Екатерина Сычёва: «Невероятно приятно встречать людей, которые носят созданную тобой одежду»

«Мода» — одно из приоритетных образовательных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ, а фэшн-дизайнер Екатерина Сычёва — одно из самых узнаваемых лиц этого направления, ведь она уже восемь лет является куратором профиля «Дизайн одежды». В интервью нашему сайту Екатерина объяснила, в чём разница между модой и масс-маркетом, рассказала о своём творческом пути и похвасталась работами выпускников, которыми по праву гордится.

Куратор профиля «Дизайн одежды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер одежды, сотрудничавшая с брендами Alena Akhmadullina, Alexander Terekhov, Rusmoda.Pro, Walk Of Shame. Автор действующей униформы S7 Airlines, отеля «Метрополь» и многих других компаний, автор костюмов для фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и концертных костюмов Земфиры* и ее музыкантов в рамках концертного тура «Спасибо».

*признана иноагентом

Катя, чему и как вы учите своих студентов? Чего от них добиваетесь? Какие результаты для вас важны? Если можно, приведите примеры студенческих проектов, которыми вы особенно гордитесь.

Я учу много работать и никогда не соглашаться на «приемлемый» вариант, стремиться к безупречному, лучшему из возможного в данный момент. Главные качества дизайнера, на мой взгляд — хирургическая педантичность, высочайшая работоспособность, тонкоустроенность, насмотренность, высокий уровень знания технологического процесса создания одежды и не менее высокий уровень образования в области современной культуры и искусства. Ну и, конечно, я всегда хочу добиться от студента максимального лично для него результата. Если человек прыгнул выше своей головы, пробил свой собственный потолок, я как куратор довольна!

Я вообще счастливый куратор: у меня много студентов, проектами которых я горжусь. Причём не только студенческими работами ребят, но и коллаборациями, в которых они участвуют, и конкурсными проектами, которые они выполняют в процессе обучения. За последний учебный год я могу отметить дипломные работы Дмитрия Ковалёва, Стаса Картузова, Дарьи Ряполовой, Дарьи Лукаш, Полины Ушаковой.

Каковы профессиональные перспективы у ваших студентов? Чем они обычно занимаются после окончания Школы?

Я преподаю в основном на бакалавриате и знаю, что большинство моих выпускников продолжает своё обучение дальше, выбирая магистерские программы Школы дизайна или лучших европейских вузов: Татьяна Сидорова окончила London College of Fashion, Анастасия Морозкина и Саша Арсеньева — престижный итальянский Istituto Marangoni, прямо сейчас в парижском филиале того же института учится Юлия Цветкова. Мария Назаренко — еще одна студентка London College of Fashion, а Дарья Ряполова и Дмитрий Селянин только что поступили в знаменитую парижскую Esmod, первую в мире школу моды, которая была основана еще в 1841 году.

Я всегда радуюсь и горжусь, когда узнаю, что портфолио, которое собирается у ребят к концу их обучения в нашем бакалавриате, принимают и очень высоко оценивают в топовых мировых школах, в том числе — в лондонском Колледже Св. Мартина, где когда-то посчастливилось учиться и мне.

Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns
Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns
Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns
Дмитрий Ковалёв. Дипломная коллекция La Vie en Thorns
Станислав Картузов. Дипломная коллекция .same boat
Станислав Картузов. Дипломная коллекция .same boat
Станислав Картузов. Дипломная коллекция .same boat
Станислав Картузов. Дипломная коллекция .same boat
Дарья Ряполова. Дипломная коллекция Who Chairs
Дарья Ряполова. Дипломная коллекция Who Chairs
Дарья Ряполова. Дипломная коллекция Who Chairs
Дарья Ряполова. Дипломная коллекция Who Chairs
Дарья Лукаш. Дипломная коллекция WITCH HUNT SOS
Дарья Лукаш. Дипломная коллекция WITCH HUNT SOS
Дарья Лукаш. Дипломная коллекция WITCH HUNT SOS
Дарья Лукаш. Дипломная коллекция WITCH HUNT SOS
Полина Ушакова. Дипломная коллекция «Станция Россия»
Полина Ушакова. Дипломная коллекция «Станция Россия»
Полина Ушакова. Дипломная коллекция «Станция Россия»
Полина Ушакова. Дипломная коллекция «Станция Россия»

Я всегда радуюсь и горжусь, когда узнаю, что портфолио, которое собирается у ребят к концу их обучения в нашем бакалавриате, принимают и очень высоко оценивают в топовых мировых школах, в том числе — в лондонском Колледже Св. Мартина, где когда-то посчастливилось учиться и мне.

Екатерина Сычёва

Кстати, а как вы решили стать дизайнером? С чего начался ваш путь в профессию?

