История видеоарта

1

МЕСЯЦ

Начало занятий
— 22 ноября

20

ТЫС. ₽

5 занятий

5

ЗАНЯТИЙ

Расписание формируется

* Прием документов заканчивается за день до старта программы!

Видеоарт является одной из наиболее ярких и быстро развивающихся форм современного искусства. Работа с движущимся изображением и звуком идет во множестве форматов, начиная от внешне простых однокадровых видео и заканчивая помпезными представлениями в виртуальной реальности.
Чтобы ориентироваться во всем этом многообразии, нужно понимать историю видеоарта, его связи с кинематографом, телевидением, живописью, театром, музыкой, а также важно знать ту проблематику, с которой работают художники — наш курс будет посвящен именно этому.

Кураторы и преподаватели

кандидат искусствоведения, защитившая диссертацию на тему «Выразительные возможности монтажа в видеоарте», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, соавтор успешных массовых онлайн-курсов на платформе «Открытое образование», среди которых курс «Введение в историю искусства» и «Современное искусство», специалист по теории искусства и эстетике новых медиа.

О профиле

В ходе обучения у каждого из слушателей будет выстраиваться понятийная матрица, своеобразная «дорожная карта» мира видеоискусства. Ключевые имена и произведения, теоретические основы искусства видео, влияние новых технологий на эстетику современного искусства, осмысление позиции художника в пространстве коммуникационного общества — все это будет в фокусе нашего внимания.

Для кого этот курс

Интенсивный курс для широкого круга слушателей, интересующихся современным искусством, кинематографом и медиакоммуникациями. Прохождение курса не требует специальной подготовки, единственным требованием являются любопытство и открытость к осмыслению самых разных эстетических и этических вопросов в многогранном поле видеоарта.

Чему вы научитесь

Вы научитесь понимать и системно анализировать произведения видеоарта, прослеживать связи между этим видом искусства и другими, получите ясное представление об истории видео и сможете прослеживать пути его дальнейшего развития.

Тематический план

Тема 1
  • Видеоарт до видеокамер: экспериментальные фильмы на пленке и неодадаистские опыты с «подготовленными телевизорами»
  • Экранная культура в контексте общества потребления и «беспредметное кино»
Тема 2
  • Рождение видеоарта: как техническая новинка сотворила революцию в визуальном искусстве
  • Первые видеокамеры, их технические возможности и ограничения.
  • Экспериментальные видео на телевидении и концепция «расширенного кино»
    Джина Янгблада
Тема 3
  • Взаимное обогащение видеоарта и перфоманса в 1960-1970-х годах.
  • Стратегии концептуализма в видеоарте. Исследование человеческого
    тела как найденного объекта и материала для искусства
  • Видео как нарциссический медиум в анализе Р. Краусс
Тема 4
  • Видео в борьбе с «большими нарративами»: деконструкция политических, социальных и гендерных стереотипов
  • Видеохудожники в диалоге с кинематографом и телевидением, критический анализ языка экранных искусств. Нам Джун Пайк, Крис Бёрден, Дэвид Холл, Ричард Серра — внедрение в эфир
Тема 5
  • Нарративный видеоарт и экспериментальный кинематограф: границы подобия
  • Специфика презентации видеоарта в «черном боксе» и кинотеатре
  • «Кинематографический поворот» в видеоарте конца 1990-х
Тема 6
  • Эксперименты с техникой как художественный поиск.
    Исследование аппаратно-генерируемого изображения в видеоарте 1970-х годов, роль спецэффектов и пост-обработки в видеоарте 1980-1990-х годов, возможности выхода видеоарта в виртуальную реальность
Тема 7
  • Категория времени в видеоарте: как традиционные кинематографические приемы монтажа приобретают новые смыслы в пространстве видео. Горизонтальный, вертикальный и «пространственный» монтаж
Тема 8
  • Категория пространства в видеоарте.
    Структурные особенности полиэкрана и его художественная выразительность
  • Типы многоканальных инсталляций и стратегии их экспонирования.
    Видеоскульптура и интерактивная инсталляция
Тема 9
  • Российский видеоарт: как стратегии западного современного искусства получили новую интерпретацию в работах отечественных художников. Процесс «легализации» видеоарта и выход российских артистов на мировой рынок искусства
Тема 10
  • Проблема экспонирования и музеификации видео.
    Главные собрания видеоарта и интернет-архивы.
    Место видеоарта в ряду изящных искусств и новейших медиа.

Часто задаваемые вопросы

Как, когда и в какое время я буду учиться?

Обучение проходит в формате практических занятий в будние дни, 1 раз в неделю в вечернее время. Расписание формируется. Если вы пропустили занятие, то всегда можете связаться с куратором и получить задание/обратную связь по вашему проекту.
Также вы сможете общаться с другими студентами и вашими преподавателями в закрытой группе на Facebook.

Что делать, если я пропустил занятие?

Вы можете ознакомиться с конспектом и/или презентацией если пропущенное занятие было лекционным. Задания выгружаются в закрытую группу на Facebook и там же вы можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.

Что делать, если у меня возник срочный вопрос?

Напишите куратору программы, проблему или вопрос административного порядка, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту:
dop-design@hse.ru или звонить по телефону +7 925 842-77-64.

В какой срок необходимо подать документы?

Прием документов заканчивается за день до старта программы.

Обязательно ли высшее образование для поступления на программу?

Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления
на программы ДПО.

Какие документы я получу об окончании программы?

При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы мы выдаем Удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Какие существуют способы оплаты, есть ли скидки и рассрочка?

Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Оплата до зачисления на программу.
Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.