По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Современное искусство концептуально, каждое произведение содержит в себе определенную идею. Поэтому, разрабатывая нашу магистерскую программу, мы сделали упор на развитии концептуального мышления. Все два года магистратуры посвящены интенсивной работе над проектами, в процессе создания которых студенты учатся понимать, что, зачем, для кого они делают, и как это должно функционировать», — руководитель направления и куратор курса Александра Кузнецова.
Студенты профиля «Практики современного искусства» становятся профессиональными художниками, работающими как с традиционными форматами, так и с современными цифровыми медиа.
Программа обучения выстроена вокруг развития концептуального мышления и подхода к созданию художественных проектов и активной практики с различными медиумами современного искусства, среди которых видеоарт и анимация, инсталляция, паблик-арт и виртуальные среды, традиционная и цифровая графика и живопись, фотография, работа с объектами и др.
В каждом учебном модуле студенты делают по два полноценных арт-проекта в разных форматах — на базовом курсе и в профильной мастерской, а в конце II курса проходит групповая выставка студенческих работ. Таким образом, художники постоянно работают с разными медиа и параллельно уделяют большое внимание содержательной стороне своих проектов.
Образовательную программу дополняет интенсивный теоретический курс, освещающий актуальные темы современного искусства, а также дисциплины, позволяющие освоить необходимые технологии и компьютерные программы. Отдельные занятия посвящены основам продвижения собственной деятельности в сфере искусства, эффективной работе с художественными институциями, арт-резиденциями, профессиональными конкурсами и грантами.
Отсутствие ограничений в художественных средствах позволяет успешно и эффективно заниматься на профиле как начинающим художникам, так и тем, у кого уже есть опыт и желание попробовать себя в новых медиумах. Программа нацелена на погружение студента в контекст современного искусства через практику, что позволяет художнику за время учебы наработать качественное профессиональное портфолио.
Александра Кузнецова — художница, куратор, регулярная участница российских и международных выставок и биеннале современного искусства, академическая руководительница программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Cтуденты параллельно создают два проекта — видеодневник, посвященный актуальной общественной проблематике, индивидуальному опыту или практикам, а также книгу художника, концептуально связанную с видео работой.
Ключевая задача модуля — создать проекты, которые представляют студента как художника.
Важная часть модуля — концептуальное сопряжение двух проектов: они должны быть взаимосвязаны более или менее очевидным образом, быть частью одного высказывания или продолжением друг друга.
Студенты создают видеоарт-проект средствами анимации, а также серию графики. Под изобразительной серией понимается любая серия работ от живописи или графики, до плоских объектов.
Пользуясь уже знакомыми техниками и знакомясь с новыми, на базе полученного опыта студенты создают собственную серию и связанный с ней анимационный видеоарт.
Каждый из проектов представляет художественное высказывание на тему, заявленную автором. Важно выстроить концептуальную взаимосвязь между двумя проектами данного модуля.
В этом модуле студентам предстоит создать виртуальную инсталляцию в трехмерном виртуальном пространстве и материальную серию арт-объектов, связанных общей идеей. Этот составной проект должен представлять собой художественное высказывание на тему, заявленную и разрабатываемую автором в этом модуле.
Виртуальная инсталляция при этом понимается достаточно широко — это может быть как 3D-визуализация реальной инсталляции, которая могла бы быть впоследствии воплощена, так и любым виртуальным пространством с элементами иммерсивности или игрового процесса или создание иного виртуального зрительского опыта. Инсталляция должна быть представлена не только как виртуальное пространство в 3D, но и как презентующий это пространство видеоролик-тизер, рассказывающий о ней.
Концепция серии объектов и инсталляции — едина, при этом объекты должны представлять собой продолжение этой концепции в физическом пространстве, находя соответствующее материальное воплощение.
Студентам предстоит создать персональную виртуальную выставку, а также серию работ в рамках единой концепции. Это финальный проект первого года обучения, который должен стать квинтэссенцией знаний и компетенций, полученных студентом — работой, подводящей промежуточный итог в его художнической практике.
Студенту необходимо ответственно отнестись как к выбору темы, с которой будет связано его авторское высказывание в формате виртуальной выставки, так и ко всем уровням ее воплощения.
Концепция серии работ и виртуальной выставки — едина, при этом работы должны представлять собой продолжение этой концепции, находя соответствующее воплощение. Серия работ может частично или полностью являться содержанием виртуальной выставки. Данная серия может быть выполнена любыми доступными художнику средствами.
Задача модуля — создание видеоарт-проекта и дополняющего его проекта в виде серии фотографий. В течение модуля студенты разрабатывают выбранную тему, работают с фото- и видеосъемкой. В видео части проекта обязательным является наличие собственных съемок с участием героя/героев, допустимо использование анимации, готовых видео. В этом проекте художник не может быть единственным действующим лицом, выступающем во всех ипостасях. Он должен стать продюсером своего проекта, который не только придумал его, но и организовал работу над ним, включая обязательное привлечение третьих лиц (это могут быть актеры, операторы и т.д).
Видео может быть создано в формате видеоарт-проекта с участием исполнителей или перформанса с участием исполнителей, задокументированного на видео. Серия фотографий должна быть сопряжена с видео частью проекта и может служить как качественной фотодокументацией, так и самостоятельной фотосерией, созвучной проекту, имеющей с ним общую концепцию.
Параллельно с созданием арт-проектов студенты изучают необходимые для их реализации технологии дизайна:
О программе
Контакты
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования на выбранный абитуриентом профиль. В 2025 году подача документов проходит в дистанционноми режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал за последние 3 года);
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтёт уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Портфолио загружается на специальную страницу Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его готовности к обучению на программе, в том числе объёма и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Получите всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру: буклет с информацией о профилях, расписание консультаций, прямые контакты менеджеров образовательной программы.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.