Тайнопись обложки: невидимое на самом виду

Тайнопись обложки: невидимое на самом виду

Обложка — это первое, с чем сталкивается читатель книги. Обложка вместе с заглавием может реализовывать целый набор разнообразных авторских интенций (начиная с манипуляций именем/псевдонимом): заглавие может сразу характеризовать идеологическую позицию автора; заглавие в отдельных случаях — это ключ к прочтению и интерпретации. Визуальная же составляющая обложки способна еще более усиливать и обогащать разнообразные стратегии автора.
Творцы авангардной эпохи, как и их старшие современники (символисты), сполна поиграли на этом поле — поле обложки. В том числе обложка могла выполнять функцию прямого манифеста. В наши дни наблюдается всплеск интереса к феномену заглавия. Что же касается анализа визуального элемента обложек и конкретных случаев выявления их потаенного потенциала — эта исследовательская задача еще только в начале своей реализации.
В рамках курса планируется «медленное чтение» обложек и разбор конкретных примеров, преимущественно на материале эпохи так называемого «Серебряного века» и «Авангарда», когда книжная обложка демонстрировала различные формы проявления интертекстуальности: изобразительно-шрифтовой комплекс обложки мог нести функции скрытой цитации, либо явной или законспирированной пародии, либо пастиша, либо переработки исходного прототипа и творческого заимствования, либо прямого плагиата и т. д. — вплоть до отражений собственного жизнетворческого мифа или даже зашифрованного политического высказывания, игрой с огнем в эпоху войн и революций.