Комикс

1 модуль

Базовые понятия о комиксе

База комикс - видения: коллажные и графические изображения, состоящие из условно – реалистических силуэтов и абстрактных форм, разной тоновой насыщенности и фактуры. Задания на различные динамические композиционные построения. Иллюстрации и текст. Персонажная линейка. Локации. Стрипы – метаморфозы. Навыки абстрактного художественного и клипового мышления.


На просмотр: Персонажи – 4 (здесь и далее – вертикальные листы А4). Базовые локации – 3. Типы иллюстраций с текстом – 3. Обложка – 1. Титул – 1. Линейка персонажей – 1 (здесь и далее горизонтальные листы – А4). Локации с персонажами – 3. Абстрактные композиции – 5.

Преподаватели: Капнинский А. В.

Академический рисунок (этап 1): гипсовая геометрическая форма

На первом этапе курса студенты работают над изображением гипсовой геометрической формы: выполняют сложный натюрморт с гипсовой геометрической розеткой и фактурами разных материалов, рисуют гипсовую форма в драпировках. Учащиеся исполняют академические упражнения на выработку глазомера, чувствительности глаза к градации тона, внутренней дисциплине, техническим приёмам активного штриха и навыкам в работе
со светотенью при построении объёмной формы.

Конфликт истории

Студенты получают необходимые в практической работе знания о детали
и перипетии, прямом и обратном конфликте, раскрытии характера героя
в конфликте. Изучаются роды и жанры литературы, литературные направления, особенности героя разных литературных направлений (романтизм). Осваивают приемы перевода литературного текста в социальный и бытовой комикс. Полученные знания используются при защите газетного стрипа 1 модуля комикса. Начинается подготовка материалов к презентации комикса по классической литературе и разножанровым проектам 2 модуля программы.

История искусства (часть 1)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Первая часть курса охватывает темы, связанные с первобытным искусством, произведениями Древнего мира и Средневековья.

История и онтология комикса (часть 1)

В первой части курса студенты познакомятся с тем, что представляет собой комикс как форма, какие когнитивные механизмы лежат в его основе, каковы основные теоретические подходы к анализу комикса как формы искусства. Будут разобраны ключевые термины мира комиксов, а также различные формы прото-комиксов и локальных культурных феноменов, оказавших влияние на существование отдельных комикс-традиций.

2 модуль

Соединение комикса и иллюстрации в книге

Шрифтовые упражнения. Газетный стрип – публицистика.

Графическая новелла: комикс + иллюстрации по классическому поэтическому произведению отечественной литературы. Выработка базовых навыков графики, обработки литературного текста в сценарий, приобретение различных художественных приёмов.


На просмотр: Шрифт каллиграфический с наклоном – 1 (здесь и далее – горизонтальные листы А4). Шрифт рукописный – 1. Имитация печатного – 1 . Шрифт авторский – 1. Карикатуры на известных персонажей – 4. Газетный стрип – 1. Комикс – иллюстрированная книга. 4 разворота книги формата А4 (каждый разворот – это 2 вертикальных листа А4, состыкованных в горизонтальный А3).

Преподаватели: Капнинский А. В.

Академический рисунок (этап 2): натюрморты и гипсы

Учащиеся практикуются в написании натюрмортов в холодном освещении,
в тёплом свете с гипсовым бюстом, делают копию классического натюрморта. Студенты приступают к изучению пластической анатомии с помощью гипсовых анатомических слепков, скелета, черепа, знакомятся с анатомическими узлами, развивают умение передать конструктив через свет, тень, полутень, отражённые рефлексы. Учащиеся осваивают принципы минимализма и колористической цельности, делают упражнения на сохранение тонового камертона при различном выборе колорита как главного в изображении.

Портрет героя, его язык и типы героев

На занятиях студенты изучают эволюцию героя в историческом срезе, систему образов — герой и друг, герой и противник, герой и любовь. Проводится разбор архетипов героя, анализируются взаимоотношения героя и его окружения. Учащиеся овладевают методами выделения героя из художественного текста, следования авторскому замыслу. Полученные знания используются слушателями в 3 модуле, где перед ними стоит задача создать комикс по классическому произведению.

История искусства (часть 2)

Курс охватывает основные эпохи становления живописи, скульптуры, архитектуры от наскальных рисунков до картин французских постимпрессионистов и стиля ар-нуво. На занятиях студенты приобретают навыки описания и анализа классических памятников искусства, определения стилевых доминант, изучают главные имена, периоды и школы, работы выдающихся представителей мирового искусства. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с произведениями искусства эпохи Возрождения, искусством Нового времени, а также детальный анализ произведений искусства и стилей XIX — начала XX века.

