По общим вопросам
В конце сентября вышел седьмой номер Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. Его главная тема — диалог живописи и архитектуры. Авторы выпуска исследуют, как живопись одушевляет архитектурные формы, а архитектура, создавая новые пространства, формирует эстетический опыт и открывает зрителю символические связи между образом, структурой и временем.
Открывается номер материалом Василия Успенского о серии гравюр Джованни Баттиста Пиранези, посвящённой архитектурным видам Рима. Автор отмечает, что художника занимает связь древности и современности: создавая собственный образ города, Пиранези свободно изменяет его планировку и масштаб, превращая Рим из реального пространства XVIII века в мифический образ Вечного Рима. Марина Лопухова исследует символику античных руин в живописи раннего итальянского Возрождения, рассматривая образ триумфальной арки как знак времени, памяти и духовного обновления. Связь изображения и пространства анализирует Анастасия Штерн, рассказывая о становлении аналитико-топографической композиции во фламандской живописи XVII века. На примере гравюр Франса Хогенберга показано, как картографическая точность и художественный замысел соединились в создании нового языка изображения войны.
Екатерина Кудряшова исследует влияние идей Просвещения на архитектуру Франции второй половины XVIII века, показывая, как проектирование городской среды становится инструментом не только санитарного благоустройства, но и нравственного воспитания. А Анна Корндорф обращается к традиции римских «руинных кабинетов» — интерьеров, воссоздающих атмосферу уединения среди античных развалин. Неоклассический вкус наполнил эти пространства подлинными фрагментами древности, а сама практика вскоре распространилась по Европе, включая Россию 1780-х годов.
Алла Аронова анализирует влияние предпочтений Петра I и Анны Иоанновны на градостроительную политику Петербурга первой трети XVIII века. Смена харизматической модели абсолютизма на традиционно авторитарную повлекла изменение способов репрезентации власти и отношения к столице как к резиденции. Выпуск завершает материал Елены Коваленко о наследии бумажной архитектуры в современной России. Автор прослеживает, как утопические графические проекты 1980-х оказали влияние на художественные и архитектурные практики последующих десятилетий.
«В этом выпуске наши авторы размышляют о диалогах и сопряжениях двух видов искусства — живописи и архитектуры. Синтез визуальных и пространственных искусств особенно проявлен в особой визуальной партитуре, когда переплетение изображения и пространственной репрезентации порождает новые истории и оптические модусы нарратива».
Главный редактор Журнала ВШЭ по искусству и дизайну. Академический руководитель магистерской программы «Практики современного искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Культуролог, искусствовед, доктор филологических наук.
Помимо электронного научного журнала Школа дизайна НИУ ВШЭ выпускает и коллекционное печатное приложение к нему — издание ART. Седьмой номер ART'а, вышедший в сентябре 2025-го, посвящён готике.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.