Время и память: китайские художники в «Великом беспорядке» Школы дизайна

Чжоу Чэньян. Пока воды не отступят, я буду покоиться здесь
Чжоу Чэньян. Пока воды не отступят, я буду покоиться здесь

9 и 11 декабря открылась Большая выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ «Великий беспорядок», разместившаяся сразу на двух площадках — в HSE ART GALLERY на Винзаводе и Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА». В этом году к проекту присоединились художники из Китая — преподаватели и студенты Нанкинского университета искусств, чьи работы стали важной частью экспозиции и продолжили творческий диалог, начавшийся весной на выставке New Wave в Нанкине.

Темой Большой выставки в этом году стали хаос и энтропия как фундаментальные формы существования мира.  Свои интерпретации темы представили два китайских автора — признанный мастер, доцент Нанкинского университета искусств Цзя Фан и молодой художник, магистрант Чжоу Чэньян.

«Для нас участие коллег из Нанкина в итоговой выставке — это закономерный итог года, начавшегося с форума HSE Creative Career. Тогда мы обсуждали варианты развития карьеры в глобальном масштабе, и профессор Цзя Фан предложил начать с формирования общего смыслового поля за счет совместных проектов, — рассказала Наталья Логутова, заместитель директора Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, отвечающая за международные связи Школы дизайна. — Наши студенты уже поучаствовали в выпускном шоу в Нанкине, а теперь работы студента господина Цзя и его собственные произведения стали значимой частью „Великого беспорядка“. Выставка дала возможность сформировать мультиоптический взгляд на тему — не только за счет мультимедиа, но и благодаря вовлечению представителей разных культур и языков».

На выставке представлена видеоработа Цзя Фана «Счастливые моменты» (2021), созданная совместно с художником Сун Цзянем. В центре — пара, готовящаяся к свадьбе. Работа исследует природу «моментального изображения» и задаёт вопрос: какие истории рождаются из застывших мгновений? Текучий таймлайн видео разрушает привычное восприятие статичной фотографии, создавая новые смыслы и показывая, насколько неуловимо течёт время в состоянии хаоса.

Цзя Фан, Сун Цзянь. Счастливые моменты

Проект Чжоу Чэньяна «Пока воды не отступят, я буду покоиться здесь» (2023) напрямую обращается к теме энтропии. Это личная история утраты: в 2012 году водохранилище Юче затопило родную деревню художника. Наблюдая, как вода то скрывает, то открывает руины, Чжоу Чэньян использует фотографию как способ противостоять распаду. Проявляя снимки, он словно «вымывает» из глубины памяти фрагменты прошлого, превращая текстуры дерева и камня в призрачные пейзажи исчезнувшего дома.

Чжоу Чэньян. Пока воды не отступят, я буду покоиться здесь

Кураторы выставки отмечают, что китайские авторы не просто вписались в экспозицию, а создали в ней необходимый смысловой баланс:

«Там, где мы часто видим в хаосе тревогу или разрушение, восточная визуальная культура находит медитативность и естественное течение времени. Это создает в экспозиции очень правильный, глубокий контраст и значительно расширяет смысловое поле выставки».

Увидеть проекты китайских художников можно на площадках Большой выставки Школы дизайна НИУ ВШЭ «Великий беспорядок»:

  • HSE ART GALLERY (ЦСИ Винзавод): работа Чжоу Чэньяна — с 9 декабря 2025 г. по 13 января 2026 г.

  • Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (Кузнецкий Мост, 21/5): видеоарт Цзя Фана — с 11 декабря 2025 г. по 8 февраля 2026 г.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.