «Поворот времен» — вдохновленные эпохой ар-деко арт-объекты и наряды, а звёзды балета представили уникальный перфоманс с сюжетами кинематографа первой половины XX века.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.