Чьей историей вы прониклись сильнее всего в процессе создания?

История Мартемьяна Рютина

В 1937–1938 годах в СССР проходили массовые политические репрессии. За полтора года были арестованы более 1 500 000 человек, из которых почти 700 000 расстреляны, а более 800 000 отправлены в исправительно-трудовые лагеря. В книге «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор» студенты визуализировали этот непростой исторический период, рассказав истории людей, жизнь которых оказалась неразрывно связана с Главным управлением исправительно-трудовых лагерей — ГУЛАГом.

В работе над адаптацией историй для книги студентам помогала Мария Скаф, исследователь визуальных нарративов, преподаватель Школы дизайна, а также работники Музея истории ГУЛАГа.

«Сотрудники музея устроили для нас бесплатную экскурсию и помогли погрузиться в эту пугающую атмосферу прошлого. Они разрешили повторно приходить тем, кому будет необходима консультация по той или иной истории. Эта заинтересованность, разумеется, очень мотивировала», — рассказала Елизавета Климаева.

Все, чего нам хотелось от этого проекта, — чтобы каждая история была рассказана своим языком, потому что каждая история индивидуальна, и для того, чтобы понять её, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуются разные интонации.

Мария Скаф

Утверждением рабочего брифа и работой с Лабораторией дизайна занималась Юлия Блюхер — руководитель направления «Иллюстрация и комикс» в Школе Дизайна.

Над книгой работали:


  • Роман Бурхович, IV курс профиля «Анимация и иллюстрация»;
  • Анастасия Вавилова, выпускница программы ДПО «Иллюстрация. Базовый курс»;
  • Елизавета Климаева, III курс направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Полина Корнейчук, III курс направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Дарья Миронова, студентка программы ДПО «Авторская книга»;
  • Анастасия Селезнёва, II курс направления «Иллюстрация и комикс»;
  • Ольга Терехова, выпускница направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Анна Шевырева, III курс направления «Анимация и иллюстрация».

Я не могу выделить одну историю, потому что я принимала участие в каждой из них как кураторка, и все они для меня в равной степени пронзительные, чудовищные и восхитительные одновременно. Когда работаешь над сборником, то увлекаешься каждой историей и не можешь воспринимать их отдельно. Определенно есть различия между работами, написанными студентами, и теми, которые в итоге писала я сама, но эта разница почти минимальна, потому что с каждым студентом мы работали очень тесно, и я чувствую, что тот путь, который они прошли, я прошла вместе с ними. Поэтому эти истории воспринимаются мной как одно цельное высказывание.

Мы оставались на связи с музеем на протяжении всей работы над сборником. Музей нас очень поддерживал, студенты ходили на специально организованные экскурсии. Эмоции и информация, полученные во время этих экскурсий, определённо помогли авторам в их работе. Мне кажется, что такой формат взаимодействия является очень продуктивным, потому что студенты учатся не только рисовать и создавать сюжеты, но и исследовать, задавать правильные вопросы, искать информацию, думать, где именно её искать. Все эти навыки очень важны для комиксиста, а предоставленная возможность — очень полезный опыт. Издательство «Самокат» присоединилось к нам на том этапе, когда истории уже были отрисованы, и в этот момент для авторов появились новые вызовы, которые оказались не менее интересными, так как подготовка издания к печати очень отличается от учебного рисования. Некоторым студентам пришлось дорабатывать свои истории, чтобы соответствовать формату издания. Все мы рассчитываем, что в конечном итоге наши студенты будут сотрудничать с издательствами, поэтому такой опыт работы с реальным проектом — очень ценен.

Истории для комиксов адаптируются очень по-разному: кто-то из авторов изначально цепляется за некий образ, который становится толчком для развития полноценной истории, кто-то выстраивает чёткую сюжетную структуру, а затем работает в рамках этой структуры, кто-то предпочитает работать скорее с ощущениями от истории. Конечно, у всех получается очень разная интонация, и изначально у нас не было представления о том, каким получится этот сборник. Всё, чего нам хотелось от этой истории — чтобы она рассказывалась множеством разных языков, потому что каждая из них индивидуальна, и для того, чтобы понять каждую историю, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуется разная интонация. Кому-то из наших читателей, как и авторам, важен четкий сюжет, кому-то важен визуальный образ, а кому-то нужны невербальные ощущения, которые возникают в момент считывания композиции разворота.

