Видео и дайджест встречи с Артёмом Фенелоновым, арт-директором Mail.ru Group

В Школе дизайна прошла лекция арт-директора Mail.ru Group Артёма Фенелонова. Разбор ярких кейсов, продуктовый и маркетинговый дизайн, планы на будущее. Студенческая редакция посетила встречу и составила дайджест лекции.

    Спикер

    Артём Фенелонов

    • Работает в дизайне с 2000 года, направление деятельности: веб-дизайн и графическим дизайн.
    • В 2010 году стал дизайнером в Mail.ru Group.
    • В 2011 году назначен арт-директором.
    • В настоящий момент возглавляет группу из 17 дизайнеров.

      Тезисы

      О маркетинговом и продуктовом дизайне

      Маркетинговый дизайн создает образ продукта, который не менее важен, чем сам продукт. Пока продуктовый дизайнер продумывает интерфейс сервиса и дизайн систему для него, отдел маркетинга работает над созданием баннеров для продажи продукта, занимается веб-дизайном, разработкой сувенирной продукции, созданием изображений для презентаций, рассылками по клиентам.

      Задачи маркетингового дизайнера могут быть разными и зависят от потребностей клиента: иногда дизайнеру нужно помочь сервису разработать все с нуля, но бывают также кейсы, где дизайнер работает с готовой айдентикой. Работа над образом продукта на рынке не заканчивается только в отделе маркетингового дизайна, поэтому сотрудники отдела также работают в тесной связке со стратегами, социологами и аналитиками, добиваясь наилучшего результата, чтобы выпустить хороший продукт и следить за его будущим в индустрии.

      О работе с проектами

      Команда Mail.ru работает с несколькими десятками проектов одновременно, при этом задачи бывают разной сложности и комплексности. Один из кейсов, который Артем подробно разобрал — это сервис для путешественников MAPS.ME. Изначально это был стартап разработчика из Минска. Позже это приложение было продано Mail.ru и маркетинговый отдел начал работу над созданием его образа на рынке. MAPS.ME примечателен тем, что может подсказать путешественнику информацию о месте, в котором он находится, без подключения к интернету. Этот сервис может строить целые маршруты, а также подробно рассказывать о различных заведениях на карте. Маркетинговые дизайнеры компании Mail.ru разработали лендинг, баннеры и изображения для рекламной кампании. Результат работы оправдал все ожидания: число пользователей увеличилось в несколько раз, приложение на постоянной основе включают в различные списки лучших сервисов для путешественников.

      Также Артем Фенелонов рассказал о работе своего отдела над аналитической платформой My Tracker. My Tracker — сервис, позволяющий пользователям получать данные об аудитории, которая пользуется их продуктами, таким образом экономя на рекламе. Команда маркетингового дизайна практически с нуля создала айдентику для сервиса, например, дизайнеры изменили исходный логотип на тот, который мы видим сегодня. Также были созданы баннеры, изображения и другие инструменты для рекламного продвижения сервиса.

      Полное видео лекции

      Ответы на вопросы аудитории

      Чем занимается арт-директор?

      Арт-директор контролирует работу всего отдела: распределяет задачи, их приоритетность, следит за их выполнением и отвечает за результат. Он выпускает продукты в жизнь и помогает команде эффективно справляться с многозадачностью и продуктивностью.

      Как осуществляется работа команды над большим количеством проектов?

      В отделе маркетингового дизайна 17 человек, которые пользуются различными инструментами для командной работы, например, сервисом Jira, Notion и Figma. Так, в команде есть люди с абсолютно разными навыками: кто-то делает иллюстрации, кто-то работает в 3D графикой, а кто-то отлично справляется с составлением презентаций. Арт-директор ставит задачи и принимает решения, помогающие распределить задания так, чтобы они соответствовали навыкам отдельного дизайнера, чтобы добиться эффективного результата и помочь специалистам применить свои навыки в нужном направлении. Проблема многозадачности решается так: некоторые проекты являются перманентными, что значит, что их решение приоритетно в данный промежуток времени. Арт-директор распределяет задачи так, чтобы грамотно построить работу над ними и сохранить баланс между отведенным на проект временем и хорошим результатом. Задач очень много и это вопрос навыка, который приобретается со временем: научиться работать с потоком задач, исходя из приоритетов компании.

      Какой навык является главным для дизайнера?

      Очень важна насмотренность. Чем больше дизайнер смотрит проектов, оценивает их, выносит для себя какие-то решения и приёмы, тем больше и лучше он может применять это в своих проектах и показывать высокий уровень профессионализма.

      Где дизайнеру брать вдохновение?

      Этот вопрос каждый решает для себя индивидуально. Многие берут вдохновение из разных известных сервисов, таких как Behance и Dribbble. Для меня лично источником вдохновения является окружающий мир: некоторые решения в проектах я принимаю благодаря тому, что просто вдохновляюсь тем, чем живу.

      Как отдел маркетингового дизайна связан с аналитикой?

      Аналитика помогает отследить дальнейшее будущее проектов, которые выпускает отдел маркетингового дизайна. Это единая цепь, где каждый участник должен понимать, какого результата хочет добиться и какими инструментами он может это сделать. С помощью доступной аналитики можно понять какие решения можно применять в проекте в дальнейшей работе, а также исключить не эффективные продукты, которые были выпущены в ходе проектной работы.

      Как правильно работать с заказчиком?

