История видеоарта

1

месяц

Начало занятий
— 17 мая

20

тыс. ₽

5 занятий

5

занятий

Расписание формируется

Видеоарт является одной из наиболее ярких и быстро развивающихся форм современного искусства.
Работа с движущимся изображением и звуком идет во множестве форматов, начиная от внешне простых однокадровых видео и заканчивая помпезными представлениями в виртуальной реальности.
Чтобы ориентироваться во всем этом многообразии, нужно понимать историю видеоарта, его связи с кинематографом, телевидением, живописью, театром, музыкой, а также важно знать ту проблематику, с которой работают художники — наш курс будет посвящен именно этому.

Кураторы и преподаватели

кандидат искусствоведения, защитившая диссертацию на тему «Выразительные возможности монтажа в видеоарте», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, соавтор успешных массовых онлайн-курсов на платформе «Открытое образование», среди которых курс «Введение в историю искусства» и «Современное искусство», специалист по теории искусства и эстетике новых медиа.

О профиле

В ходе обучения у каждого из слушателей будет выстраиваться понятийная матрица, своеобразная «дорожная карта» мира видеоискусства. Ключевые имена и произведения, теоретические основы искусства видео, влияние новых технологий на эстетику современного искусства, осмысление позиции художника в пространстве коммуникационного общества — все это будет в фокусе нашего внимания.

Для кого этот курс

Интенсивный курс для широкого круга слушателей, интересующихся современным искусством, кинематографом и медиакоммуникациями. Прохождение курса не требует специальной подготовки, единственным требованием являются любопытство и открытость к осмыслению самых разных эстетических и этических вопросов в многогранном поле видеоарта.

Чему вы научитесь

Вы научитесь понимать и системно анализировать произведения видеоарта, прослеживать связи между этим видом искусства и другими, получите ясное представление об истории видео и сможете прослеживать пути его дальнейшего развития.

тематический план

Тема 1
  • Видеоарт до видеокамер: экспериментальные фильмы на пленке и неодадаистские опыты с «подготовленными телевизорами»
  • Экранная культура в контексте общества потребления и «беспредметное кино»
Тема 2
  • Рождение видеоарта: как техническая новинка сотворила революцию в визуальном искусстве
  • Первые видеокамеры, их технические возможности и ограничения.
  • Экспериментальные видео на телевидении и концепция «расширенного кино»
    Джина Янгблада
Тема 3
  • Взаимное обогащение видеоарта и перфоманса в 1960-1970-х годах.
  • Стратегии концептуализма в видеоарте. Исследование человеческого
    тела как найденного объекта и материала для искусства
  • Видео как нарциссический медиум в анализе Р. Краусс
Тема 4
  • Видео в борьбе с «большими нарративами»: деконструкция политических, социальных и гендерных стереотипов
  • Видеохудожники в диалоге с кинематографом и телевидением, критический анализ языка экранных искусств. Нам Джун Пайк, Крис Бёрден, Дэвид Холл, Ричард Серра — внедрение в эфир
Тема 5
  • Нарративный видеоарт и экспериментальный кинематограф: границы подобия
  • Специфика презентации видеоарта в «черном боксе» и кинотеатре
  • «Кинематографический поворот» в видеоарте конца 1990-х
Тема 6
  • Эксперименты с техникой как художественный поиск.
    Исследование аппаратно-генерируемого изображения в видеоарте 1970-х годов, роль спецэффектов и пост-обработки в видеоарте 1980-1990-х годов, возможности выхода видеоарта в виртуальную реальность
Тема 7
  • Категория времени в видеоарте: как традиционные кинематографические приемы монтажа приобретают новые смыслы в пространстве видео. Горизонтальный, вертикальный и «пространственный» монтаж
Тема 8
  • Категория пространства в видеоарте.
    Структурные особенности полиэкрана и его художественная выразительность
  • Типы многоканальных инсталляций и стратегии их экспонирования.
    Видеоскульптура и интерактивная инсталляция
Тема 9
  • Российский видеоарт: как стратегии западного современного искусства получили новую интерпретацию в работах отечественных художников. Процесс «легализации» видеоарта и выход российских артистов на мировой рынок искусства
Тема 10
  • Проблема экспонирования и музеификации видео.
    Главные собрания видеоарта и интернет-архивы.
    Место видеоарта в ряду изящных искусств и новейших медиа.

Портфолио

Портфолио для трудоустройства в ведущие компании

Диплом

Диплом ведущего ВУЗа государственного образца о повышении квалификации

Часто задаваемые вопросы

Как, когда и в какое время я буду учиться?

Обучение проходит в формате практических занятий в будние дни, 1 раз в неделю в вечернее время. Расписание формируется. Если вы пропустили занятие, то всегда можете связаться с куратором и получить задание/обратную связь по вашему проекту.
Также вы сможете общаться с другими студентами и вашими преподавателями в закрытой группе на Facebook.

Что делать, если я пропустил занятие?

Вы можете ознакомиться с конспектом и/или презентацией если пропущенное занятие было лекционным. Задания выгружаются в закрытую группу на Facebook и там же вы можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.

Что делать, если у меня возник срочный вопрос?

Напишите куратору программы, проблему или вопрос административного порядка, куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту:
dop-design@hse.ru или звонить по телефону +7 925 842-77-64.

Обязательно ли высшее образование для поступления на программу?

Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления
на программы ДПО.

Какие документы я получу об окончании программы?

При наличии диплома о высшем образовании по окончании программы мы выдаем Удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Какие существуют способы оплаты, есть ли скидки и рассрочка?

Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Оплата до зачисления на программу.
Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.