По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Наши студенты — универсальные специалисты, которые с одинаковым успехом могут создать оригинальный авторский саундтрек, составить звуковую библиотеку для фильма или компьютерной игры, разработать концептуальную инсталляцию и написать исследование о саунд-арте», — куратор профиля Sound Art & Sound Studies Евгений Вороновский.
Выпускники магистратуры Sound Art & Sound Studies смогут применить себя в совершенно разных сферах, предполагающих работу со звуковым медиумом. Также у них будет возможность последовать академическому маршруту и стать полноценными исследователями, критиками, кураторами или преподавателями, готовыми рефлексировать и писать о том, что происходит в современном искусстве.
С одной стороны, наши студенты знакомятся с разнообразными методами работы со звуком — языками музыкального программирования Max/MSP, PureData, SuperCollider; навыками создания цифровых и аналоговых инструментов, инсталляций и звуковых объектов; техниками полевой записи; различными перформативными практиками, а также нетрадиционными методами композиции и саунд-дизайна.
С другой, в рамках магистерской программы студенты осваивают целый ряд академических дисциплин, оригинальных для современного отечественного образования. В ходе обучения студенты прослушивают курсы по истории звукового искусства, философии, культурологии, физике звука, психоакустике и психологии музыки.
Евгений Вороновский — музыкант, саунд-артист, преподаватель, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
В рамках проекта студенты знакомятся с возможностями среды визуального программирования Pure Data — реализацией различных техник синтеза и обработки звука, основами алгоритмической композиции и генеративной музыки.
В ходе работы студенты учатся создавать собственные программные синтезаторы и процессоры эффектов, генерировать звуковые композиции, использовать Pure Data как для создания записанных треков. так и для исполнения музыки в реальном времени.
Преподаватель: Александр Сенько
Вводный курс знакомит студентов со средой визуального программирования MAX. Первая часть курса построена вокруг работы с записанным/входящим сигналом. Во второй студенты фокусируются на техниках, которые связаны с синтезом и работой в MSP, узнают о принципах создания многоканального звука в MAX и самостоятельно собирают несколько различных инструментов.
Преподаватель: Никита Бугаев
В ходе курса студенты анализируют звуковые ландшафты, узнают о процессах восприятия, определения и запоминания звукового многообразия окружающих сред, а также учатся выбирать технику звукозаписи и применять нужный инструментарий, подходящий под различные творческие или функциональные задачи.
Преподаватель: Глеб Глонти
Исследования звука или sound studies — молодое поле междисциплинарных исследований, которое сфокусировано на понятиях «звука» и «музыки» внутри западноевропейской гуманитарной традиции. Это поле подразумевает взгляд на аудиальное измерение культуры через призму теории искусства, социологии, экономики, антропологии, философии техники и науки, феноменологии и критической теории.
Фундаментальный теоретический курс «Исследования звука и аудиальной культуры» посвящён широкому комплексу проблем, которые находятся в центре внимания дисциплины — от звуковой экологии до материалистического определения звука. В ходе курса студенты знакомятся с ключевыми текстами направления и овладевают критическим инструментарием, необходимым для описания современной звуковой культуры и искусства.
Задача курса — принять во внимание призыв французского теоретика Жака Аттали о мире, который «создан не для созерцания, а для вслушивания», а также понять, как звуковое искусство и музыка способны ответить на вызовы современности.
Преподаватель: Евгений Былина
Курс даёт общее представление о современных практиках звукового искусства и самых распространенных экспериментальных методах работы со звуком и аудиальным («звучащим»).
Студенты знакомятся с классическими методами авангардистов, рассматривают различные подходы и техники слушания, а также фокусируются на проблемах звуковой экологии и шумового загрязнения.
Курс включает в себя лекционные и семинарские занятия, в ходе которых студенты вместе с кураторкой прослушивают и обсуждают ключевые звуковые произведения по заявленной тематике.
