Екатерина Сычёва: «Невероятно приятно встречать людей, которые носят созданную тобой одежду»

«Мода» — одно из приоритетных образовательных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ, а фэшн-дизайнер Екатерина Сычёва — одно из самых узнаваемых лиц этого направления, ведь она уже восемь лет является куратором профиля «Дизайн одежды». В интервью нашему сайту Екатерина объяснила, в чём разница между модой и масс-маркетом, рассказала о своём творческом пути и похвасталась работами выпускников, которыми по праву гордится.

Куратор профиля «Дизайн одежды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер одежды, сотрудничавшая с брендами Alena Akhmadullina, Alexander Terekhov, Rusmoda.Pro, Walk Of Shame. Автор действующей униформы S7 Airlines, отеля «Метрополь» и многих других компаний, автор костюмов для фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и концертных костюмов Земфиры* и ее музыкантов в рамках концертного тура «Спасибо».

*признана иноагентом

Катя, чему и как вы учите своих студентов? Чего от них добиваетесь? Какие результаты для вас важны? Если можно, приведите примеры студенческих проектов, которыми вы особенно гордитесь.

Я учу много работать и никогда не соглашаться на «приемлемый» вариант, стремиться к безупречному, лучшему из возможного в данный момент. Главные качества дизайнера, на мой взгляд — хирургическая педантичность, высочайшая работоспособность, тонкоустроенность, насмотренность, высокий уровень знания технологического процесса создания одежды и не менее высокий уровень образования в области современной культуры и искусства. Ну и, конечно, я всегда хочу добиться от студента максимального лично для него результата. Если человек прыгнул выше своей головы, пробил свой собственный потолок, я как куратор довольна!

Я вообще счастливый куратор: у меня много студентов, проектами которых я горжусь. Причём не только студенческими работами ребят, но и коллаборациями, в которых они участвуют, и конкурсными проектами, которые они выполняют в процессе обучения. За последний учебный год я могу отметить дипломные работы Дмитрия Ковалёва, Стаса Картузова, Дарьи Ряполовой, Дарьи Лукаш, Полины Ушаковой.

Каковы профессиональные перспективы у ваших студентов? Чем они обычно занимаются после окончания Школы?

Я преподаю в основном на бакалавриате и знаю, что большинство моих выпускников продолжает своё обучение дальше, выбирая магистерские программы Школы дизайна или лучших европейских вузов: Татьяна Сидорова окончила London College of Fashion, Анастасия Морозкина и Саша Арсеньева — престижный итальянский Istituto Marangoni, прямо сейчас в парижском филиале того же института учится Юлия Цветкова. Мария Назаренко — еще одна студентка London College of Fashion, а Дарья Ряполова и Дмитрий Селянин только что поступили в знаменитую парижскую Esmod, первую в мире школу моды, которая была основана еще в 1841 году.

Я всегда радуюсь и горжусь, когда узнаю, что портфолио, которое собирается у ребят к концу их обучения в нашем бакалавриате, принимают и очень высоко оценивают в топовых мировых школах, в том числе — в лондонском Колледже Св. Мартина, где когда-то посчастливилось учиться и мне.

Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns
Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns

Я всегда радуюсь и горжусь, когда узнаю, что портфолио, которое собирается у ребят к концу их обучения в нашем бакалавриате, принимают и очень высоко оценивают в топовых мировых школах, в том числе — в лондонском Колледже Св. Мартина, где когда-то посчастливилось учиться и мне.

Екатерина Сычёва

Кстати, а как вы решили стать дизайнером? С чего начался ваш путь в профессию?

Я собиралась изучать иностранный язык, долго готовилась к поступлению, но в последний момент подала документы на дизайн одежды. Почему? Тут есть ряд причин, плюс стечение обстоятельств. В моём детстве был очень популярен сериал «Просто Мария», главная героиня которого была модисткой, то есть фактически дизайнером одежды — и я всегда говорила, что тоже буду модисткой. Я очень хорошо помню конец 1980-х и 1990-е, когда одежды не было в принципе, и как я отчаянно хотела новую качественную одежду... Я рано научилась шить и шила буквально всё из всего. Сейчас, конечно, смешно вспоминать мои тогдашние фантазийные наряды, но ощущение счастья от того, что у тебя есть что-то новое, что можно надеть в школу, помню до сих пор. Ну и у нас в Омске очень сильная школа дизайна одежды, и очень популярен вуз, который я в итоге закончила.