Мария Скаф: В первую очередь, нужно сказать, что традиция изображения мрачных событий в комиксах — достаточно давняя. Ещё в середине XX века во многих странах комикс использовался для разговоров на самые серьёзные темы: антивоенные комиксы в Америке во время войны во Вьетнаме, или комиксы, осмысляющие военное прошлое или проблему с дискриминацией касты бураку в Японии. С тех пор идея использовать комикс как медиум для гражданского высказывания продолжала развиваться. Сейчас даже в России количество примеров подобных комиксов постоянно растёт. Издаются известные на весь мир комиксы: «Маус» Шпигельмана, «Перешеек» Х. Мойссейнен, «Дневник Анны Франк» А. Фольмана, сборник комиксов «Принудительный труд в третьем Рейхе», «Сурвило» О. Лаврентьевой. В этом смысле наш совместный проект с Музеем истории ГУЛАГа и издательством «Самокат» скорее является продолжением этой традиции. С другой стороны, в названном мной списке русское имя было лишь одно, и в России это движение ещё не набрало достаточных оборотов. Поэтому да, пожалуй, можно сказать, что мы являемся одними из первых. И мы были бы счастливы, если бы это начинание изменило представление людей о том, на что способен комикс. Ведь комикс — один из самых разнообразных медиумов, который отлично подходит для разговоров на самые сложные темы.

Выпуск книги «Большой террор. Вы — жившие» планируется в конце марта 2021 года в издательстве «Самокат».

Ольга Терехова. История Мартемьяна Рютина
Ольга Терехова. История Мартемьяна Рютина

Вместе с руководителем профиля «Комикс» Юлией Блюхер, куратором Марией Скаф, а также Музеем истории ГУЛАГа студенты Школы дизайна создали книгу, в которой в жанре комикса рассказываются истории людей, подвергшихся репрессиям в 1937–1938 годах и отбывавших наказание в лагерях ГУЛАГа. Издательство «Самокат» адаптировало комиксы для печати, благодаря чему появилась книга «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор», которая будет выпущена в конце марта 2021 года.

Читайте также

Премьера картины выпускника Школы дизайна — на платформе CoolPlay

Фильм «Точки пересечения», снятый выпускником профиля «Экранные искусства» Николаем Коваленко, опубликован на стриминговой платформе CoolPlay. Премьера фильма, сопровождённая положительной рецензией кинокритика Вадима Рутковского, прошла там же 20 сентября.

Мастерская Пьера-Кристиана Броше «Вопросы инверсии» на выставке в «Зарядье»

23 августа 2024 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» откроется выставка «Зеркало для художников», открытая в рамках VI Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». Одну из мастерских проекта курировал Пьер-Кристиан Броше.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

«ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор». Книжный проект студентов Школы дизайна совместно с Музеем истории ГУЛАГа

Ольга Терехова нарисовала историю Мартемьяна Рютина, активного участника Октябрьской революции и Гражданской войны, выступавшего против диктатуры Сталина и приговоренного к 10 годам заключения.

«Для меня проект стал внеучебным заданием. Нужно было найти точное визуальное решение для комиксов, которые раскрывают такую сложную тему. На мой взгляд, комиксы — это прекрасный и яркий способ узнавания истории, конечно, если они создаются под руководством историков, как было в нашем случае», — рассказывает Ольга.

Над историей работали: Анна Колмыкова, Элеонора Некрасова, Мария Скаф.

Как проходила коммуникация с музеем ГУЛАГа и издательством? Насколько роль музея была важна в работе?

Вы принимали участие в создании большинства историй для проекта. Расскажите, как вы адаптировали истории для комикса, и было ли у вас какое-то изначальное представление о том, как все должно выглядеть в итоге?

Жанр комикса до сих пор воспринимается многими как развлекательный. Как появилась идея показать столь трагическую сторону отечественной истории в комиксах, и была ли такая задумка — изменить восприятие жанра?

«Раскадровку для моей истории сделала Елизавета Климаева, и мы с Марией Скаф ещё месяц дорабатывали и меняли её в соответствии с форматом и моей техникой. Для работы над проектом я собирала фотографии одежды, квартир, домов, улиц того времени и изучала материалы о самом лагере. Так как моя история начинается в конце XIX века с сельской школы, а заканчивается Москвой 50-х, и имеет множество разных локаций, мне пришлось изучить очень много картин, фотографий и фильмов, чтобы быть достоверной. И это было очень интересно!», — делится впечатлениями от работы Анна.

Над историей работали: Елизавета Климаева, Анна Шевырёва.

Анна Шевырева рассказала историю Михаила Крижановского. В 1933 году он был приговорён к восьми годам лагерей как «вредитель» и отбывал заключение в одной из сельскохозяйственных колоний Дмитровского лагеря. Через 5 лет Крижановский был приговорен к расстрелу за «шпионаж в пользу Польши».