Преподаватель: Ольга Зубова
Цикл лекций посвящён искусству звука — одному из самых актуальных сегодня явлений в области медиаискусств.
В своих лекциях Андрей Смирнов даёт общее представление об истории и эстетике различных форм искусства звука, современных технологиях в музыке и смежных областях искусств:
Объединяющий лейтмотив курса — взгляд на искусство звука с точки зрения медиаархеологии и вариантологии культуры, опирающихся на философию Мишеля Фуко, которая, как известно, говорит о нелинейности и разрывности эволюции культуры.
Отдельное внимание на лекциях уделяется незаслуженно забытым находкам отечественных музыкальных теоретиков и изобретателей, чьи труды имели особенно тернистый путь к реализации.
Преподаватель: Андрей Смирнов
Цель этого курса — получение студентами базовых навыков в области электроники. В рамках курса студенты обучаются пайке, основам схемотехники и программирования, получают опыт разработки и сборки собственного электронного устройства на базе Arduino.
Преподаватель: Владислав Генералов
Курс посвящён изучению текстового программирования в среде SuperCollider: основным приёмам синтеза и обработки звука, а также элементам физики звука, необходимым для построения софтовых синтезаторов. Студенты на основе различных патчей создают собственные разработки, предназначенные для записи композиций и живых выступлений.
Преподаватель: Виктор Черненко
Курс проходит в формате лаборатории, то есть в режиме обучения, предполагающем активное участие каждого студента. По итогу обучения студенты создают собственные прототипы произведений в группах или индивидуально. В процессе лабораторных занятий участникам предлагаются различные способы исследования телесности, действия и восприятия, а также инструменты создания перформативных конструктов, что позволяет выявить и разработать свои индивидуальные подходы к работе над аудиальным перформансом. Важной линией всего курса являются упражнения, знакомящие с проприоцептивными, пространственными, акустическими и вокальными практиками.
Преподаватель: Екатерина Ширшкова
Курс посвящён стратегиям ответа на вопрос «Что такое звук?», предложенным в рамках различных дискурсов — философского, научного, бытового и т.д.
Центральное место отводится философским теориям звука, в частности, философии восприятия, феноменологии звука и звуковому материализму. Онтология звука рассматривается в связи с эпистемологией (теорией о познавательных возможностях и способностях слушателя) и аксиологией (теорией о ценностной составляющей) звука. Курс преподается в формате лекций и ридинг-семинаров.
Преподаватель: Ксения Майорова
Курс, посвящённый концептуальным, методологическим и эмпирическим особенностям исследования звука в городе. Студенты проследят, как изменялись подходы к исследованию звуковой среды городского пространства, начиная с понятия «саундскейп» и движения акустической экологии.
Рассматриваемые методологические подходы включают в себя как классические исследовательские методы с их ограничениями (социологический, картографический и т.д.), так и гибридные междисциплинарные исследовательские стратегии.
Теоретический материал преподаётся в формате лекций и ридинг-семинаров, практические подходы апробируются в формате индивидуального полевого исследования.
Преподаватель: Ксения Майорова
В течении года студенты занимаются дипломной работой, состоящей из двух частей: собственного теоретического исследования и выпускного проекта. Работа ведётся под руководством действующих профессионалов индустрии и преподавателей Школы дизайна.
Преподаватель: Евгений Былина
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2025 году подача документов проходит в дистанционном режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере звука, музыки и искусства в целом, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал за последние 3 года);
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики современного искусства», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Портфолио загружается на специальную страницу Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его готовности к обучению на программе, в том числе — объёма и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.
О программе
Контакты
109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
+7 (495) 621 87 11
design@hse.ru
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, композитор, звукорежиссёр, саунд-артист
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», композитор, математик, программист
Преподаватель и технический координатор профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссёр
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Получите всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру: буклет с информацией о профилях, расписание консультаций, прямые контакты менеджеров образовательной программы.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.