1 модуль

Однокадровый комикс, серия

В этом модуле студенты начнут исследовать композиционные приемы комикса на примере взаимодействия персонажей в рамках однокадрового комикса. Исследуемые понятия: персонаж как пятно; взаимодействие персонажей, как взаимодействие пятен, текст как элемент композиции. Студенты познакомятся с особенностями высказывания в рамках однокадровго комикса, исследуют типы смыслового взаимодействия текста и изображения и создадут линейку персонажей для серии стрипов

Академический рисунок (этап 1): гипсовая геометрическая форма

На первом этапе курса студенты работают над изображением гипсовой геометрической формы: выполняют сложный натюрморт с гипсовой геометрической розеткой и фактурами разных материалов, рисуют гипсовую форма в драпировках. Учащиеся исполняют академические упражнения на выработку глазомера, чувствительности глаза к градации тона, внутренней дисциплине, техническим приёмам активного штриха и навыкам в работе
со светотенью при построении объёмной формы.

Конфликт истории

Студенты получают необходимые в практической работе знания о детали
и перипетии, прямом и обратном конфликте, раскрытии характера героя
в конфликте. Изучаются роды и жанры литературы, литературные направления, особенности героя разных литературных направлений (романтизм). Осваивают приемы перевода литературного текста в социальный и бытовой комикс. Полученные знания используются при защите газетного стрипа 1 модуля комикса. Начинается подготовка материалов к презентации комикса по классической литературе и разножанровым проектам 2 модуля программы.

История искусства (часть 1)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Первая часть курса охватывает темы, связанные с первобытным искусством, произведениями Древнего мира и Средневековья.

История дизайна (онлайн курс) (часть 1)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

2 модуль

Серия комиксов-плакатов

Во втором модуле студенты продолжат изучение композиции, эсктраполируя это понятие на мета-кадр. Они изучат композицию комикса-плаката, включая и сочетания кадров, и межкадровое пространство, освоят инструменты ритмической организации кадра и разворота. Задача модуля - познакомиться с исскуством графического сторителлинга, переходами из кадра в кадр и комиксом-плакатом как малой литературной формой.

Академический рисунок (этап 2): натюрморты и гипсы

Учащиеся практикуются в написании натюрмортов в холодном освещении,
в тёплом свете с гипсовым бюстом, делают копию классического натюрморта. Студенты приступают к изучению пластической анатомии с помощью гипсовых анатомических слепков, скелета, черепа, знакомятся с анатомическими узлами, развивают умение передать конструктив через свет, тень, полутень, отражённые рефлексы. Учащиеся осваивают принципы минимализма и колористической цельности, делают упражнения на сохранение тонового камертона при различном выборе колорита как главного в изображении.

Портрет героя, его язык и типы героев

На занятиях студенты изучают эволюцию героя в историческом срезе, систему образов — герой и друг, герой и противник, герой и любовь. Проводится разбор архетипов героя, анализируются взаимоотношения героя и его окружения. Учащиеся овладевают методами выделения героя из художественного текста, следования авторскому замыслу. Полученные знания используются слушателями в 3 модуле, где перед ними стоит задача создать комикс по классическому произведению.

История искусства (часть 2)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с произведениями искусства эпохи Возрождения, искусством Нового времени, а также детальный анализ произведений искусства и стилей XIX — начала XX века.

История дизайна (онлайн курс) (часть 2)

«История дизайна» - онлайн-курс, посвященный истории развития графического и промышленного дизайна, их взаимному влиянию, а также связи с более широким культурным контекстом 20-го и 21-го вв. Обучение на курсе начинается с рассказа о возникновении дизайна на рубеже 19-20 веков, когда движение «Искусств и ремесел» задает вектор, следуя которому декоративно-прикладное искусство начинает осмысливаться как работа по художественному оформлению предметов массового производства, как дизайн в строгом смысле слова. Далее мы рассматриваем авангардный дизайн, работу школы Баухауз, возникновение и развитие национальных школ дизайна и их развитие вплоть до 21-го века.


Целью онлайн-курса является обучение слушателя основами истории дизайна и его основными принципами. В результате освоения курса слушатель сможет перечислить основные периоды и стили в истории дизайна, назвать имена выдающихся мастеров каждого направления, а также узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна. Кроме того, слушатель сможет проследить связи между эволюцией стилей в дизайне и тем контекстом, который задавало развитие искусства в каждом из десятилетий ХХ века – эти навыки принципиально важны как для работы дизайнера, так и для формирования более полного представления об истории современной культуры у широкой аудитории.


Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.

3 модуль

Детский комикс (этап 1). Создание раскадровки.

В этом модуле студенты приступят к выполнению проекта комикса на 16 разворотов: разработают систему персонажей, продумают сеттинг и выполнят раскадровку комикса на 30 полос на заданную тему. Исследуемые понятия: клиффхэнгер, распределение информации по разворотам, завязка-кульминация-развязка и способы их визуального выражения.

Академический рисунок (этап 3): анатомические слепки и классический рисунок

Студенты практикуются в изображении манекена и фигуры в драпировках, гипсовой маски и бюста. На выездных занятиях слушатели рисуют с натуры классические слепки в Учебном художественном Музее им. Цветаева, осваивая тем самым академическое рисование классических образцов. Главным задачами этапа являются развитие навыков реалистической базовой школы рисования и приобретение собственного авторского почерка в рисунке.

Оригинальный сценарий

Студенты знакомятся со специфическими моментами и особенностями подготовки оригинального сценария, разрабатывают собственную идею детского неантропоморфного комикса на разворот (12-16 иллюстраций). Ведется подготовка к презентации 4 модуля — комикса по собственному сценарию, книжки-раскладушки.

Современное искусство (часть 1)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.).

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 1)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

4 модуль

Авторский комикс: от сценария до макета

Студенты разрабатывают идею и визуальный язык авторского комикса. Прорабатывают сценарий, раскадровку и формат будущего издания. Выполняют не менее четырех разворотов в оригинальной технике выбранной для книги. 

Состав проекта на просмотре: законченный сценарий, полная раскадровка, линейка персонажей книги: портреты персонажей в 4–6 ракурсах и не менее 4 разворотов в оригинальной технике.

Преподаватели: Капнинский А. В.

Академический рисунок (этап 4): гипсовые бюсты

Студенты практикуются в изображении гипсового бюста, гипсовых анатомических слепков верхних и нижних частей тела, стоп и кистей рук. Рисунки торса, бюста, кистей рук, стопы проводятся на выездных занятиях. Учащиеся выполняют упражнения на исследование анатомии тела, на реализм изображения через передачу света, тени, полутени, отражённых рефлексов, приобретая тем самым начальные знания пластической анатомии. Слушатели обучаются академическому рисованию графитными карандашами и реалистическому рисованию иными графическими материалами.

Сюжет и тематические рисунки

Студенты изучают комплекс вопросов, связанных с репликами героев, в том числе разбивку сюжета на тематические рисунки и привязку рисунков в сюжете по репликам. Еще одним умением, приобретаемым учащимися, становится выявление в любом действии результата, который вызывает последующее действие. При этом особый упор делается на четкое разграничение понятий действия и результата действия. Слушатели используют полученные навыки при выполнении задания 4 блока комикса — создании комикса по собственным разработкам.

Современное искусство (часть 2)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.

Современный культурный процесс (онлайн курс) (часть 2)

Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.