Опера: история и драматургия (часть II): XIX-XX вв.

Опера: история и драматургия (часть II): XIX-XX вв.

Вторая часть курса «Опера: история и драматургия» посвящена дальнейшему развитию этого жанра в XIX-XX веках. Разберем, в чем отличие взглядов двух крупнейших оперных композиторов — Вагнера и Верди, узнаем, куда летят под знаменитую музыку валькирии и каков смысл этого мотива в контексте оперной тетралогии, а также о вагнеровских принципах «произведения искусства будущего».
После чего заглянем в то самое оперное будущее — насыщенное XX столетие с актуальными сюжетами и проблематикой, обновлением и кардинальным изменением музыкального языка, драматургических принципов. Обсудим влияние символизма и экспрессионизма на музыкальный театр на примере музыки Дебюсси и экспрессионистской «драмы крика» Берга.
Отдельное внимание уделим истории развития оперы в русской музыке: пути становления национальной русской оперы в творчестве М.И. Глинки и его последователей — композиторов «Могучей кучки». Двигаясь хронологически, рассмотрим разножанровые произведения — от народных музыкальных драм («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина») до сказочных опер Римского-Корсакова и «лирических сцен» Чайковского.

В ходе изучения опер научимся ориентироваться в продолжительном музыкальном действии, постигая принципы оперной драматургии, развития музыкальных образов, сюжетных линий посредством системы интонационных связей, устойчивых мотивных образований, ритмов, тембров и других музыкально-выразительных средств.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.