Лучший подарок

Разговор о книгах с Арсением Мещеряковым

Арсений Мещеряков — руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ, дизайнер, создатель дизайн-бюро Agey Tomesh и издательства «Книги WAM», которое за 20 с лишним лет работы выпустило около 200 подарочных изданий — от художественных альбомов до исторических исследований. Специально для «Лаборатории подарков» Арсений рассказал о том, почему книга — это всё-таки лучший подарок.

Как вы вообще начали заниматься книгами?

С середины 1990-х я начал ездить за границу, всегда покупал там книги и привозил в Москву. Однажды меня даже задержали на таможне, приняв за спекулянта: я вёз из Милана два чемодана книг по искусству. Пришлось заплатить дополнительную пошлину — а я их вёз просто потому, что безумно эти книги любил! Каждый год мы ездили на Франкфуртскую книжную ярмарку, там в последний день обычно что-то продавали — везли и оттуда. А в 2001 году я вдруг понял, что все книги, которые отвечали моим требованиям, я на тот момент уже купил! И тогда стало понятно: если я хочу книгу, которой у меня нет, я должен сделать её сам. Так всё и началось.

Есть ли у вас универсальные критерии того, что такое подарочная книга в принципе?

Конечно. Это должна быть книга, которую приятно взять в руки. Которая обладает определенной энергетикой — я говорю об альбомах, артбуках, иллюстрированных книгах, детских книгах. От книги должно веять красотой и качеством. Её должно быть приятно взять в руки, приятно разглядывать, приятно владеть ей, приятно получить в подарок. И это должна быть редкая вещь. А ещё ценность подарочной книги часто измеряется тем, как скоро тебе начинают звонить и говорить: ой, а у нас всё закончилось, а не осталось ли ещё... Так у нас часто бывало.

Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
Советский Союз: образ жизни 1945-1985. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2007
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2010
The Crisis Times. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2010
Русский театр. Интеррос. 2004
Русский театр. Интеррос. 2004
Русский театр. Интеррос. 2004
Русский театр. Интеррос. 2004
Русский театр. Интеррос. 2004
Русский театр. Интеррос. 2004

Согласны ли вы, что за каждой подарочной книгой должна стоять какая-то остроумная и оригинальная концепция?

Обязательно! Это может быть очень сложная история, а может быть и совсем простая. Подарочную книгу я бы сравнил с музейной выставкой. Критерии те же: какой-то редкий материал, который никто не видел, плюс классная кураторская работа, или же это может быть сложная многосоставная выставка, включающая произведения искусства и исторические артефакты... Как и у выставки, у хорошей книги такого жанра должна быть остроумная концепция. Вообще для меня подарочная книга — это культурное событие, некое произведение искусства, в том смысле, в котором и выставка может быть произведением искусства. К тому же такие книги мы всегда делали для организаций, которые могли себе это позволить, скажем так, а их не очень много. Это всегда уникальный продукт; я сравнил книгу с выставкой, а можно, скажем, и с яйцом Фаберже! Организация, которая может себе это позволить, заказывает нечто уникальное, и если она стремится к участию в культурной жизни, такая книга становится оптимальным подарком для неё.

Момент совпадения тематики книги и профиля организации-заказчика обязателен?

Абсолютно необязателен. И даже ассоциации не всегда обязательны! Важно настроение книги, важно то, почему заказчик выбрал эту тему. Мотивы могут быть самые разные. К примеру, мы делали книгу про детские книги — а в любой организации, в любой компании работают взрослые, у которых есть дети и которые сами когда-то были детьми...

За свою творческую биографию вы сделали не одну сотню самых разных книг. И художественные альбомы, и авторские книги, и переиздания...

Переизданий фактически не было. Если говорить про «Всемирный путешественник», то это был не репринт, это была игра: взять старинный журнал и сделать из него современную, остроумную, смешную книгу. Или книга «Женский журнал»: она выглядит абсолютно современной, хотя контекст совершенно иной, и материалы взяты из довоенного издания.

Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Всемирный путешественник. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Женский журнал. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Женский журнал. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Женский журнал. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Женский журнал. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2017
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Сказки. Книжные шедевры издательства И. Кнебеля. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2016
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003
Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски... Интеррос. 2003

В любой книге есть контентная составляющая, есть визуальная, иллюстративная. А можно ли представить себе книгу вообще без текста?

