Музейный и выставочный дизайн

НАБОР 2022

«Возрождение музейного дела должно происходить путем переосмысления его фундаментальных принципов: в основе теперь не пополнение коллекции, не информативность экспозиции и даже не творческое представление выставочного материала, но вдохновенная работа с людьми, осознанное производство идей, готовность к диалогу и эксперименту», — куратор профиля Егор Ларичев.​​​​​​​

О профиле

Задача программы — подготовка специалистов, которые не только владеют основными навыками работы над выставками и экспозициями, но и прекрасно разбираются в истории, теории и критике музейного и выставочного дела.

Целевая аудитория программы — специалисты, работающие с музейными и выставочными пространствами: дизайнеры, архитекторы, кураторы, экспозиционеры, художники.

В настоящий момент поля музейного и выставочного дизайна и теоретического осмысления музейных и выставочных практик почти не пересекаются. Создание сообщества и творческой среды вокруг программы и музейной лаборатории способствует объединению этих двух направлений. Одновременно с работой над проектами студенты изучают историю и теорию музейного дела, а также музейного и выставочного дизайна.

2 года
очная форма обучения
15 коммерческих мест
1 платное место для иностранцев
390 000 руб (в 2021 году)
RUS обучение на русском языке

О программе

Контакты

  • 109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
  • +7 (495) 621 87 11
  • design@hse.ru

День открытых дверей

7 декабря, 19:00

Чему вы научитесь

От современного специалиста в музейной и выставочной сферах, с одной стороны, требуется глубокое понимание культуры: необходимо чувствовать её современное содержание, понимать исторический контекст, обладать навыками её осмысления и критики. С другой стороны, профессионал, основной задачей которого является — буквально — представление вещей, должен отлично ориентироваться в процессах творческой реализации идей, методах образования форм и структур, современных практиках дизайна и архитектуры. Междисциплинарность тут — не просто модное слово, а абсолютная необходимость.

Знание методов работы с посетителями — еще одно требование к специалисту: он должен иметь представление о том, как запрограммировать мероприятия, сопровождающие выставку, сформулировать стратегию работы музея с сообществом или осуществить медийное освещение выставочного события.

Среди навыков специалиста музейно-выставочной сферы наиболее ценными являются soft skills, связанные с работой творческого коллектива: специалист знает, как поддержать работоспособность креативной группы, выстроить взаимоотношения с заказчиком и спланировать работу по принципу Agile.

Первый год. Выставки.

Выставки неотделимы от времени, в котором они происходят. В отличие от музеев, они ограничены во времени и объёме представления. Если музей может позволить себе показаться старомодным, всеобъемлющим и ортодоксальным, то выставка всегда связана с настоящим.

Четыре модуля первого года заканчиваются проектами и посвящены различным аспектам критического и практического исследования «Сейчас».

Второй год. Музеи.

Второй год рассматривает представление вещей в музейной перспективе. Что связывает все «сейчас» во времени и пространстве? Можем ли мы увидеть и представить большие и вечные смыслы в текущей актуальности? Модуль ставит вопрос о «Всегда/везде».

Если выставка существует во времени, то музейная экспозиция претендует на более протяжённые высказывания. Историческое и социальное прошлое, трансформации культуры, которые мы наблюдаем сейчас, нужно представить так, чтобы через 5-7 лет наше высказывание не оказалось скучным и наивным.

КУРАТОРЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Сергей Кавтарадзе
Направление «Дизайн среды и интерьера», Направление «История и теория дизайна и искусства»
Юлия Шереметова
Направление «Дизайн среды и интерьера», Центр дизайна образовательной среды, Бюро интерьеров, Лаборатория дизайна городской среды
Александр Джикия
Руководитель направления «Дизайн среды», заместитель руководителя Школы дизайна по работе со студентами
Вячеслав Московкин
Направление «Дизайн среды и интерьера», Направление «Технологии дизайна», Центр дизайна образовательной среды, Лаборатория дизайна городской среды
Наталья Немова
Направление «Дизайн среды и интерьера», Центр дизайна образовательной среды, Лаборатория дизайна городской среды, Музейный и выставочный дизайн
Надежда Попова
Направление «Дизайн среды и интерьера», Центр дизайна образовательной среды, Бюро интерьеров

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Зачисление в магистратуру происходит в ходе конкурсного отбора по итогам собеседования и конкурса портфолио. В 2021 вступительное собеседование проводиться онлайн в ZOOM.

Собеседование

В ходе собеседования абитуриенту предоставляется возможность наиболее полно продемонстрировать уровень своей мотивации и заинтересованности в обучении дизайну и ответить на вопросы экзаменационной комиссии о собственных предпочтениях в области искусства и дизайна.

Портфолио

Портфолио включает в себя мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Музейный и выставочный дизайн», профессиональные и академические планы по завершению магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.

Также абитуриент может предоставить описание реализованных авторских проектов на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он/она решал(а) за последние 3 года.

Портфолио предоставляется в приемную комиссию в момент подачи документов, загружается в личный кабинет абитуриента и направляется в электронном виде на почту design@hse.ru.

НОВОСТИ

Lexus Design Award Russia Top Choice — российский этап международного конкурса. В этом году в числе экспертов конкурса будут академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ Людмила Алябьева и руководитель направления «Промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Тимур Бурбаев.
В июле студенты II, III и IV курсов направления «Дизайн среды и интерьера» отправились в экспедицию в республику Коми. Целью экспедиции стала реновация нескольких исторических зданий северных деревень и создание концепции арктических арт-резиденций для художников.
Каждую неделю в Школе дизайна проходят онлайн-консультации для абитуриентов бакалавриата и магистратуры, на которых можно задать все вопросы, касающиеся организационных процессов поступления и дальнейшего обучения.
Школа дизайна НИУ ВШЭ открывает набор на ежегодные летние интенсивы для абитуриентов бакалавриата. Это отличная возможность доработать свой вступительный проект под руководством кураторов Школы. Второй поток стартует 5 июля.
В Санкт-Петербурге на Набережной Смоленки напротив завода имени Козицкого состоялась презентация арт-объекта куратора профиля «Дизайн среды» в Школе Дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Боремира Бахарева.

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ВСЕ ПРОФИЛИ МАГИСТРАТУРЫ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА