По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В выпуске аналитического подкаста «Что такое кино?» проекта Cincognita Татьяна Бакина, исследователь истории костюма в кино и старший преподаватель Школы дизайна, рассказала о взаимодействии моды и кино на экране на примере фильма «Дом Гуччи» Ридли Скотта.
В ушедшем 2021 году практически синхронно вышли в прокат сразу два фильма Ридли Скотта. И если «Последняя дуэль» снискала одобрительные отзывы, то «Дом Гуччи» вызывал скорее непонимание. Изначальная трагедийная логика по ходу сюжета оборачивается фарсом, психологизм персонажей замещается рассказом о падении империи «Гуччи» как семейного предприятия с внушительной историей. Зрители, ожидавшие криминальную драму, натолкнулись на всеобъемлющую ироничность повествования, а те, кто пришел посмотреть в кино на люксовые вещи и узнать что-то об истории знаменитого бренда — фактически остались ни с чем, почти как и сами герои фильма.
Разочарование неминуемо настигнет, если подходить к этой истории как к очередному визуальному пиршеству моды и кино, как к фильму с роскошными костюмами, которые обращают на себя внимание и являются важной частью эстетики фильма. «Дом Гуччи» не об этом. Впрочем, и сам бренд Gucci в те годы не смог бы предложить антураж и модные концепции для такой истории. Семейное дело трех поколений было сосредоточено на производстве люксовых аксессуаров, тогда как первые коллекции Gucci появились незадолго до назначения Тома Форда креативным директором дома. Костюмы в фильме скорее являются условным отражением вкусов итальянской элиты того времени: от бархатных пиджаков и мужских шейных платков у Аль Пачино и Джареда Лето до броских образов, созданных в духе эклектичности бренда Yves Saint Laurent, которые предпочитает главная героиня фильма.
Однако кэмповая эстетика «Дома Гуччи» отнюдь не противоречит жанровой специфике фильма. Отправной точкой в беседе о фильме может стать как раз жанровое своеобразие картины. Трагикомедия сочетает в себе черты серьезного и комического, а гипертрофированность и гротеск являются ее основными маркерами. Такая амбивалентная природа жанра позволяет избежать однозначного прочтения логики действий героев, именно поэтому на первый взгляд прозаичный сюжет об убийстве обрастает разными контекстами и эмоциональными трактовками.
Как историческая картина «Дом Гуччи» также не воспринимается серьезно. С точки зрения реконструкции образа прошлого фильм едва ли может предложить что-то большее, чем фантазию о приключениях богатых итальянцев в Америке, частично основанную на реальных событиях. Здесь нет ни антуража итальянских «свинцовых семидесятых», ни противоречивого духа Нью-Йорка эпохи диско.
По иронии, в финальный монтаж картины не попала даже сцена в культовом диско-клубе «Студия 54» — ее отрывки можно увидеть лишь в рекламных материалах к фильму. О социокультурном контексте эпохи, помимо саундтрека, напоминают разве что предостережения героя Джереми Айронса относительно желания своего сына жениться на «золотоискательнице» — бракоразводные процессы в Италии 1970-х годов все еще оставались сложной, долгой и чрезвычайно дорогостоящей процедурой, хотя и были разрешены законодательно в начале десятилетия.
Костюмы, будучи одним из ключевых маркеров истории на экране, здесь также лишь относительно справляются с этой функцией. Переходы между модой десятилетий не артикулируются, стили разных эпох максимально приближены друг к другу, чтобы эти легкие изменения ускользали от внимания зрителей.
С точки зрения своего гардероба интерес вызывают лишь персонажи Леди Гаги и Джареда Лето — амбициозные эксцентрики, которых высшее общество не воспринимает всерьез.
Иронично, что по мере развития сюжета первая обрастает все большим количеством ювелирных изделий и роскошных аксессуаров.
А второй все больше начинает походить на амбассадора стиля Gucci — причем не того бренда, который показан в фильме...
...а Gucci эпохи Алессандро Микеле, чьи коллекции невольно всплывают в памяти при взгляде на дизайнерские решения Паоло Гуччи из эпизода с сорванным модным показом.
Но несмотря ни на что, фильму все равно удалось всколыхнуть интерес к бренду Gucci и его истории — возможно как раз потому, что после просмотра простому зрителю ничего не становится понятней.
Подробнее о том, каким был дом Gucci и его дизайнеры тогда и сейчас, какое место занимал бренд в истории итальянской и мировой индустрии моды и элитных аксессуаров, и, наконец, как в принципе работают модные образы и костюмы в кино, вы можете услышать в выпуске подкаста «Что такое кино» проекта Cincognita с Татьяной Бакиной:
Татьяна Бакина
Преподаватель курсов по истории моды, голливудского и жанрового кино в Школе дизайна НИУ ВШЭ, культуролог, исследователь истории моды и кинематографа, автор научных статей по истории костюма в кино.
«Мода» — одно из приоритетных образовательных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ, а фэшн-дизайнер Екатерина Сычёва — одно из самых узнаваемых лиц этого направления, ведь она уже восемь лет является куратором профиля «Дизайн одежды». В интервью нашему сайту Екатерина объяснила, в чём разница между модой и масс-маркетом, рассказала о своём творческом пути и похвасталась работах выпускников, которыми по праву гордится.
12 июля пройдет выпускной показ лучших дипломных работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ профиля «Дизайн одежды». Новое поколение дизайнеров продемонстрирует коллекции на актуальные темы и приглашает всех ненадолго скрыться от окружающей реальности во дворе Школы дизайна на Graduation Fashion Show.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.