Да можно, конечно. Меньше работы, чистое удовольствие (смеётся)... Наши книги — это не монографии. Во многих из них присутствуют серьезные тексты, но всё-таки основной жанр наших книг — это... Есть такой термин, я его не люблю, coffee-table-book, но он по сути верен: наша книга у человека дома не просто стоит на полке, а лучше как раз лежит на этом самом кофейном столике, потому что ему всегда хочется открыть её и получить удовольствие. Это книга не столько для чтения, сколько для визуального удовольствия.

Есть у нас, впрочем, серия «Новая история искусства», затеянная искусствоведом Александром Балашовым — типичная монографическая серия, открывающая неизвестных и забытых художников. Но это прежде всего книги Балашова; мы, как издательство, просто помогали осуществить этот проект. Я бы никогда не назвал их «своими», это его авторские книги. Кстати, а вот из тех двух сотен книг, что мы издали, я бы процентов 50 назвал своими авторскими книгами. Там всё — что мы хотим сказать, как мы хотим это показать, какой материал хотим в книгах соединить, какими средствами — вплоть до того, какого цвета нитки должны быть в переплете... — всё это части одной идеи, одной концепции, которую делал авторский коллектив с моим участием.

Есть ли у вас — из изданных вами книг — какая-то одна, самая любимая?

Их много... Но всегда одной из моих любимых будет наша первая книга, «Время игры». Она открыла издательскую программу «Интерроса», в которой мы выпустили значительное количество книг. Потрясающая книга — про игры, про игрушки, про детство в самом широком смысле... Так сложились звезды, что «Интеррос» поддержал эту идею. Я тогда ощутил — и все ощутили — вот эту магию энергетики, темпоритма, материала, красоты. Я до сих пор считаю её очень хорошей книгой, она очень мне нравится.

Потом было много таких — для меня лично — удач, прорывов: «Русский иллюстрированный журнал», «Всемирный путешественник», «Книга о книжках»... Я думаю, что под сотню книг из нами изданных я могу отнести к своим любимым.

Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Время игры. Издательская программа «Интерроса» / «Книги WAM». 2002
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Космос. К 50-летию полёта Юрия Гагарина. Издательская инициатива банка «Глобэкс» / «Книги WAM». 2010
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012
Спорт в СССР. Летние виды. Проект Владимира Лисина / «Книги WAM». 2012

Что вы думаете про игры формального свойства? Проекты, в которых применяются необычные материалы, необычная форма самой книги — это возможно?

Конечно, возможно! Но я всегда относился к книге очень трепетно, и для меня форма книги — это всего лишь достойное обрамление того материала, того темпоритма, который её создает. Поэтому у нас всегда такое внимание к цветокоррекции (раньше его называли цветоделением, и это было сложнейшее ручное ремесло), к качеству печати, к таким вещам, как раскрываемость... В этом смысле для меня дизайн книги — как отдельное искусство — всегда был средством наилучшим образом выразить тот материал, с которым я работаю. Это наша специфика как издательства и меня как книжного художника (впрочем, в этом смысле я в меньшей степени художник, а в большей кто угодно ещё — куратор, может быть). Конечно, есть огромный пласт книг, в которых в первую очередь важна форма как таковая, но мы занимаемся немного другим.

А как вы относитесь к подарочной книге как к составной части некоего подарочного набора?

Так делает «Арбор». Это очень интересно! У них другая концепция, они иллюстрируют известные книги — и не только рисованными иллюстрациями, но и всем тем, что находится вокруг. Если наши книги — это подарки, то у них это подарок в кубе, это только подарок! Книги с иллюстрациями я, конечно, тоже обожаю, вот только никогда нам такие заказы не доставались, все — «Арбору»! (смеётся). Но вот здесь, в Школе дизайна, мы сегодня развиваем детскую книгу — уже силами студентов, это замечательно, очень здорово и интересно. И это, кстати говоря, продукт абсолютно рыночный — в отличие от наших книг, которые, конечно, своего рода предметы роскоши.

Анастасия Селезнёва. Почему у собаки две головы
Анастасия Селезнёва. Почему у собаки две головы
Алина Мацкевич. Динозавры в космосе
Алина Мацкевич. Динозавры в космосе
Евгения Кишмария. Краткий путеводитель по свадьбам Кавказа
Евгения Кишмария. Краткий путеводитель по свадьбам Кавказа
Василиса Сорокина. Два мира Байкала
Василиса Сорокина. Два мира Байкала
Алина Умирова. Реставрация и реконструкция Покровки
Алина Умирова. Реставрация и реконструкция Покровки
Екатерина Бондаренко. Чудо Гжель
Екатерина Бондаренко. Чудо Гжель
Анастасия Литвинова. Книжка-картинка «Перед сном»
Анастасия Литвинова. Книжка-картинка «Перед сном»

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.