Я собиралась изучать иностранный язык, долго готовилась к поступлению, но в последний момент подала документы на дизайн одежды. Почему? Тут есть ряд причин, плюс стечение обстоятельств. В моём детстве был очень популярен сериал «Просто Мария», главная героиня которого была модисткой, то есть фактически дизайнером одежды — и я всегда говорила, что тоже буду модисткой. Я очень хорошо помню конец 1980-х и 1990-е, когда одежды не было в принципе, и как я отчаянно хотела новую качественную одежду... Я рано научилась шить и шила буквально всё из всего. Сейчас, конечно, смешно вспоминать мои тогдашние фантазийные наряды, но ощущение счастья от того, что у тебя есть что-то новое, что можно надеть в школу, помню до сих пор. Ну и у нас в Омске очень сильная школа дизайна одежды, и очень популярен вуз, который я в итоге закончила.

А в упомянутый вами колледж Св. Мартина вы как попали?

Вот это как раз была случайность. Уже студенткой пятого, дипломного курса я выиграла конкурс, который проводили MTV и Motorola. Главным призом было обучение в легендарном лондонском колледже, а выбирала счастливчика лично Вилли Уолтерс, руководитель учебной программы моды Сент-Мартинса, тоже легенда. И я неожиданно для всех, в том числе для себя самой, стала победителем! Это была просто фантастика. Мне оплачивали не только обучение, но и перелёт, и проживание в Лондоне. Я очень благодарна всем за опыт, который получила там. До сих пор с нежностью и благодарностью вспоминаю Лену Усанову (ведущую и идеолога конкурса) и Джаму Нуркалиеву (супервайзера проекта), которые сделали всё это для меня возможным.

В самом колледже меня очень вдохновила моя куратор, которая нашла ключи ко мне, достаточно строптивой. Я считала, что достаточно много знаю и умею, чувствовала себя самой сильной в группе, слегка свысока относилась к лёгким заданиям. Но у куратора получилось ставить задачи и переформулировать задания так, что в какой-то момент я обнаружила себя практически ночующей в колледже, не справляющейся с объёмом новых задач. Помню, как писала для себя на листочке тексты защиты проектов и коллекций, как стеснялась говорить на камеру на английском (команда MTV снимала видеоотчеты об этапах моего обучения). Но я всегда вспоминаю этот период с восторгом и удивлением — неужели это было со мной?

Вы совсем ещё юным дизайнером начали работать с Алёной Ахмадуллиной. Как это произошло и чем вам запомнились годы сотрудничества с ней?

К Алёне я приехала студенткой V курса — на стажировку. И это была любовь с первого дня. У нас, я считаю, сложился супертандем. Я проработала с ней 6 лет; мы сделали невероятно много коллекций, проектов, показов в Париже... С уверенностью могу сказать: всё, что я знаю и понимаю про индустрию моды, я узнала и поняла именно тогда. Никакое обучение не может дать полной картины того, как работает этот бизнес, какое место в нём занимает дизайнер. Только практика. Я благодарна Алёне и ее тогдашнему супругу Аркадию Волку за то, что они доверили и разрешили мне быть участницей абсолютно всех этапов создания коллекции — от идеи и выбора материалов на Première Vision в Париже до продажи в шоуруме и поставок готовой продукции в бутики по всему миру.

Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2007
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2010
Екатерина Сычёва. Бренд Alena Akhmadullina, коллекция весна-лето, 2010
Екатерина Сычёва. Бренд Sestra, коллекция осень-зима, 2012/2013
Екатерина Сычёва. Бренд Sestra, коллекция осень-зима, 2012/2013
Екатерина Сычёва. Бренд Sestra, коллекция осень-зима, 2012/2013
Екатерина Сычёва. Бренд Sestra, коллекция осень-зима, 2012/2013
Екатерина Сычёва. Бренд Alexander Terekhov, коллекция весна-лето, 2016
Екатерина Сычёва. Бренд Alexander Terekhov, коллекция весна-лето, 2016
Екатерина Сычёва. Бренд WOS, коллекция осень-зима, 2022/2023
Екатерина Сычёва. Бренд WOS, коллекция осень-зима, 2022/2023
Екатерина Сычёва. Бренд WOS, коллекция осень-зима, 2022/2023
Екатерина Сычёва. Бренд WOS, коллекция осень-зима, 2022/2023

Мир моды чрезвычайно привлекателен, но лишь на 1% состоит из брызг шампанского и вспышек камер. На 99% это труд, труд и труд. А как награда — удовольствие от того, что нечто, тобой задуманное, реализовано в лучшем виде и носится огромным количеством людей.

Екатерина Сычёва

Дизайнеры и особенно «лица» модных домов, как та же Алёна Ахмадуллина, у всех на слуху. Но ведь есть и другие профессии в фэшн-индустрии, возможно — не менее важные? Расскажете коротко и про них?

Коротко рассказать о паре десятков специалистов не получится. Скажу так: дизайнер сам по себе никому не нужен и не интересен. Он обязан уметь работать в тесной связке примерно с десятью специалистами. Главные «друзья» и соратники дизайнера — конструкторы, технологи, портные, продукт-менеджеры, стилисты, фотографы, модели, коммерческие директора и руководители отделов маркетинга, а также руководители производственного департамента.

