По вопросам поступления:
Бакалавриат (Москва — доб. 710, 704, Санкт-Петербург — доб. 702, Ереван — доб. 706)
Магистратура (Москва — доб. 703, Санкт-Петербург — доб. 702)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709)
Дополнительное образование (Москва — доб. 712, 720, 723, 724, Санкт-Петербург — доб. 701, Корпоративным клиентам — доб. 722)
Детская школа (Москва — доб. 707, Санкт-Петербург — доб. 701)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В программе курса ставится задача охарактеризовать тенденции взаимодействия "художник - произведение - зритель" в современную эпоху. Сегодня ситуация в искусстве характеризуется неразрывностью отношений между теорией и практикой, и тот комплекс отношений, который сегодня мы называем "современным искусством", реализуется в выставочном процессе. В ХХ веке выставка становится основным инструментом реализации искусства, при этом формы и характер выставок определяют и сам характер художественных произведений, в настоящее время понимаемых как события, где сам контекст является определяющим. В программе курса рассматриваются как основные стратегии развития выставки – от выставки произведений к выставке как произведению искусства, и далее – к выставке- процессу, выставке-экскурсии, выставке-дискуссии, выставке-коллаборации и выставке-протесту. В ходе изучения материала на примерах из истории выставок ХХ и XXI века также важное место занимает концепция места искусства: художник создает место искусства, где реализуется художественное событие: объект, концептуальное решение места, перформанс, и т.д. В этом контексте рассматриваются специфические пространства, которые становятся важным фактором создания искусства в 1960-е годы, но по-настоящему концептуализируются в 1980е, когда особое внимание вызывают «инсталляции» в современном искусстве. Вопросы зрителя, участия зрителя, включения зрителя в сценарий выставки, а также вопросы, связанные с партиципативными проектами, с одной стороны, и с театрализацией выставочного пространства, с другой стороны, также относятся к вопросам концептуального рассмотрения современного искусства. рассматриваются как самые актуальные выставочные практики коллаборативных и образовательных проектов, выставок-перформансов и т.д., так и выставочных практик 1950 -1960х годов, когда появились новые тенденции хэппенинга, боди арта, ленд арта и т.д. Среди выставок этого времени особе внимание уделено проектам авангардных японских художников (Гутаи), проектам Лиджии Кларк и Элио Ойтисика, художников движения ГРАВ, деятельности галереи Reuben Gallery в Нью-Йорке, например. Особое место занимают специфические проекты Даниеля Бюрена, Роберта Смитсона, Грегора Шнейдера и др. Для работы на семинарах используется теоретический материал (тексты Ж.-Ф. Лиотара, Д. Кошута, Н. Буррио, Г. Дамиша) и иллюстративный, в том числе, видеоматериалы. В ходе работы мы обратимся как к опыту историческому и международному - будем использовать сайты всемирно известных музеев, таких, как МОМА, и материалы курса, - так и к опыту советских выставок и самых последних достижений российских кураторов. Мы обратимся к концепции диспозитива Мишеля Фуко для анализа выставок, а также к текстам Жан-Марка Пуэнсо, Майкла Эше, Окуи Энвейзора, Виктора Мизиано, Николя Буррио.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.