А в упомянутый вами колледж Св. Мартина вы как попали?

Вот это как раз была случайность. Уже студенткой пятого, дипломного курса я выиграла конкурс, который проводили MTV и Motorola. Главным призом было обучение в легендарном лондонском колледже, а выбирала счастливчика лично Вилли Уолтерс, руководитель учебной программы моды Сент-Мартинса, тоже легенда. И я неожиданно для всех, в том числе для себя самой, стала победителем! Это была просто фантастика. Мне оплачивали не только обучение, но и перелёт, и проживание в Лондоне. Я очень благодарна всем за опыт, который получила там. До сих пор с нежностью и благодарностью вспоминаю Лену Усанову (ведущую и идеолога конкурса) и Джаму Нуркалиеву (супервайзера проекта), которые сделали всё это для меня возможным.

В самом колледже меня очень вдохновила моя куратор, которая нашла ключи ко мне, достаточно строптивой. Я считала, что достаточно много знаю и умею, чувствовала себя самой сильной в группе, слегка свысока относилась к лёгким заданиям. Но у куратора получилось ставить задачи и переформулировать задания так, что в какой-то момент я обнаружила себя практически ночующей в колледже, не справляющейся с объёмом новых задач. Помню, как писала для себя на листочке тексты защиты проектов и коллекций, как стеснялась говорить на камеру на английском (команда MTV снимала видеоотчеты об этапах моего обучения). Но я всегда вспоминаю этот период с восторгом и удивлением — неужели это было со мной?

Вы совсем ещё юным дизайнером начали работать с Алёной Ахмадуллиной. Как это произошло и чем вам запомнились годы сотрудничества с ней?

К Алёне я приехала студенткой V курса — на стажировку. И это была любовь с первого дня. У нас, я считаю, сложился супертандем. Я проработала с ней 6 лет; мы сделали невероятно много коллекций, проектов, показов в Париже... С уверенностью могу сказать: всё, что я знаю и понимаю про индустрию моды, я узнала и поняла именно тогда. Никакое обучение не может дать полной картины того, как работает этот бизнес, какое место в нём занимает дизайнер. Только практика. Я благодарна Алёне и ее тогдашнему супругу Аркадию Волку за то, что они доверили и разрешили мне быть участницей абсолютно всех этапов создания коллекции — от идеи и выбора материалов на Première Vision в Париже до продажи в шоуруме и поставок готовой продукции в бутики по всему миру.

Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007

Мир моды чрезвычайно привлекателен, но лишь на 1% состоит из брызг шампанского и вспышек камер. На 99% это труд, труд и труд. А как награда — удовольствие от того, что нечто, тобой задуманное, реализовано в лучшем виде и носится огромным количеством людей.

Екатерина Сычёва

Дизайнеры и особенно «лица» модных домов, как та же Алёна Ахмадуллина, у всех на слуху. Но ведь есть и другие профессии в фэшн-индустрии, возможно — не менее важные? Расскажете коротко и про них?

Коротко рассказать о паре десятков специалистов не получится. Скажу так: дизайнер сам по себе никому не нужен и не интересен. Он обязан уметь работать в тесной связке примерно с десятью специалистами. Главные «друзья» и соратники дизайнера — конструкторы, технологи, портные, продукт-менеджеры, стилисты, фотографы, модели, коммерческие директора и руководители отделов маркетинга, а также руководители производственного департамента.

У вас есть уникальный опыт решения довольно специфических, функциональных задач: например, вы занимались униформой для авиакомпании S7 и отеля «Метрополь». В чём специфика такой работы для дизайнера?