У вас есть уникальный опыт решения довольно специфических, функциональных задач: например, вы занимались униформой для авиакомпании S7 и отеля «Метрополь». В чём специфика такой работы для дизайнера?

Так получилось, что в рамках работы в бренде Alexander Terekhov мы выиграли тендер на создание формы для авиакомпании S7 (эту форму, кстати, носят до сих пор). И тут мне тоже повезло. Я была руководителем проекта и поняла, как устроена эта сторона бизнеса: какие задачи ставит перед собой маркетинг компании-заказчика; какие инструменты можно предложить, чтобы эти задачи были решены максимально точно.

В чём тут главная особенность? Дизайнер должен учитывать, что его продукт будут ежедневно носить люди очень и очень разных комплекций и пропорций, каждый со своим представлением о прекрасном, а униформа должна им всем одинаково идти, производить необходимое впечатление, и сотрудники должны ею гордиться. Мы продумали уникальную систему размеро-ростов плюс ввели обязательный этап — «внедрение униформы»: мы рассказывали, почему униформа выглядит именно таким образом, как её носить, что с чем можно сочетать, а что с чем не стоит, что длина платья не случайна, не нужно делать его короче.... Ну и прочие мелочи. За полгода мы провели множество мастер-классов — в итоге униформа стала любимой у 2500 бортпроводников.

Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании Cyprus Airways (Кипр)
Екатерина Сычёва. Униформа для отеля «Метрополь» (Москва)
Екатерина Сычёва. Униформа для отеля «Метрополь» (Москва)
Екатерина Сычёва. Униформа для отеля «Метрополь» (Москва)
Екатерина Сычёва. Униформа для отеля «Метрополь» (Москва)
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7
Екатерина Сычёва. Униформа для авиакомпании S7

Крутой дизайнер не задумывается специально о том, что будет востребовано: он очень хорошо чувствует свою аудиторию и знает, как обратиться к ней максимально точно и эффектно. На то он и дизайнер.

Екатерина Сычёва

Существует так называемая высокая мода, но есть ещё и масс-маркет, который очевидно должен потакать вкусам своей аудитории — нет ли здесь искуса для дизайнера пустить всё на самотёк, фактически играя с аудиторией в поддавки?

Я, возможно, сейчас скажу какую-то страшную и непрофессиональную вещь, но, по моему личному убеждению, масс-маркет к моде не имеет никакого отношения. Это, разумеется, часть фэшн-индустрии, но мода — социальное явление, работающее со смыслами и месседжами. Масс-маркет решает совершенно иные задачи. В нём главным человеком является не креативный директор или дизайнер, а продакт-менеджер. Даже в структуре подчинения компании дизайнеры в масс-маркете стоят под продакт-менеджерами. Я считаю, что именно в этом сегменте индустрии моды места фэшн-дизайнера и графического дизайнера в скором времени займёт искусственный интеллект.

Если говорить о работе фэшн-дизайнера, то как понять — или предугадать — что будет востребовано? Каков здесь процент логики и расчёта, а каков — интуиции и прозрения?

Если ты работаешь в индустрии и работаешь успешно, баланс логики и интуиции у тебя будет абсолютно уникальный, твой собственный. Но могу сказать точно, что очень важно ежедневно тренировать свои: а) насмотренность, б) чувствительность и восприимчивость, в) держать связь со своей аудиторией. Крутой дизайнер не задумывается специально о том, что будет востребовано: он очень хорошо чувствует свою аудиторию и знает, как обратиться к ней максимально точно и эффектно. На то он и дизайнер.

К чему должны быть готовы студенты, которые намереваются работать в фэшн-индустрии? Какие их ждут подводные камни, сложности?

Прежде всего надо быть готовым к тому, что придется очень много и с полной самоотдачей работать. Мир моды чрезвычайно привлекателен, но лишь на 1% состоит из брызг шампанского и вспышек камер. На 99% это труд, труд и труд. Множество проб и ошибок, испорченные километры тканей, бессонные ночи, сомнения, переживания. А как награда — удовольствие от того, что нечто, тобой задуманное, реализовано в лучшем виде и носится огромным количеством людей. Скажу за себя: невероятно приятно встречать людей, которые носят созданную тобой одежду!

Читайте также

Как открыть дверь в мир моды. Интервью с Леонидом Алексеевым

В 2024 году абитуриенты петербургского кампуса Школы дизайна смогут выбрать новый образовательный профиль «Дизайн одежды». Поговорили с руководителем профиля, дизайнером одежды и основателем бренда House of Leo Леонидом Алексеевым о петербургском стиле, фэшн-индустрии, запуске собственного бренда, сотрудничестве с Мариинским театром и о том, чему научится студенты за четыре года обучения.

Паблик-ток «Архив российской моды: зачем и для кого?»

В эту субботу 2 марта с 18:40 в Манеже преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках лектория Московской недели моды поговорят, зачем и для кого собирают архив российской моды: чем вызван интерес к истории российской индустрии, как можно использовать изученные материалы, почему молодым дизайнерам стоит собирать свои архивы с самого начала и как начать это делать.

Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.