      Важно настроить диалог с клиентом. Лучший вариант работы с ним — это когда он приходит с четким техническим заданием, которое нужно выполнить, но такое встречается редко. Гораздо чаще дизайнеры сталкиваются с клиентами, которые приходят с абстрактными задачами и не могут объяснить четко, чего они хотят, потому что в их представлении нужный результат еще не оформлен. Работа с такими клиентами начинается в момент, когда вы уже что-то сделали: это помогает клиенту понять, что он точно хочет увидеть в финале. После вы можете вместе продолжить работу к результату, который ему нужен. Если клиент предлагает решение, которое вы считаете не корректным, можно обратиться к брендбуку, который защитит вашу точку зрения как дизайнера.

      Как оставлять комментарии к работе так, чтобы принимать более правильные решения, не опираясь только на свой личные эстетические представления?

      У дизайна есть свои четкие прописанные законы. Дизайн должен работать по четким структурным правилам. Тем не менее, всегда есть места, где вам будут высказывать свои персональные вкусовые ощущения от продукта и здесь будет иметь значение либо ваш авторитет, либо доказательная база, например, обращение к гайдбуку, либо обращение к общим правилам работы дизайна. Представим себе, что есть дизайн система, на которую можно описаться, сетки, уровни стилей текста. Таким образом, есть два пути: либо ты достаточно авторитетен, чтобы принимать верные решения, либо ты опираешься на определенные законы, чтобы привести команду к хорошему решению задачи.

      Какие качества должны быть у хорошего арт-директора?

      Прежде всего, у арт-директора должен быть авторитет и уважение команды. Предполагаю, что мне удалось завоевать это, с помощью личного подхода к каждому члену команды и установлению комфортных условий в нашем коллективе.

      Допустим, вам нужно передать свою должность другому человеку. Каким должен быть кандидат, который займет ваше место?

      Если мне посчастливится сдавать дела другому человеку, прежде всего, я буду смотреть на то, как он будет себя вести с моими людьми. Если человек будет выстраивать с моей командой ту иерархию отношений, в ходе которой моя команда распадется, я буду против его кандидатуры. Если человек, на мой взгляд, будет мудр и лоялен к текущей ситуации, а в дальнейшем будет плавно менять ее в свою сторону, он будет мне очень симпатичен. Мне будет не стыдно уходить, передавая дела профессионалу.

      Что вам больше всего нравится в вашей работе?

      Я придумываю разные идеи. С помощью дизайнеров я могу реализовать то, что есть в моей голове — и это большое счастье. Я могу сказать, что мне очень повезло, но также это то, что заслужено моим трудом. Возможность реализовывать свои идеи дается не каждому.


      Какие моменты в работе вам не нравятся?

      Усталость, которая набирается в ходе бесконечных стрессовых ситуаций, сроков сдачи проектов, непониманий и конфликтов. Нужно постоянно контактировать с людьми и это постепенно точит человека. Нужно иметь запас прочности, чтобы противостоять подобной усталости, и это очень сложно.

      Какими командными инструментами вы пользуетесь?

      Figma, Jira, Notion. Это инструменты больших возможностей. В этом году также мы работаем над своими системами. Первая система — это конструктор, который помогает оформить задачу и отправить ее дизайнеру, а позже получить обратную связь от клиента, когда задача выполняется. В этом году также компания будет делать релиз большого хранилища, которое называется Creative Hub, где будут складываться все дизайнерские материалы. Также мы пользуемся мессенджерами в Telegram.

      Как найти контакт с разработчиком?

      Все просто: это решается диалогом. Я стараюсь держать контакт с сотрудником, с которым я решаю задачу, поэтому сложностей на этом этапе не возникает.


      Встреча прошла в рамках Открытого лектория Школы дизайна НИУ ВШЭ.

      Открытый лекторий — это просветительский и исследовательский проект Школы дизайна, включающий в себя лекции, дискуссии, мастер-классы, встречи с ключевыми теоретиками и историками искусства, дизайнерами, кинорежиссерами, художниками, кураторами и философами. Здесь встречаются практики креативных индустрий и исследователи из академий, молодое и старшее поколение художников и дизайнеров.

      Автор материала: Мэри Келехсаева

        Направление обучения

        Коммуникационный дизайн

        Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

        В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

        Как поступить

        Подробнее

        Дизайн и программирование

        Digital-дизайнер в современном мире должен говорить на одном языке с программистами и маркетологами. Таких специалистов и готовит Школа дизайна НИУ ВШЭ. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования.

        Бакалавриат
        Профили: Дизайн и программирование, Веб-дизайн и продвижение цифрового продукта

        Магистратура
        Профиль: Дизайн и продвижение цифрового продукта

        Дополнительное образование
        Программы: Дизайн и программирование цифрового продукта, Дизайн в цифровой среде

        Как поступить

        Профиль магистратуры

        Арт-дирекшн

        Магистерский профиль «Арт-дирекшн» разработан специально для практикующих дизайнеров, уже обладающих базовыми знаниями и навыками, которые хотят превратиться из просто профессионалов в суперпрофессионалов.

        Во время обучения студенты не только качественно прокачивают свои дизайн-навыки и знакомятся с актуальными дизайн-технологиями, но и получают уникальный опыт, аналогичный работе в реальной дизайн-студии. Погружение в различные профессиональные направления позволяет оперативно получить недостающие знания и компетенции, а также открыть для себя новые грани профессии и соответственно — новые карьерные перспективы.

        Как поступить