Видео и дайджест встречи с Артёмом Фенелоновым, арт-директором Mail.ru Group

В Школе дизайна прошла лекция арт-директора Mail.ru Group Артёма Фенелонова. Разбор ярких кейсов, продуктовый и маркетинговый дизайн, планы на будущее. Студенческая редакция посетила встречу и составила дайджест лекции.

    Спикер

    Артём Фенелонов

    • Работает в дизайне с 2000 года, направление деятельности: веб-дизайн и графическим дизайн.
    • В 2010 году стал дизайнером в Mail.ru Group.
    • В 2011 году назначен арт-директором.
    • В настоящий момент возглавляет группу из 17 дизайнеров.

      Тезисы

      О маркетинговом и продуктовом дизайне

      Маркетинговый дизайн создает образ продукта, который не менее важен, чем сам продукт. Пока продуктовый дизайнер продумывает интерфейс сервиса и дизайн систему для него, отдел маркетинга работает над созданием баннеров для продажи продукта, занимается веб-дизайном, разработкой сувенирной продукции, созданием изображений для презентаций, рассылками по клиентам.

      Задачи маркетингового дизайнера могут быть разными и зависят от потребностей клиента: иногда дизайнеру нужно помочь сервису разработать все с нуля, но бывают также кейсы, где дизайнер работает с готовой айдентикой. Работа над образом продукта на рынке не заканчивается только в отделе маркетингового дизайна, поэтому сотрудники отдела также работают в тесной связке со стратегами, социологами и аналитиками, добиваясь наилучшего результата, чтобы выпустить хороший продукт и следить за его будущим в индустрии.

      О работе с проектами

      Команда Mail.ru работает с несколькими десятками проектов одновременно, при этом задачи бывают разной сложности и комплексности. Один из кейсов, который Артем подробно разобрал — это сервис для путешественников MAPS.ME. Изначально это был стартап разработчика из Минска. Позже это приложение было продано Mail.ru и маркетинговый отдел начал работу над созданием его образа на рынке. MAPS.ME примечателен тем, что может подсказать путешественнику информацию о месте, в котором он находится, без подключения к интернету. Этот сервис может строить целые маршруты, а также подробно рассказывать о различных заведениях на карте. Маркетинговые дизайнеры компании Mail.ru разработали лендинг, баннеры и изображения для рекламной кампании. Результат работы оправдал все ожидания: число пользователей увеличилось в несколько раз, приложение на постоянной основе включают в различные списки лучших сервисов для путешественников.

      Также Артем Фенелонов рассказал о работе своего отдела над аналитической платформой My Tracker. My Tracker — сервис, позволяющий пользователям получать данные об аудитории, которая пользуется их продуктами, таким образом экономя на рекламе. Команда маркетингового дизайна практически с нуля создала айдентику для сервиса, например, дизайнеры изменили исходный логотип на тот, который мы видим сегодня. Также были созданы баннеры, изображения и другие инструменты для рекламного продвижения сервиса.

      Полное видео лекции

      Ответы на вопросы аудитории

      Чем занимается арт-директор?

      Арт-директор контролирует работу всего отдела: распределяет задачи, их приоритетность, следит за их выполнением и отвечает за результат. Он выпускает продукты в жизнь и помогает команде эффективно справляться с многозадачностью и продуктивностью.

      Как осуществляется работа команды над большим количеством проектов?

      В отделе маркетингового дизайна 17 человек, которые пользуются различными инструментами для командной работы, например, сервисом Jira, Notion и Figma. Так, в команде есть люди с абсолютно разными навыками: кто-то делает иллюстрации, кто-то работает в 3D графикой, а кто-то отлично справляется с составлением презентаций. Арт-директор ставит задачи и принимает решения, помогающие распределить задания так, чтобы они соответствовали навыкам отдельного дизайнера, чтобы добиться эффективного результата и помочь специалистам применить свои навыки в нужном направлении. Проблема многозадачности решается так: некоторые проекты являются перманентными, что значит, что их решение приоритетно в данный промежуток времени. Арт-директор распределяет задачи так, чтобы грамотно построить работу над ними и сохранить баланс между отведенным на проект временем и хорошим результатом. Задач очень много и это вопрос навыка, который приобретается со временем: научиться работать с потоком задач, исходя из приоритетов компании.

      Какой навык является главным для дизайнера?

      Очень важна насмотренность. Чем больше дизайнер смотрит проектов, оценивает их, выносит для себя какие-то решения и приёмы, тем больше и лучше он может применять это в своих проектах и показывать высокий уровень профессионализма.

      Где дизайнеру брать вдохновение?

      Этот вопрос каждый решает для себя индивидуально. Многие берут вдохновение из разных известных сервисов, таких как Behance и Dribbble. Для меня лично источником вдохновения является окружающий мир: некоторые решения в проектах я принимаю благодаря тому, что просто вдохновляюсь тем, чем живу.

      Как отдел маркетингового дизайна связан с аналитикой?

      Аналитика помогает отследить дальнейшее будущее проектов, которые выпускает отдел маркетингового дизайна. Это единая цепь, где каждый участник должен понимать, какого результата хочет добиться и какими инструментами он может это сделать. С помощью доступной аналитики можно понять какие решения можно применять в проекте в дальнейшей работе, а также исключить не эффективные продукты, которые были выпущены в ходе проектной работы.

      Как правильно работать с заказчиком?

      Важно настроить диалог с клиентом. Лучший вариант работы с ним — это когда он приходит с четким техническим заданием, которое нужно выполнить, но такое встречается редко. Гораздо чаще дизайнеры сталкиваются с клиентами, которые приходят с абстрактными задачами и не могут объяснить четко, чего они хотят, потому что в их представлении нужный результат еще не оформлен. Работа с такими клиентами начинается в момент, когда вы уже что-то сделали: это помогает клиенту понять, что он точно хочет увидеть в финале. После вы можете вместе продолжить работу к результату, который ему нужен. Если клиент предлагает решение, которое вы считаете не корректным, можно обратиться к брендбуку, который защитит вашу точку зрения как дизайнера.

