Музыка и звуковой дизайн в современном театре

1 ГОД

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Начало занятий — 5 сентября

67,5

ТЫС. ₽ / МОДУЛЬ

Стоимость обучения за 1 год — 270 тыс. ₽

192

ЗАНЯТИЯ

Расписание формируется

* Прием документов заканчивается за 3 дня до старта программы!
​​​​​​​При полной или частичной оплате обучения до 31 декабря — скидка 10%

Композитор — один из авторов театрального спектакля. На нем лежит задача создания музыкальной драматургии спектакля, его звукового мира и необходимых для этого сценических и сценографических решений, сочинение и аранжировка музыки, раскрывающей иначе не передаваемые смысловые оттенки, создающей особую атмосферу и ритм сценического действа.
​​​​​​​С возрастанием значения роли музыки в драматическом театре профессиональные композиторы и художники по звуку становятся сегодня одними из ключевых создателей театральных постановок.

кураторы и преподаватели

Композитор, педагог, куратор музыкальных и театральных проектов, лектор (МОММА). Лауреат международных конкурсов («Пифийские игры») и стипендий (Швейцарской конфедерации, DAAD). Среди исполнителей — Ю. Башмет, Солисты Москвы, Базельский и Дрезденский симфонические оркестры, ансамбли «Студия новой музыки», МАСМ, Phoenix Basel, Mondrian Ensemble. Автор музыки к спектаклям в театрах России, Латвии и Литвы.

Антон Рукавишников
Антон Рукавишников

Московский продюсер, микс-инженер и преподаватель по музыкальному продакшну. Профессиональный саунд-дизайнер, выпускающий наборы звуков для синтезаторов и эффектов, среди которых Arturia, ROLI, Omnisphere,
U-He Repro, SoundToys, Xfer Serum.

Алексей Наджаров
Алексей Наджаров

Композитор, музыкант, разработчик, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, лауреат и участник многочисленных конкурсов и фестивалей, в т.ч. конкурса импровизаторов Московской консерватории. Сочинения Алексея исполнялись ансамблями «Студия новой музыки», МАСМ, eNsemble, Ereprijs (Нидерланды), Ensemble Multilatérale (Франция), Alter Ego (Италия), Ensemble Modern (Германия).

Владислав Тарнопольский
Владислав Тарнопольский

Музыковед, преподаватель кафедры современной музыки МГК им. П.И.Чайковского, шеф-редактор Stravinsky.online, лауреат Премии им.Петера Бёниша (Потсдам, 2015). Как музыкальный куратор сотрудничал с Музеем современного искусства «Гараж», Московской биеннале, Премией Кандинского, фестивалями «NET», «TERRITORIЯ», «Московский форум», Sound Up, Мастерской Дм.Брусникина и др. Читал циклы лекций в Школе-Студии МХАТ. Публиковался на Polit.ru, Colta.ru, Openspace.ru, в журнале «Театр», и других ведущих музыкальных изданиях.

Илья Мазаев
Илья Мазаев

Продюсер, звукорежиссёр, миксинг и мастеринг инженер, преподаватель компьютерных аудиотехнологий, сотрудничал с Mujuice, Artemiev, Наадя, СБПЧ, Ва-Банк, Моральный Кодекс, Вадимом Эйленкригом.

Людмила Бакши
Людмила Бакши

Кандидат искусствоведения, доцент МГИМ имени А.Г. Шнитке, преподаватель Центра им. Мейерхольда. В 1991г. защитила диссертацию по вопросам современной музыки.Известна публикациями по проблемам музыки и театра в журналах Театр, Музыкальная Академия, Знамя, Октябрь, теоретическим сборникам СК и Московской консерватории. Выпустила книгу «Партитуры двух спектаклей». Как музыкальный режиссер, музыкальный руководитель и певица принимала участие в ряде постановок на фестивалях в России, Европе, Америке, Японии.

Валерий Золотухин
Валерий Золотухин

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС, автор работ по истории театра, истории и теории звучащей художественной речи, редактор-составитель книг «Theatrum Mundi. Подвижный лексикон» (Гараж, 2021; совм. с Ю. Лидерман) и «Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи (1923–1930)» (Три квадрата, 2018; совм. с В. Шмидтом).

Борис Гнилов
Борис Гнилов

Музыковед, доктор искусствоведения, классический и джазовый пианист, профессор Московской консерватории, автор курса «Теория и практика музыкальной импровизации». В 2012 году он был удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 2016 году Б.Г. Гнилову было присуждено звание «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации».

Наталья Сурнина
Наталья Сурнина

Музыковед, музыкальный критик, пресс-секретарь Московской филармонии, ранее заведующая литературной части Камерного музыкального театра имени Покровского, редактор литературной части Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Сооснователь и сокуратор лаборатории современных композиторов и драматургов «КоOPERAция».