История Михаила Крижановского

Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции, и тогда визуальные искусства приходят на помощь.

Анастасия Селезнева

«Мне кажется, этот проект стал моим первым законченным комиксом на такую серьезную тему. Это хороший опыт, который помог мне с дальнейшими учебными проектами. Конечно, иногда было сложно: это тяжелая история, и я переживала, что не смогу визуально передать атмосферу того времени и состояние самих героев, потому что за месяц работы я к ним очень привыкла и чувствовала с ними некую эмоциональную близость. Сложно не чувствовать близости с героями, которые проживают такую сложную судьбу в рамках истории твоей же страны. Я очень благодарна Марии Скаф за помощь и поддержку, потому что такой серьезный проект — это большая ответственность», — считает Анастасия.

По ее мнению, историю можно и нужно изучать любыми доступными способами: «Визуальный нарратив является одним из них. Более того, способ передачи историй с помощью последовательных изображений — совершенно не новое изобретение, люди пользовались им еще в древности. Если мы говорим об истории собственной страны, то мне кажется очень важным создавать новые альтернативные способы для рассказа о таких сложных временах молодому поколению. Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции — тогда на помощь приходят визуальные искусства».

Историю адаптировала Мария Скаф.

Анастасия Селезнева создала историю Андрея Сухомлинова, приговоренного к 10 годам заключения в Северо-Уральском лагере по обвинению в «антисоветской агитации» в 1937 году.

История Андрея Сухомлинова

Роман Бурхович рисовал историю большевика Василия Краюшкина, в 1938 году приговорённого к пяти годам заключения в лагере за подрывную работу на транспорте, и умершего в 1944 году от истощения в Амурском железнодорожном лагере.

«По моей работе заметно, что я мало в чем опирался на тогдашние реалии. Я очень исказил ту реальность, сделав её условной и, может даже, сюрреалистичной. На мой взгляд, по комиксам можно изучать историю. В обучении важно предоставить вариативность», — уверен Роман.

История Василия Краюшкина

Чьей историей вы прониклись сильнее всего в процессе создания?

История Мартемьяна Рютина

В 1937–1938 годах в СССР проходили массовые политические репрессии. За полтора года были арестованы более 1 500 000 человек, из которых почти 700 000 расстреляны, а более 800 000 отправлены в исправительно-трудовые лагеря. В книге «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор» студенты визуализировали этот непростой исторический период, рассказав истории людей, жизнь которых оказалась неразрывно связана с Главным управлением исправительно-трудовых лагерей — ГУЛАГом.

В работе над адаптацией историй для книги студентам помогала Мария Скаф, исследователь визуальных нарративов, преподаватель Школы дизайна, а также работники Музея истории ГУЛАГа.

«Сотрудники музея устроили для нас бесплатную экскурсию и помогли погрузиться в эту пугающую атмосферу прошлого. Они разрешили повторно приходить тем, кому будет необходима консультация по той или иной истории. Эта заинтересованность, разумеется, очень мотивировала», — рассказала Елизавета Климаева.

Все, чего нам хотелось от этого проекта, — чтобы каждая история была рассказана своим языком, потому что каждая история индивидуальна, и для того, чтобы понять её, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуются разные интонации.

Мария Скаф

Утверждением рабочего брифа и работой с Лабораторией дизайна занималась Юлия Блюхер — руководитель направления «Иллюстрация и комикс» в Школе Дизайна.

Над книгой работали:


  • Роман Бурхович, IV курс профиля «Анимация и иллюстрация»;
  • Анастасия Вавилова, выпускница программы ДПО «Иллюстрация. Базовый курс»;
  • Елизавета Климаева, III курс направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Полина Корнейчук, III курс направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Дарья Миронова, студентка программы ДПО «Авторская книга»;
  • Анастасия Селезнёва, II курс направления «Иллюстрация и комикс»;
  • Ольга Терехова, выпускница направления «Анимация и иллюстрация»;
  • Анна Шевырева, III курс направления «Анимация и иллюстрация».

Я не могу выделить одну историю, потому что я принимала участие в каждой из них как кураторка, и все они для меня в равной степени пронзительные, чудовищные и восхитительные одновременно. Когда работаешь над сборником, то увлекаешься каждой историей и не можешь воспринимать их отдельно. Определенно есть различия между работами, написанными студентами, и теми, которые в итоге писала я сама, но эта разница почти минимальна, потому что с каждым студентом мы работали очень тесно, и я чувствую, что тот путь, который они прошли, я прошла вместе с ними. Поэтому эти истории воспринимаются мной как одно цельное высказывание.

