Осторожно, хрупкое!

Разговор о фарфоре и керамике с Настасьей Дуленко

Настасья Дуленко возглавляет дизайн-студию Ceramum, профиль которой — авторская керамика ручной работы. Специально для «Лаборатории подарков» Настасья рассказала о том, насколько уникальными могут быть керамические и фарфоровые изделия и в чём их особая привлекательность — как для создателя, так и для владельца.

Подарок из фарфора или керамики — это вообще хорошая идея?

Конечно, да. Подарок — это в первую очередь эмоция: чем она ярче, тем дольше будет помниться. В керамике ручной работы есть возможность сделать предмет уникальным, специально и адресно для конкретного человека. У предмета может быть история, которая переходит из поколения в поколение, создавая семейные традиции и ценности. Я, например, храню вазу и кувшин, которыми пользовалась ещё моя бабушка в детстве, они несут свою особенную энергетику — и я вспоминаю бабушку всякий раз, когда беру в руки эти вещи.

Чем ещё для вас притягательна керамика?

Глина — невероятно притягательный, живой, пластичный и динамичный материал. Удивительно, как он застывает, проходя через обжиг, отражая движения и касания работавшего над ним мастера. А результат этого соединения пластики и огня — керамика, которая может храниться почти вечно. Вот это сочетание, наверное, для меня самое важное.

Говорят, что керамика и фарфор максимально гибки в смысле широты воплощения идей. Что вы можете сказать об этом на основе собственного опыта?

У любого материала есть ограничения, которые обусловлены их природными свойствами. Немало их и в керамике. В процессе создания предмета с момента, когда у вас в руках лежит просто кусок глины и до конечного изделия, проходит много этапов: лепка, сушка, оправка, первый обжиг, возможно, дополнительная оправка, второй обжиг, возможно, третий обжиг. На каждом из этапов может получиться брак. На мой взгляд, керамика как раз очень капризный материал. К примеру, переработанная бумага даёт больший разброс по возможностям.

Как добиться того, чтобы подарок из керамики и фарфора стал органичным элементом обстановки дома?

Выбирая предмет, нужно в первую очередь опираться на свои эмоции. Вещь, которая красива сама по себе и даже идеально вписывается в ваш интерьер, но при этом не вызывает эмоций, наверняка станет очередным «пылесборником». Далее: если вы чувствуете, что вам нужны помощь или совет, чтобы приобрести какой-то предмет, который украсит ваш интерьер и которым вы при этом захотите пользоваться, ничуть не зазорно обратиться к профессионалу — интерьерному стилисту, например.

Столик «4 ножки на шарах»
Столик «4 ножки на шарах»
Панно «Морское дно»
Панно «Морское дно»
Напольная лампа Light Catcher
Напольная лампа Light Catcher
Подсвечники и чаши из коллекции «Мемфис»
Подсвечники и чаши из коллекции «Мемфис»
Чаши «Гнезда» и «Цилиндр на ножках»
Чаши «Гнезда» и «Цилиндр на ножках»
Настольная лампа Mushrooms
Настольная лампа Mushrooms

Фарфор, полуфарфор, фаянс, каменная и шамотная керамика — какой из этих материалов для каких изделий предназначен?

Фарфор — тонкий, звонкий, с высоким содержанием стекла, капризный, с высокой степенью спекаемости, полупрозрачный, единственный по ГОСТу материал, который может использоваться в посуде без покрытия глазурью. Из фарфора делается дорогая посуда, плафоны, скульптура, изящные вазы, он очень пластичен для работы с малыми формами.

Полуфарфор — отличная литьевая масса. Многие производства работают на этом материале, в том числе и я. Полуфарфор менее капризен, держит высокие тонкие стенки (даже отвесные!), и температура для него должна быть ниже, что бережет наши печи. Подходит для посуды, ваз, ламп.

С фаянсом я работала только на литье. В отличие от полуфарфора он даже после высокого обжига остается пористым, от этого на посуде со временем появляется кракле. На мой вкус, фаянс больше подходит для декоративных предметов.

Каменная и шамотная масса подходят для отминки больших предметов; все высокие лампы и столы я делаю из шамота. В этой глине уже есть обожжённая керамическая крошка различной фракции, она делает массу более прочной, некапризной (есть даже такая фраза: «шамот многое прощает»); такая керамика подходит для экстерьера.

Но самое интересное начинается, когда в тебе просыпается экспериментатор — и ты начинаешь разводить шамот для литья, мешать шамот с фарфором и так далее...

Традиционные для России, издавна сложившиеся подходы к керамике — пользуетесь ли вы ими?

Конечно! Гжель, дулевская игрушка, конаковский фаянс, традиции ЛФЗ и так далее... Кстати, хочу поднять важную тему разрыва коммуникаций. Я живу и работаю в Твери и несколько раз пыталась попасть в Конаково (это Тверская область) — познакомиться, пообщаться. Но производства закрыты, люди не идут на контакт. Полностью нарушена коммуникация, опыт не передаётся... Я давно ищу гипсомодельщиков, поскольку работаю в основном с гипсовыми формами для литья и отминки — школы по этому ремеслу нет (лишь отдельные курсы), поэтому приходится учится самостоятельно, путём проб и ошибок. Однако есть и позитивные моменты — это существование специальных программ, акселераторов, грантов, которые сводят вместе молодых специалистов и опытных ремесленников, носителей уникальных технологий.

