Выставка «Товарищи света» в HSE ART Gallery

В HSE ART Gallery прошла выставка «Товарищи света» — это тотальная инсталляция: условное пространство советской квартиры, которая едва заметно мутировало и искажалось. Внутри этого пространства альтернативная история Советского Союза разворачивалась в последовательности спичечных этикеток, часть из которых — копии реальных этикеток 50–80-х годов, а часть — создана авторами проекта Александрой Кузнецовой и Дарьей Долгополовой.

Мифическая, почти сказочная история, сконструированная внутри выставки, строилась на открытии «автотрофии» — питания организмов (автотрофов) неорганическими веществами, осуществляемое посредством фотосинтеза или хемосинтеза. После революции Владимир Ленин форсировал исследования в этой области, поддержав целую плеяду ученых. Они сумели добиться полной независимости человека от биологической пищи, которую заменил солнечный и электрический свет. Именно в связи с этим был создан план ГОЭЛРО, чтобы не столько «осветить», сколько «накормить» всю страну. «Товарищам света», как стали именоваться граждане ССССР (Солнечного Союза Советских Социалистических республик), не надо было больше обрабатывать землю, растениеводство стало своего рода искусством, а все усилия строителей коммунизма были направлены теперь на бесконечный творческий труд, что вскоре дало свои плоды. После освоения к 40-м годам всем населением автотрофности, были сделаны невероятные скачки в завоевании космоса, колонизации близлежащих планет и распространении на них биосферы.

Зрителю предлагалось проверить каждый предъявляемый ему факт на достоверность, понять, где проходит грань между реальными и вымышленными событиями, и убедиться в том, как легко из сочетания подлинных документов и заимствования стилистических особенностей прошедшей эпохи вырастает мифологическая действительность.

Выставка «Товарищи света» — это небылица, встроенная внутрь советской утопии, где самые невозможные проекты власти реализовались, и с в е т л о е будущее все-таки наступило.

Обращение к советскому проекту и конструирование внутри него геторохронии и гетеротопии было связано с желанием указать на тотально-завиральный характер прошедшей эпохи и то, как на нас влияют бесконечные преувеличения и подмены, поданные со всей серьезностью, документальной достоверностью и пропагандистским пафосом, что происходит не только в ненаступившем будущем, но и в наши дни.

Об авторах

  • Александра Кузнецова — академический руководитель программы «Дизайн» выступила в качестве куратора и художника.
  • Дарья Долгополова — выпускница магистерской программы «Дизайн» профиля «Арт-дирекшн», выполняла роль дизайнера и иллюстратора, именно она сделала графическую часть выставочного пространства, фирменный стиль выставки, участвовала в разработке этикеток. Работа над выставкой была ее дипломным проектом.

Время работы и адрес

  • 19 июня — 15 августа (ср — вс, 12:00–20:00)
  • ул. Малая Пионерская, 12 (м. «Павелецкая»)

Вход на выставку свободный.