Так получилось, что в рамках работы в бренде Alexander Terekhov мы выиграли тендер на создание формы для авиакомпании S7 (эту форму, кстати, носят до сих пор). И тут мне тоже повезло. Я была руководителем проекта и поняла, как устроена эта сторона бизнеса: какие задачи ставит перед собой маркетинг компании-заказчика; какие инструменты можно предложить, чтобы эти задачи были решены максимально точно.

В чём тут главная особенность? Дизайнер должен учитывать, что его продукт будут ежедневно носить люди очень и очень разных комплекций и пропорций, каждый со своим представлением о прекрасном, а униформа должна им всем одинаково идти, производить необходимое впечатление, и сотрудники должны ею гордиться. Мы продумали уникальную систему размеро-ростов плюс ввели обязательный этап — «внедрение униформы»: мы рассказывали, почему униформа выглядит именно таким образом, как её носить, что с чем можно сочетать, а что с чем не стоит, что длина платья не случайна, не нужно делать его короче.... Ну и прочие мелочи. За полгода мы провели множество мастер-классов — в итоге униформа стала любимой у 2500 бортпроводников.

Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)

Крутой дизайнер не задумывается специально о том, что будет востребовано: он очень хорошо чувствует свою аудиторию и знает, как обратиться к ней максимально точно и эффектно. На то он и дизайнер.

Екатерина Сычёва

Существует так называемая высокая мода, но есть ещё и масс-маркет, который очевидно должен потакать вкусам своей аудитории — нет ли здесь искуса для дизайнера пустить всё на самотёк, фактически играя с аудиторией в поддавки?

Я, возможно, сейчас скажу какую-то страшную и непрофессиональную вещь, но, по моему личному убеждению, масс-маркет к моде не имеет никакого отношения. Это, разумеется, часть фэшн-индустрии, но мода — социальное явление, работающее со смыслами и месседжами. Масс-маркет решает совершенно иные задачи. В нём главным человеком является не креативный директор или дизайнер, а продакт-менеджер. Даже в структуре подчинения компании дизайнеры в масс-маркете стоят под продакт-менеджерами. Я считаю, что именно в этом сегменте индустрии моды места фэшн-дизайнера и графического дизайнера в скором времени займёт искусственный интеллект.

Если говорить о работе фэшн-дизайнера, то как понять — или предугадать — что будет востребовано? Каков здесь процент логики и расчёта, а каков — интуиции и прозрения?

Если ты работаешь в индустрии и работаешь успешно, баланс логики и интуиции у тебя будет абсолютно уникальный, твой собственный. Но могу сказать точно, что очень важно ежедневно тренировать свои: а) насмотренность, б) чувствительность и восприимчивость, в) держать связь со своей аудиторией. Крутой дизайнер не задумывается специально о том, что будет востребовано: он очень хорошо чувствует свою аудиторию и знает, как обратиться к ней максимально точно и эффектно. На то он и дизайнер.

К чему должны быть готовы студенты, которые намереваются работать в фэшн-индустрии? Какие их ждут подводные камни, сложности?

Прежде всего надо быть готовым к тому, что придется очень много и с полной самоотдачей работать. Мир моды чрезвычайно привлекателен, но лишь на 1% состоит из брызг шампанского и вспышек камер. На 99% это труд, труд и труд. Множество проб и ошибок, испорченные километры тканей, бессонные ночи, сомнения, переживания. А как награда — удовольствие от того, что нечто, тобой задуманное, реализовано в лучшем виде и носится огромным количеством людей. Скажу за себя: невероятно приятно встречать людей, которые носят созданную тобой одежду!

Читайте также

Дискуссия от «Архива российской моды» в Центре Гиляровского

10 октября в Центре Гиляровского исследователи проекта «Архив российской моды» проведут дискуссию «Что такое модный?» вместе с приглашёнными экспертами.

Интервью Анзора Канкулова изданию «Сноб»

Руководитель направления «Мода» в Школе дизайна Анзор Канкулов рассказал «Снобу», как трансформировался в последнее время российский модный ландшафт, что важнее для образования — решение насущных задач или предвидение тех, что подкинет нам будущее, и какими он видит таинственных младших зумеров. Читайте интервью на сайте издания.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.