Арт-объект «Мемфис 2/2»
Арт-объект «Мемфис 2/2»
Кашпо «Кинцуги»
Кашпо «Кинцуги»
Ваза «Бабл»
Ваза «Бабл»
Арт-объект «ДНК»
Арт-объект «ДНК»
Керамический столик «Бирч» со стеклом
Керамический столик «Бирч» со стеклом
Чаша «Дионея»
Чаша «Дионея»

Какого рода посуда (кроме традиционных чайных и кофейных сервизов) может стать удачным бизнес-подарком?

Мне очень нравятся кувшины. Кувшин может использоваться для морса, лимонада, молока, но может стать и вазой под полевой букет. Я очень люблю современные стильные тарелки и миски. Во многих кафе и ресторанах стали использовать авторскую керамику, и я всегда заглядываю на донышко, если вижу интересную тарелку. Сервировочные тарелки и чаши — ещё один тренд. Растёт культура ежедневной красивой сервировки дома. Становятся востребованы вытянутые тарелки под сыры, тарелки с секциями для орехов, чаши для ягод и конфет.

Если говорить о брендировании подарков, то уместен ли логотип на керамических изделиях? Сталкивались ли вы с такой практикой?

На мой взгляд, это вопрос вкуса. Я не люблю футболки и кепки с большим логотипом на самом видном месте, не стану надевать такое. Так же и, например, с чашкой — я не буду пользоваться посудой с логотипом на всю поверхность. Дизайн должен быть изящным, не бросаться в глаза. Мне нравится, когда логотип наносится на дно (как внутри, так и снаружи) и при этом использованы хороший шрифт и графика.

Екатерина Тертычная. Серия тарелок Baby bloom
Екатерина Тертычная. Серия тарелок Baby bloom
Елена Молчанова. Предметы уюта бренда prosto
Елена Молчанова. Предметы уюта бренда prosto
Ирина Девятовская. Тарелки wiggly valley
Ирина Девятовская. Тарелки wiggly valley

Новогодние ёлочные игрушки из фарфора — это модно и популярно в последнее время. Чем вы это объясняете?

Новый год всё ещё остаётся семейным праздником, с совместным украшением ёлки, застольем, общением. Помните это волшебное детское чувство, когда мама с бабушкой достают с антресоли коробку с ёлочными игрушками? Этот запах из коробки с ватой, откуда аккуратно, по одной, вынимают игрушки, рассказывая историю покупки каждой из них... У меня дома лежат игрушки моей бабушки — из ваты, мамины — из тонкого стекла, мои любимые гирлянды — сейчас такие не найти. А теперь давайте посмотрим, что продаётся в масс-маркете сегодня? Одинаковые безвкусные поделки, пластиковые, реже стеклянные... А керамическими игрушками будут пользоваться и наши дети, и наши внуки. В них чувствуются душа и рука человека, который их делал. Ну и, конечно, есть простор для фантазии!

Чему вы больше отдаете предпочтение — функциональным изделиям или интерьерным объектам?

Для меня как дизайнера ценно сочетание обоих факторов: интересные и нестандартные формы в сочетании с функциональностью. Чтобы в вазу можно налить воду и поставить цветы, в арт-объект поместить свечку, на столик поставить чашку и даже облокотиться на него.

Александра Барабонова. Звено
Александра Барабонова. Звено
Полина Сергеева. Чарующие звери
Полина Сергеева. Чарующие звери
Анастасия Фирсова. Набор посуды TORRE
Анастасия Фирсова. Набор посуды TORRE
Полина Штанько. Серия объектов «Потерянный рай»
Полина Штанько. Серия объектов «Потерянный рай»
Александра Гашутина. porcelain glasses
Александра Гашутина. porcelain glasses
Мария Шишова. Керамический конструктор
Мария Шишова. Керамический конструктор
Мария Шишова. Керамический конструктор
Мария Шишова. Керамический конструктор
Полина Гунина. polka dot
Полина Гунина. polka dot

Есть традиция восприятия керамических изделий в быту. Насколько она жёстко влияет на клиента сегодня? Как воспринимаются необычные, нефигуративные, условные объекты?

У каждого предмета — свой покупатель. У более понятного, очевидного, простого аудитория, конечно, шире. Но я хочу отдать должное нашим дизайнерам, стилистам, дизайн-платформам и интерьерным журналам, которые формируют и повышают уровень насмотренности у широкого круга людей. С каждом годом я вижу, что людей, которые интересуются интерьерами, внешним видом своего дома, комфортом пространства, становится всё больше и больше. И готовность к необычному, нестандартному, неочевидному с каждым годом растёт.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.