Мы оставались на связи с музеем на протяжении всей работы над сборником. Музей нас очень поддерживал, студенты ходили на специально организованные экскурсии. Эмоции и информация, полученные во время этих экскурсий, определённо помогли авторам в их работе. Мне кажется, что такой формат взаимодействия является очень продуктивным, потому что студенты учатся не только рисовать и создавать сюжеты, но и исследовать, задавать правильные вопросы, искать информацию, думать, где именно её искать. Все эти навыки очень важны для комиксиста, а предоставленная возможность — очень полезный опыт. Издательство «Самокат» присоединилось к нам на том этапе, когда истории уже были отрисованы, и в этот момент для авторов появились новые вызовы, которые оказались не менее интересными, так как подготовка издания к печати очень отличается от учебного рисования. Некоторым студентам пришлось дорабатывать свои истории, чтобы соответствовать формату издания. Все мы рассчитываем, что в конечном итоге наши студенты будут сотрудничать с издательствами, поэтому такой опыт работы с реальным проектом — очень ценен.

Истории для комиксов адаптируются очень по-разному: кто-то из авторов изначально цепляется за некий образ, который становится толчком для развития полноценной истории, кто-то выстраивает чёткую сюжетную структуру, а затем работает в рамках этой структуры, кто-то предпочитает работать скорее с ощущениями от истории. Конечно, у всех получается очень разная интонация, и изначально у нас не было представления о том, каким получится этот сборник. Всё, чего нам хотелось от этой истории — чтобы она рассказывалась множеством разных языков, потому что каждая из них индивидуальна, и для того, чтобы понять каждую историю, прочувствовать тот ужас и страх, который окружал персонажей, — требуется разная интонация. Кому-то из наших читателей, как и авторам, важен четкий сюжет, кому-то важен визуальный образ, а кому-то нужны невербальные ощущения, которые возникают в момент считывания композиции разворота.

Мария Скаф: В первую очередь, нужно сказать, что традиция изображения мрачных событий в комиксах — достаточно давняя. Ещё в середине XX века во многих странах комикс использовался для разговоров на самые серьёзные темы: антивоенные комиксы в Америке во время войны во Вьетнаме, или комиксы, осмысляющие военное прошлое или проблему с дискриминацией касты бураку в Японии. С тех пор идея использовать комикс как медиум для гражданского высказывания продолжала развиваться. Сейчас даже в России количество примеров подобных комиксов постоянно растёт. Издаются известные на весь мир комиксы: «Маус» Шпигельмана, «Перешеек» Х. Мойссейнен, «Дневник Анны Франк» А. Фольмана, сборник комиксов «Принудительный труд в третьем Рейхе», «Сурвило» О. Лаврентьевой. В этом смысле наш совместный проект с Музеем истории ГУЛАГа и издательством «Самокат» скорее является продолжением этой традиции. С другой стороны, в названном мной списке русское имя было лишь одно, и в России это движение ещё не набрало достаточных оборотов. Поэтому да, пожалуй, можно сказать, что мы являемся одними из первых. И мы были бы счастливы, если бы это начинание изменило представление людей о том, на что способен комикс. Ведь комикс — один из самых разнообразных медиумов, который отлично подходит для разговоров на самые сложные темы.

Выпуск книги «Большой террор. Вы — жившие» планируется в конце марта 2021 года в издательстве «Самокат».

Ольга Терехова. История Мартемьяна Рютина
Ольга Терехова. История Мартемьяна Рютина

Вместе с руководителем профиля «Комикс» Юлией Блюхер, куратором Марией Скаф, а также Музеем истории ГУЛАГа студенты Школы дизайна создали книгу, в которой в жанре комикса рассказываются истории людей, подвергшихся репрессиям в 1937–1938 годах и отбывавших наказание в лагерях ГУЛАГа. Издательство «Самокат» адаптировало комиксы для печати, благодаря чему появилась книга «ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор», которая будет выпущена в конце марта 2021 года.

Читайте также

Проект выпускников Школы дизайна в шорт-листе BRICS Solutions Awards

18 октября стали известны итоги международного конкурса BRICS Solutions Awards, посвящённого в этом году технологическим инновациям. В шорт-лист его номинации «Новая промышленность и энергетика» вошёл проект автоматизированной системы управления технологическим процессом «СИЛАРОН», в разработке дизайн-концепта которого приняли участие выпускники программы ДПО «Современные практики промышленного дизайна» — Илья Соколов и Алексей Голованов.