О курсе

Первая в России специализированная программа, посвященная музыкальной композиции и звуковому дизайну в междисциплинарной среде драматического и музыкального театра. В форме теоретических и практических занятий, а также проектных работ, курс вводит в основы широкого спектра необходимых компетенций и дает инструментарий для выработки своего творческого почерка, а также вводит в практику коллаборации с режиссером, сценографом, актером и музыкантом. Курс будет осуществляться в тесном взаимодействии с режиссерской Мастерской Виктора Рыжакова (магистерская программа) Школы-Студии МХАТ и музыкантами ансамбля солистов «Студия новой музыки».

Для кого этот курс

Для начинающих музыкантов, композиторов, продюсеров или звукорежиссеров, желающих овладеть основами профессии композитора и саунд-дизайнера театрального спектакля и начать карьеру в этой области. Курс также может быть полезен для уже практикующих композиторов, желающих систематизировать и расширить свои компетенции в области современных технологий и музыкального и звукового творчества в театре, а также стажироваться в проектах, реализуемых совместно с молодыми профессионалами: режиссерами, художниками, актерами, драматургами и музыкантами-инструменталистами.

Чему вы научитесь

Вы поймете основы устройства современного театра, научитесь принципам музыкальной композиции спектакля и получите навыки работы в разнообразных театральных формах и направлениях, приобретете опыт коллаборации с разными режиссерами и другими театральными специалистами.

Также вы узнаете об этапах и деталях создания спектакля, звукового и музыкального материала, и научитесь самостоятельно создавать художественный концепт и конечный продукт музыкального и звукового оформления драматургической и постановочной идеи спектакля, работать в программах для создания музыки, представлять свои музыкальные идеи и защищать их перед коллегами по работе над спектаклем, репетировать и добиваться необходимых результатов с актером, музыкантом и звукооператором.

Тематический план

Курс состоит из четырех модулей. Итогом каждого модуля является законченный проект и презентация.

Музыка как интерпретация (Аудиоспектакль)

  • Театр: Введение в современный театр
  • Взаимодействие музыки и драмы, часть 1
  • Композиция: введение в музыку для театра. Мелодия, тематизм, функции частей музыкальной формы
  • Практический курс гармонии и аранжировки, часть 1
  • Технология: Звуковое студийное оборудование
  • Музыкальные инструменты: традиционные и расширенные техники исполнения
  • Проектная работа и креативные практики​​​​​​​

Музыка как среда и объект (Иммерсивный спектакль)

  • Взаимодействие музыки и драмы, часть 2
  • Композиция: неклассические гармонические системы и техники композиции. Звуковая композиция и саундскейп
  • Практический курс гармонии и аранжировки, часть 2
  • Звук и искусство звука
  • Звуковой дизайн театрального спектакля, часть 1
  • Синтез музыкальных тембров
  • Проектная работа и креативные практики, часть 2

Музыка драматического спектакля

  • Основы работы с программой QLab
  • Взаимодействие музыки и драмы, часть 3
  • Новая музыка ХХ и ХХI веков
  • Композиция: песенные формы, вариативность, развитие тематических идей в разных музыкальных категориях. Синтаксис разработки. Фактура
  • Практический курс гармонии и аранжировки, часть 3
  • Звуковой дизайн театрального спектакля, часть 2
  • Проектная работа и креативные практики, часть 3

Музыкальный театр

  • Современный музыкальный театр
  • Целостный анализ музыкальной и звуковой драматургии спектакля
  • Практический курс гармонии и аранжировки, часть 4
  • Композиция: музыкальное время и ритм, контрапункт, принцип повторности, принцип завершения, пространственная композиция., открытая форма
  • Введение в среду Max / MSP, работа с Max for Live, интерактивная электроника
  • Проектная работа и креативные практики, часть 4.

часто задаваемые вопросы

В каком формате проходит обучение?

Обучение проходит в формате теоретических и практических занятий 3 раза в неделю. Формат обучения — лекции, проектная работа и практические воркшопы.

Что делать, если я пропустил занятие?

Мы активно используем сервисы онлайн-общения для обмена ссылками, конспектами, заданиями и файлами и вы всегда можете связаться с преподавателем для получения обратной связи по текущему проекту.

Что делать, если у меня возник срочный вопрос?

Напишите куратору программы. Проблему или вопрос административного порядка куратор передаст координаторам учебной части. Также вы напрямую можете написать на почту: dop-design@hse.ru или позвонить по телефону +7 925 567-74-70.

В какой срок необходимо подать документы?

Прием документов заканчивается за день до старта программы.

Обязательно ли высшее образование для поступления на программу?

Отсутствие высшего образования не является препятствием для поступления на программы ДПО.

Какие существуют способы оплаты, есть ли скидки и рассрочка?

Мы принимаем оплату от физических лиц по выставленной квитанции и юридических лиц по номеру расчетного счета. Оплата до зачисления на программу. Для студентов и выпускников НИУ ВШЭ скидка 15%.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.