Мировые тренды образования в российском контексте — 2023

Мировые тренды образования в российском контексте — 2023

Больше всего в России верят в гибридное обучение и в то, что будущее образования — за программами микроквалификации и совмещением учебы с практикой. Таковы результаты исследования влияния мировых трендов на российское образование, проведенного Лабораторией инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ совместно с Госкорпорацией «Росатом». Оно проводится уже во второй раз.

Чтобы узнать, какие инновации придут в 2023 году в образование и насколько совпадают российский и европейский «взгляды в будущее», исследователи взяли топ-10 новых мировых тенденций в педагогике. Они были выделены учеными из Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с Открытым университетом Каталонии (Испания) и опубликованы в докладе Innovative Pedagogy. Влияние ведущих мировых трендов на российское образование оценивали отечественные инноваторы, эксперты, а также студенты и школьники. В опросе приняли участие 370 инноваторов из 60 регионов РФ.

«Сфера образования, которая традиционно считается довольно консервативной, сегодня приспосабливается к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений», — комментирует заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО) Диана Королева. Поэтому особую важность приобретает умение вовремя заметить новые тенденции и адаптировать свою стратегию. «Мы пригласили оценить актуальность мировых трендов для России тех, чья адаптивность наиболее высока: лидеров образовательных проектов, инноваторов в образовании и молодых участников образовательного процесса — школьников и студентов», — добавляет Диана Королева.

Тренд на гибридное обучение поддержали 61,8% российских респондентов. Эксперты отмечают, что он зародился как вынужденная мера, а сейчас направление можно назвать хайповым. В результате пандемии процесс обучения поменялся: учителя стали чаще использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в классе. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают свои курсы в гибридном формате. Часть учеников подключаются онлайн, остальные проходят этот же курс в классе.

Однако при использовании гибридного формата обучения очень важна подготовка учителей и необходимая технологическая инфраструктура, предупреждают эксперты. Например, невозможен такой формат в селах. Кроме того, необходимо учиться управлять вниманием учеников.

46,1% респондентов выделили другой тренд — получение микроквалификаций. Его значимость подчеркивали респонденты из крупных городов. Опрошенные эксперты прогнозируют развитие этого тренда как в мире, так и в России. Связан он с тем, что работникам сегодня приходится постоянно приобретать новые навыки и знания.

В некоторых профессиональных сферах, например в программировании, юриспруденции или психологии, микрообучение давно является стандартом. Для других сфер такие программы становятся способом вхождения взрослых в новую профессию или перехода на новый карьерный уровень.

Подробнее об этих и других трендах  -  на странице исследования

Читайте также

Искусственный интеллект и креативная экономика в модели мегаполиса будущего

Научно-практическая конференция состоится 18 мая в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова»

Экскурсия в Okko

Студенты бакалавриата «Управление в креативных индустриях» Высшей школы экономики недавно отправились в захватывающую экскурсию по московскому офису стримингового сервиса Okko.

Креативные индустрии занимают огромный сектор современной экономики, поэтому профессионалы, способные создавать и управлять эффективными проектами и обладающие творческим потенциалом для наполнения их оригинальным содержанием, становятся самым востребованным ресурсом. Новая программа «Управление к креативных индустриях» спроектирована как ответ на запрос рынка, нуждающегося в специалистах, эффективно сочетающих креативное мышление, авторские, управленческие, проектные компетенции и бизнес-подход.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.