История и онтология комикса (часть 2)

Вторая часть курса предполагается более детальное ознакомление с историей комикса в XX веке — его возникновением, формированием
и распространением по миру. Особое внимание будет уделено истории комикса в трех ключевых регионах: США, Франции/Бельгии и Японии. Студенты узнают, как история этих регионов повлияла на развитие в них комикса, получат представление об основных фигурах и произведениях эпохи.

3 модуль

Особенности макета графической новеллы

Авторская графическая новелла: комикс + иллюстрация + текст. Работа над УСЛОВНЫМ сценарием. Приоритет графической гармонии, динамики, декоративности. Соединения в одном дизайнерском проекте вёрстки текста, иллюстраций и комикс – разворотов.


На просмотр: Портреты персонажей – 3 (здесь и далее – вертикальные листы А4). Линейка персонажей – 1. Локации: интерьер, экстерьер – 2. Макет-раскадровка новеллы. Оригинал графической новеллы – обложка, титульный лист и 8 разворотов книги формата А4 (каждый разворот – это 2 вертикальных листа А4, состыкованных в горизонтальный А3).

Преподаватели: Капнинский А. В.

Академический рисунок (этап 3): анатомические слепки и классический рисунок

Студенты практикуются в изображении манекена и фигуры в драпировках, гипсовой маски и бюста. На выездных занятиях слушатели рисуют с натуры классические слепки в Учебном художественном Музее им. Цветаева, осваивая тем самым академическое рисование классических образцов. Главным задачами этапа являются развитие навыков реалистической базовой школы рисования и приобретение собственного авторского почерка в рисунке.

Оригинальный сценарий

Студенты знакомятся со специфическими моментами и особенностями подготовки оригинального сценария, разрабатывают собственную идею детского неантропоморфного комикса на разворот (12-16 иллюстраций). Ведется подготовка к презентации 4 модуля — комикса по собственному сценарию, книжки-раскладушки.

Современное искусство (часть 1)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.).

История и онтология комикса (часть 3)

Третья часть курса предполагает детальный разбор и коллективное обсуждение работ крупнейших фигур комикса XX века (Уилла Айснера, Эрже, Арта Шпигельмана, Осаму Тэцуки и других). На занятиях студенты будут разбирать историко-культурные предпосылки возникновения произведений
и их значение для развития комикса как искусства.

4 модуль

Издательские нормативы и этапы процесса работы

Первый опыт авторского комикса как законченной книги. Работа по нормам издательства: от написания самостоятельного сценария, линейки персонажей, раскадровки и до печати.


На просмотр: Линейка персонажей книги и портреты всех персонажей в 4–6 ракурсах – 7 (вертикальные листы А4). Макетный лист – 1 (горизонтальные листы А4). Авторская книга – комикс – 8 разворотов книги формата А4 (каждый разворот – это 2 вертикальных листа А4, состыкованных в горизонтальный А3).

Преподаватели: Капнинский А. В.

Академический рисунок (этап 4): гипсовые бюсты

Студенты практикуются в изображении гипсового бюста, гипсовых анатомических слепков верхних и нижних частей тела, стоп и кистей рук. Рисунки торса, бюста, кистей рук, стопы проводятся на выездных занятиях. Учащиеся выполняют упражнения на исследование анатомии тела, на реализм изображения через передачу света, тени, полутени, отражённых рефлексов, приобретая тем самым начальные знания пластической анатомии. Слушатели обучаются академическому рисованию графитными карандашами и реалистическому рисованию иными графическими материалами.

Сюжет и тематические рисунки

Студенты изучают комплекс вопросов, связанных с репликами героев, в том числе разбивку сюжета на тематические рисунки и привязку рисунков в сюжете по репликам. Еще одним умением, приобретаемым учащимися, становится выявление в любом действии результата, который вызывает последующее действие. При этом особый упор делается на четкое разграничение понятий действия и результата действия. Слушатели используют полученные навыки при выполнении задания 4 блока комикса — создании комикса по собственным разработкам.

Современное искусство (часть 2)

В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие.

История и онтология комикса (часть 4)

Четвертая часть курса посвящена современной ситуации в комиксах, актуальным вызовам, стоящим перед авторами и читателями комиксов
в XXI веке, в том числе вызванным бурным развитием цифровых и сетевых технологий. Особое внимание уделяется происходящему в последние годы росту интереса к комиксам как поп-культурному феномену. Студенты также познакомятся с работами наиболее важных из современных авторов.