По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Настасья Дуленко возглавляет дизайн-студию Ceramum, профиль которой — авторская керамика ручной работы. Специально для «Лаборатории подарков» Настасья рассказала о том, насколько уникальными могут быть керамические и фарфоровые изделия и в чём их особая привлекательность — как для создателя, так и для владельца.
Конечно, да. Подарок — это в первую очередь эмоция: чем она ярче, тем дольше будет помниться. В керамике ручной работы есть возможность сделать предмет уникальным, специально и адресно для конкретного человека. У предмета может быть история, которая переходит из поколения в поколение, создавая семейные традиции и ценности. Я, например, храню вазу и кувшин, которыми пользовалась ещё моя бабушка в детстве, они несут свою особенную энергетику — и я вспоминаю бабушку всякий раз, когда беру в руки эти вещи.
Глина — невероятно притягательный, живой, пластичный и динамичный материал. Удивительно, как он застывает, проходя через обжиг, отражая движения и касания работавшего над ним мастера. А результат этого соединения пластики и огня — керамика, которая может храниться почти вечно. Вот это сочетание, наверное, для меня самое важное.
У любого материала есть ограничения, которые обусловлены их природными свойствами. Немало их и в керамике. В процессе создания предмета с момента, когда у вас в руках лежит просто кусок глины и до конечного изделия, проходит много этапов: лепка, сушка, оправка, первый обжиг, возможно, дополнительная оправка, второй обжиг, возможно, третий обжиг. На каждом из этапов может получиться брак. На мой взгляд, керамика как раз очень капризный материал. К примеру, переработанная бумага даёт больший разброс по возможностям.
Выбирая предмет, нужно в первую очередь опираться на свои эмоции. Вещь, которая красива сама по себе и даже идеально вписывается в ваш интерьер, но при этом не вызывает эмоций, наверняка станет очередным «пылесборником». Далее: если вы чувствуете, что вам нужны помощь или совет, чтобы приобрести какой-то предмет, который украсит ваш интерьер и которым вы при этом захотите пользоваться, ничуть не зазорно обратиться к профессионалу — интерьерному стилисту, например.
Фарфор — тонкий, звонкий, с высоким содержанием стекла, капризный, с высокой степенью спекаемости, полупрозрачный, единственный по ГОСТу материал, который может использоваться в посуде без покрытия глазурью. Из фарфора делается дорогая посуда, плафоны, скульптура, изящные вазы, он очень пластичен для работы с малыми формами.
Полуфарфор — отличная литьевая масса. Многие производства работают на этом материале, в том числе и я. Полуфарфор менее капризен, держит высокие тонкие стенки (даже отвесные!), и температура для него должна быть ниже, что бережет наши печи. Подходит для посуды, ваз, ламп.
С фаянсом я работала только на литье. В отличие от полуфарфора он даже после высокого обжига остается пористым, от этого на посуде со временем появляется кракле. На мой вкус, фаянс больше подходит для декоративных предметов.
Каменная и шамотная масса подходят для отминки больших предметов; все высокие лампы и столы я делаю из шамота. В этой глине уже есть обожжённая керамическая крошка различной фракции, она делает массу более прочной, некапризной (есть даже такая фраза: «шамот многое прощает»); такая керамика подходит для экстерьера.
Но самое интересное начинается, когда в тебе просыпается экспериментатор — и ты начинаешь разводить шамот для литья, мешать шамот с фарфором и так далее...
Конечно! Гжель, дулевская игрушка, конаковский фаянс, традиции ЛФЗ и так далее... Кстати, хочу поднять важную тему разрыва коммуникаций. Я живу и работаю в Твери и несколько раз пыталась попасть в Конаково (это Тверская область) — познакомиться, пообщаться. Но производства закрыты, люди не идут на контакт. Полностью нарушена коммуникация, опыт не передаётся... Я давно ищу гипсомодельщиков, поскольку работаю в основном с гипсовыми формами для литья и отминки — школы по этому ремеслу нет (лишь отдельные курсы), поэтому приходится учится самостоятельно, путём проб и ошибок. Однако есть и позитивные моменты — это существование специальных программ, акселераторов, грантов, которые сводят вместе молодых специалистов и опытных ремесленников, носителей уникальных технологий.
Мне очень нравятся кувшины. Кувшин может использоваться для морса, лимонада, молока, но может стать и вазой под полевой букет. Я очень люблю современные стильные тарелки и миски. Во многих кафе и ресторанах стали использовать авторскую керамику, и я всегда заглядываю на донышко, если вижу интересную тарелку. Сервировочные тарелки и чаши — ещё один тренд. Растёт культура ежедневной красивой сервировки дома. Становятся востребованы вытянутые тарелки под сыры, тарелки с секциями для орехов, чаши для ягод и конфет.
На мой взгляд, это вопрос вкуса. Я не люблю футболки и кепки с большим логотипом на самом видном месте, не стану надевать такое. Так же и, например, с чашкой — я не буду пользоваться посудой с логотипом на всю поверхность. Дизайн должен быть изящным, не бросаться в глаза. Мне нравится, когда логотип наносится на дно (как внутри, так и снаружи) и при этом использованы хороший шрифт и графика.
Новый год всё ещё остаётся семейным праздником, с совместным украшением ёлки, застольем, общением. Помните это волшебное детское чувство, когда мама с бабушкой достают с антресоли коробку с ёлочными игрушками? Этот запах из коробки с ватой, откуда аккуратно, по одной, вынимают игрушки, рассказывая историю покупки каждой из них... У меня дома лежат игрушки моей бабушки — из ваты, мамины — из тонкого стекла, мои любимые гирлянды — сейчас такие не найти. А теперь давайте посмотрим, что продаётся в масс-маркете сегодня? Одинаковые безвкусные поделки, пластиковые, реже стеклянные... А керамическими игрушками будут пользоваться и наши дети, и наши внуки. В них чувствуются душа и рука человека, который их делал. Ну и, конечно, есть простор для фантазии!
Для меня как дизайнера ценно сочетание обоих факторов: интересные и нестандартные формы в сочетании с функциональностью. Чтобы в вазу можно налить воду и поставить цветы, в арт-объект поместить свечку, на столик поставить чашку и даже облокотиться на него.
У каждого предмета — свой покупатель. У более понятного, очевидного, простого аудитория, конечно, шире. Но я хочу отдать должное нашим дизайнерам, стилистам, дизайн-платформам и интерьерным журналам, которые формируют и повышают уровень насмотренности у широкого круга людей. С каждом годом я вижу, что людей, которые интересуются интерьерами, внешним видом своего дома, комфортом пространства, становится всё больше и больше. И готовность к необычному, нестандартному, неочевидному с каждым годом растёт.
Если вы хотите заказать проект, предложить коллаборацию или задать вопрос — заполните, пожалуйста, эту небольшую форму.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.