      Как оставлять комментарии к работе так, чтобы принимать более правильные решения, не опираясь только на свой личные эстетические представления?

      У дизайна есть свои четкие прописанные законы. Дизайн должен работать по четким структурным правилам. Тем не менее, всегда есть места, где вам будут высказывать свои персональные вкусовые ощущения от продукта и здесь будет иметь значение либо ваш авторитет, либо доказательная база, например, обращение к гайдбуку, либо обращение к общим правилам работы дизайна. Представим себе, что есть дизайн система, на которую можно описаться, сетки, уровни стилей текста. Таким образом, есть два пути: либо ты достаточно авторитетен, чтобы принимать верные решения, либо ты опираешься на определенные законы, чтобы привести команду к хорошему решению задачи.

      Какие качества должны быть у хорошего арт-директора?

      Прежде всего, у арт-директора должен быть авторитет и уважение команды. Предполагаю, что мне удалось завоевать это, с помощью личного подхода к каждому члену команды и установлению комфортных условий в нашем коллективе.

      Допустим, вам нужно передать свою должность другому человеку. Каким должен быть кандидат, который займет ваше место?

      Если мне посчастливится сдавать дела другому человеку, прежде всего, я буду смотреть на то, как он будет себя вести с моими людьми. Если человек будет выстраивать с моей командой ту иерархию отношений, в ходе которой моя команда распадется, я буду против его кандидатуры. Если человек, на мой взгляд, будет мудр и лоялен к текущей ситуации, а в дальнейшем будет плавно менять ее в свою сторону, он будет мне очень симпатичен. Мне будет не стыдно уходить, передавая дела профессионалу.

      Что вам больше всего нравится в вашей работе?

      Я придумываю разные идеи. С помощью дизайнеров я могу реализовать то, что есть в моей голове — и это большое счастье. Я могу сказать, что мне очень повезло, но также это то, что заслужено моим трудом. Возможность реализовывать свои идеи дается не каждому.


      Какие моменты в работе вам не нравятся?

      Усталость, которая набирается в ходе бесконечных стрессовых ситуаций, сроков сдачи проектов, непониманий и конфликтов. Нужно постоянно контактировать с людьми и это постепенно точит человека. Нужно иметь запас прочности, чтобы противостоять подобной усталости, и это очень сложно.

      Какими командными инструментами вы пользуетесь?

      Figma, Jira, Notion. Это инструменты больших возможностей. В этом году также мы работаем над своими системами. Первая система — это конструктор, который помогает оформить задачу и отправить ее дизайнеру, а позже получить обратную связь от клиента, когда задача выполняется. В этом году также компания будет делать релиз большого хранилища, которое называется Creative Hub, где будут складываться все дизайнерские материалы. Также мы пользуемся мессенджерами в Telegram.

      Как найти контакт с разработчиком?

      Все просто: это решается диалогом. Я стараюсь держать контакт с сотрудником, с которым я решаю задачу, поэтому сложностей на этом этапе не возникает.


      Встреча прошла в рамках Открытого лектория Школы дизайна НИУ ВШЭ.

      Открытый лекторий — это просветительский и исследовательский проект Школы дизайна, включающий в себя лекции, дискуссии, мастер-классы, встречи с ключевыми теоретиками и историками искусства, дизайнерами, кинорежиссерами, художниками, кураторами и философами. Здесь встречаются практики креативных индустрий и исследователи из академий, молодое и старшее поколение художников и дизайнеров.

      Автор материала: Мэри Келехсаева

        Читайте также

        Школа дизайна НИУ ВШЭ завоевала премию Школа года на конкурсе ADCR Awards 2023

        12 октября завершился очередной конкурсный сезон ADCR Awards. Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь принимала активное участие в конкурсной программе — студенты и кураторы получили золотые, серебряные и бронзовые награды в нескольких номинациях, а Школа дизайна выиграла в специальной номинации премии и стала Школой года!

        Студенты Школы дизайна создали афиши для фестиваля «НЕФОРМАТ»

        Всю первую половину апреля в театре «Современник» проходит фестиваль студенческих спектаклей «НЕФОРМАТ». Афиши для них подготовили студенты Школы дизайна.

        Направление обучения

        Коммуникационный дизайн

        Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

        В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

        Как поступить

        Digital-дизайнер в современном мире должен говорить на одном языке с программистами и маркетологами. Таких специалистов и готовит Школа дизайна НИУ ВШЭ. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования.

        Бакалавриат
        Профили: Дизайн и программирование, Дизайн и продвижение цифрового продукта

        Магистратура
        Профиль: Дизайн и продвижение цифрового продукта

        Дополнительное образование
        Программы: Дизайн и программирование цифрового продукта, Дизайн в цифровой среде

        Как поступить

        Профиль магистратуры

        Арт-дирекшн

        Магистерский профиль «Арт-дирекшн» разработан специально для практикующих дизайнеров, уже обладающих базовыми знаниями и навыками, которые хотят превратиться из просто профессионалов в суперпрофессионалов.

        Во время обучения студенты не только качественно прокачивают свои дизайн-навыки и знакомятся с актуальными дизайн-технологиями, но и получают уникальный опыт, аналогичный работе в реальной дизайн-студии. Погружение в различные профессиональные направления позволяет оперативно получить недостающие знания и компетенции, а также открыть для себя новые грани профессии и соответственно — новые карьерные перспективы.

        Как поступить

        Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.