Выпускница Школы дизайна в рейтинге Forbes

Дизайнер Алёна Неведрова, закончившая бакалавриат Школы дизайна в 2021 году, вошла в лонг-лист ежегодного рейтинга Forbes «30 до 30». В свои 25 лет она успела отучиться в магистратуре Центрального колледжа искусства и дизайна им. Святого Мартина (Лондон) и привлечь внимание мировой прессы своей дипломной коллекцией hidden woman. О ней написали Dazed, Marie Claire, V Magazine и другие авторитетные медиа.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

«ВЫ — ЖИВШИЕ. Большой террор». Книжный проект студентов Школы дизайна совместно с Музеем истории ГУЛАГа

Ольга Терехова нарисовала историю Мартемьяна Рютина, активного участника Октябрьской революции и Гражданской войны, выступавшего против диктатуры Сталина и приговоренного к 10 годам заключения.

«Для меня проект стал внеучебным заданием. Нужно было найти точное визуальное решение для комиксов, которые раскрывают такую сложную тему. На мой взгляд, комиксы — это прекрасный и яркий способ узнавания истории, конечно, если они создаются под руководством историков, как было в нашем случае», — рассказывает Ольга.

Над историей работали: Анна Колмыкова, Элеонора Некрасова, Мария Скаф.

Как проходила коммуникация с музеем ГУЛАГа и издательством? Насколько роль музея была важна в работе?

Вы принимали участие в создании большинства историй для проекта. Расскажите, как вы адаптировали истории для комикса, и было ли у вас какое-то изначальное представление о том, как все должно выглядеть в итоге?

Жанр комикса до сих пор воспринимается многими как развлекательный. Как появилась идея показать столь трагическую сторону отечественной истории в комиксах, и была ли такая задумка — изменить восприятие жанра?

«Раскадровку для моей истории сделала Елизавета Климаева, и мы с Марией Скаф ещё месяц дорабатывали и меняли её в соответствии с форматом и моей техникой. Для работы над проектом я собирала фотографии одежды, квартир, домов, улиц того времени и изучала материалы о самом лагере. Так как моя история начинается в конце XIX века с сельской школы, а заканчивается Москвой 50-х, и имеет множество разных локаций, мне пришлось изучить очень много картин, фотографий и фильмов, чтобы быть достоверной. И это было очень интересно!», — делится впечатлениями от работы Анна.

Над историей работали: Елизавета Климаева, Анна Шевырёва.

Анна Шевырева рассказала историю Михаила Крижановского. В 1933 году он был приговорён к восьми годам лагерей как «вредитель» и отбывал заключение в одной из сельскохозяйственных колоний Дмитровского лагеря. Через 5 лет Крижановский был приговорен к расстрелу за «шпионаж в пользу Польши».

История Михаила Крижановского

Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции, и тогда визуальные искусства приходят на помощь.

Анастасия Селезнева

«Мне кажется, этот проект стал моим первым законченным комиксом на такую серьезную тему. Это хороший опыт, который помог мне с дальнейшими учебными проектами. Конечно, иногда было сложно: это тяжелая история, и я переживала, что не смогу визуально передать атмосферу того времени и состояние самих героев, потому что за месяц работы я к ним очень привыкла и чувствовала с ними некую эмоциональную близость. Сложно не чувствовать близости с героями, которые проживают такую сложную судьбу в рамках истории твоей же страны. Я очень благодарна Марии Скаф за помощь и поддержку, потому что такой серьезный проект — это большая ответственность», — считает Анастасия.

По ее мнению, историю можно и нужно изучать любыми доступными способами: «Визуальный нарратив является одним из них. Более того, способ передачи историй с помощью последовательных изображений — совершенно не новое изобретение, люди пользовались им еще в древности. Если мы говорим об истории собственной страны, то мне кажется очень важным создавать новые альтернативные способы для рассказа о таких сложных временах молодому поколению. Иногда текстом невозможно передать все важные детали и эмоции — тогда на помощь приходят визуальные искусства».

Историю адаптировала Мария Скаф.

Анастасия Селезнева создала историю Андрея Сухомлинова, приговоренного к 10 годам заключения в Северо-Уральском лагере по обвинению в «антисоветской агитации» в 1937 году.

История Андрея Сухомлинова

Роман Бурхович рисовал историю большевика Василия Краюшкина, в 1938 году приговорённого к пяти годам заключения в лагере за подрывную работу на транспорте, и умершего в 1944 году от истощения в Амурском железнодорожном лагере.

«По моей работе заметно, что я мало в чем опирался на тогдашние реалии. Я очень исказил ту реальность, сделав её условной и, может даже, сюрреалистичной. На мой взгляд, по комиксам можно изучать историю. В обучении важно предоставить вариативность», — уверен Роман.

История Василия Краюшкина

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.