Некоторые любят помягче

Разговор о текстиле с Дмитрием Цветковым

Дмитрий Цветков — преподаватель направления «Современное искусство» и руководитель мастерской текстиля в Школе дизайна НИУ ВШЭ, современный художник. В своих произведениях использует бархат, тафту, ювелирные камни, бисер, стразы. Работы Дмитрия Цветкова есть в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и многих других музеях.

Корпоративный подарок и текстиль — между ними может быть что-то общее?

Разумеется! И это может быть всё, что угодно — начиная от корпоративных гербов. Я, например, делал корпоративные гербы для Газпрома и для РЖД, а можно сделать и серию корпоративной одежды с какими-то аксельбантами, платками, галстуками, знаками, вышитыми бисером, жемчугом, шёлком. То есть это может быть даже униформа.

Какие вещи из текстиля вам в принципе кажутся подходящими для подарков — не важно, корпоративных или индивидуальных?

Я даже не знаю, с чего начать — это могут быть вышивки, аксессуары, броши, шикарнейшие головные уборы, роскошные шарфы. Это могут быть ковры, вышитые или тканые — в общем, список огромен!

Ульяна Томчина. Портреты к сказке «Змей и Цыган»
Ульяна Томчина. Портреты к сказке «Змей и Цыган»

Допустим, я не разбираюсь в текстиле, но хочу что-то стоящее подарить тому, кто разбирается. На что нужно обращать внимание при выборе такого подарка?

При выборе подарка очень важное значение имеют две вещи. Первое — «это меня реально зацепило» и второе — «это у меня было раньше». Не обязательно, чтобы была прямо ностальгия, но это может быть вещь, которая отсылает к некому прошлому. Кстати, это может быть и корпоративное прошлое. То есть, на самом деле, это очень интересно, когда люди, будь то единичные покупатели или целые конторы, получают отсылку к делу их жизни, его истории. Тогда для них это будет интересно. Это их будет цеплять.

Если же говорить именно про текстиль — ну, критерии выбора зависят от того, что вы хотите подарить. Если для вас главное — соответствие какому-то ГОСТу, то на это есть огромные заводы, фабрики, мощные текстильные мощности. Вот там делают качество, там делают колоссаль. Там есть, в конце концов, ОТК — отдел товарного контроля. А в нашем случае (ведь мы же художники!) главный критерий — это художественность, оригинальность идеи, неповторимость и самобытность.

Юлия Красова. Нейрульки
Юлия Красова. Нейрульки

Можно ли сегодня делать классный текстиль в России? Соответствует ли качество производства мировым стандартам, годятся ли для этого отечественные ткани? А если нет — то какие годятся и где их берут?

Безусловно, можно делать текстиль в России, он никуда не девался. Есть роскошнейшие ивановские ткани, вологодское кружево, белорусские ситцы. Есть колоссальное количество льна и хлопка, который изготавливается в России. Единственное — он не дешёвый, в отличие, предположим, от турецких тканей. Но он очень качественный!

Из того, что делают ваши студенты, какие-то проекты могли бы быть запущены в тираж?

Я считаю, что практически все вещи, которые делают мои студенты на вариативах и практиках, можно пустить в тираж. Что именно? Это ковры, это роскошные наборы — в них могут входить одеяло, скатерть, салфетки. Это очень смешные и при этом красивые абажуры. А ещё мы делаем такие вещи — покупаем что-то уже готовое в упаковке, корейские, китайские какие-то ковры и их дополняем. Вот как раз сейчас на нашей выставке soft(power), проходящей в HSE ART GALLERY, есть несколько вещей, которые были так сделаны. Некоторые вещи очень подошли бы для детской — это не то что детские игрушки, но какие-то красивые объекты на шнурах, на нитках, с кистями, с шёлковыми лентами и так далее. Они очень эффектно выглядят. Посмотрите, несколько из этих объектов выставлены в витринах галереи, так что вы обязательно обратите на них внимание, даже если будете просто проходить мимо.

На выставке soft(power) есть какие-то работы из текстиля, которые вы бы с радостью получили в подарок?

Да, конечно, есть два таких предмета точно. Это зубная щётка Саввы Борисовского — здоровенная, двухметровая. И очень красивые огурцы Марии Македоновой. Кстати говоря, Мария мне уже подарила один огурец-брошь, и я с гордостью его ношу.

Савва Борисовский. Щёточка. 2022
Савва Борисовский. Щёточка. 2022

Где сейчас человеку искать подарки из текстиля — актуальные, интересные, дорогие и не очень? Галереи? Интернет? Что-то ещё?

Я бы очень хотел, чтобы в нашем случае таким местом была галерея HSE ART GALLERY, куда могли бы люди, видя весь наш ассортимент онлайн, приходить и смотреть на вещи вживую. И там должен быть абсолютно весь набор того, что мы можем делать из текстиля — от абажуров до верхней одежды.

Я знаю, что вы много занимались сувениркой и любите это дело. Почему? Ведь наверняка кто-то считает это занятие недостойным художника...

А вы знаете, что возле Акрополя в Греции, возле египетских пирамид, возле римского Колизея по ночам гигантские самосвалы разбрасывают мелкие куски всяких мраморных камушков, а днём толпы туристов их собирают? И если этого не делать, то туристы просто по камням разнесут и Колизей, и пирамиды, и Акрополь — чтобы что-то положить в карман. Человек так устроен — чтобы ощутить прикосновение к чему-то значимому, нужно унести его кусок. Так что сувенирка — это очень важная и серьёзная вещь! И поэтому она должна быть интересной и качественной.

Какой самый необычный коммерческий заказ вам пришлось выполнять?

Сходу могу вспомнить заказы от Министерства обороны. Я делаю на подводные лодки так называемые вымпелы. Когда закладывается на стапеле корабль или подводная лодка, для них делается закладной вымпел, и вот эти вымпелы я расшиваю шёлком, бисером, золотом, кистями и так далее. Это очень серьёзная и ответственная работа, как вы понимаете.

А ещё я как-то делал огромную мягкую карту Родины для РАО «ЕЭС России», в павильон «Энергетика» на ВВЦ. Карта была сшита из шёлка, она была в камнях, лентах и вся светилась.

Если бы вы были президентом большой корпорации, какие корпоративные подарки вы бы заказали своим сотрудникам на Новый год?

Я бы своим сотрудникам на Новый год сделал какие-то очень красивые корпоративные аксессуары. Возможно, это были бы экстравагантные пиджаки. Возможно, это были бы очень красивые и необычные галстуки. А может, это были бы уникальные оправы для очков.

Что важнее всего в корпоративном подарке — редкость? Необычность? Стоимость? Идея?

Если говорить о художественном подарке, то важнее всего, конечно же, его идея. В художественном подарке должны быть некоторые моменты экстравагантный необычности. А в случае корпоративного подарка — добавляется еще момент высочайшего и проверенного опытом качества, то есть это должен быть качественный бренд. Если не Rolls-Royce, то хотя бы Mercedes.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.