Студенты направления «Дизайн среды» разработали проект сохранения фабрики Ягужинского

Студенты направления «Дизайн среды» предложат пути сохранения фабрики Ягужинского

В рамках занятий студенты III курса бакалаврского профиля «Дизайн Среды» работали над переосмыслением территории бывшей фабрики Ягужинского в районе села Павловская слобода Истринского района Московской области. О ходе работы и итогах проекта читайте в материале.

О проекте

В рамках учебного проекта III модуля студенты направления «Дизайн среды» общались с теоретиками и практиками урбанистики и вырабатывали пути сохранения и развития исторической территории на материалах реального кейса — фабрики Ягужинского.

Проект реализовывался при содействии администрации Истринского района, которая выступила с инициативой реконструкции ценного объекта культурного наследия. Юлия Шереметова, куратор направления «Дизайн среды», прокомментировала:

«Студентам предлагалось переосмыслить территорию бывшей фабрики Ягужинского, ее зданий и сооружений для существующих нужд Истринского района. В учебную задачу входило как формирование новых смыслов для всего комплекса в целом, так и выявление потенциала существующих объектов, находящихся на территории бывшей фабрики и методов сохранения их архитектурного облика».

Студенты направления «Дизайн среды» предложат пути сохранения фабрики Ягужинского

В планах инициативной группы — превратить Павловскую Слободу в центр притяжения для жителей Москвы и Подмосковья. Обновление и переосмысление пространства бывшей фабрики Ягужинского должно помочь сделать место коммерчески успешным, сохраняя историческое наследие. От студентов ждали свежих идей: образовательный комплекс, этнографический парк, музей — администрация была готова рассмотреть самые разные предложения, в центре которых культурно-образовательный аспект.

Историческая справка

Павловская суконная фабрика была основана Павлом Ивановичем Ягужинским — одним из ближайших сподвижников Петра Великого. С самого начала своего существования фабрика была связана с военными нуждами страны, производила, в том числе, обмундирование для солдат. В 1800 г. она была выкуплена в казну, и перед отменой крепостного права в ней расположили артиллерийские части. В советское время цеха фабрики были переоборудованы — сначала (в 1921 г.) — под выведенный из Кремля артиллерийский склад, затем — в завод по ремонту артиллерийской техники.

Ход работ

В начале февраля в Школу дизайна приехал первый заместитель главы Истринского района Игорь Леонидович Прудников. Он рассказал об истории памятника, особенностях его расположения, о процессе постановки ансамбля на охрану в качестве объекта культурного наследия и о стремлении руководства района сохранить его для потомков.

А уже 21 января группа студентов и преподавателей впервые оказалась на территории фабрики. Экскурсию для них провела ведущий библиотекарь Муниципального учреждения культуры «Павло-Слободский культурно-досуговый комплекс» Екатерина Золотарева.

Работа над проектом виделась кураторам многоплановой: студентам предстояло не только представить цельную концепцию пространства, но и изучить все этапы работы над проектом редевелопмента, понять принципы работы с памятниками культурного наследия, научиться общаться с представителями государственного заказчика и слышать пожелания со стороны разных групп заинтересованных лиц.

Павловская слобода. Фоторепортаж Марии Нигматулиной
Павловская слобода. Фоторепортаж Марии Нигматулиной

Для того, чтобы получить более обширное понимание того, как реализуются такие проекты, группа консультировалась с Научно-учебной лабораторией политических исследований, посещала с экскурсиями объекты, которые можно считать удачными референсами: флигель «Руина» Музея архитектуры им.Щусева (бюро Рождественка) и пространства Электротеатра Станиславский (бюро WOWHAUS), велась работа с архивными материалами, студенты выезжали «в поле», делали замеры.

Итоги

Студенты направления «Дизайн среды» предложат пути сохранения фабрики Ягужинского

Участники проекта подготовили ряд индивидуальных проектов и коллективную презентацию создания на базе фабрики уникального культурно образовательного пространства. Учитывая время создания памятника и другие особенности его истории, главной темой художественного оформления парка и сценариев активностей было предложено выбрать историю и культуру Российской империи после победы в Отечественной войне. Концепция подразумевает сочетание двух основных направлений в деятельности: привлечение посетителей и акселерация культурной и научной жизни.

В рамках этой концепции на территории ансамбля предлагается разместить экспозиционные пространства, местный краеведческий музей, школу бальных танцев, крытую сценическую площадку, костюмерные для аниматоров, рестораны, кафе, антикварные магазины, магазин по продаже саженцев и семян. Для поощрения научно-исследовательской и образовательной деятельности группа предлагает создать межвузовскую инициативу, включающую проведение дискуссий и круглых столов, организовать необходимые для этого пространства, в том числе — библиотеку.

Выработав общую концепцию, студенты Школы дизайна создали ряд проектных предложений по пространствам объектов первой из предлагаемых функций.

Пономарева Татьяна
Пономарева Татьяна
Агамова Алла
Агамова Алла
Агамова Алла
Агамова Алла
Царева Анна
Царева Анна
Ишукова Полина
Ишукова Полина
Ишукова Полина
Ишукова Полина
Ишукова Полина
Ишукова Полина
Богдан Феофанов
Богдан Феофанов
Гулова Анастасия
Гулова Анастасия
Гулова Анастасия
Гулова Анастасия
Гулова Анастасия
Гулова Анастасия
  • Пономарева Татьяна. Бальный зал
  • Агамова Алла. Дворец бракосочетания в Инструментальном корпусе
  • Царева Анна. Детский центр развития и творчества
  • Гулова Анастасия. Творческое пространство и бар
  • Ишукова Полина. Театральное пространство
  • Хабибайт Гусейнова. Краеведческий музей
  • Богдан Феофанов. Хореографическая школа

Татьяна Пономарева и Богдан Феофанов предложили сделать один из корпусов «танцевальным», в том числе, чтобы развивать направление реконструкции балов. Алла Агамова спланировала пространство для Дворца бракосочетаний.

«Исследование округа выявило, что в радиусе 25 км от фабрики находятся два ЗАГСа: загруженный и недоступный в Барвихе и требующий капитального ремонта в городе Истра», — Алла Агамова.

Полина Ишукова предложила разместить в одном из корпусов экспериментальный театр. «Многофункциональная театральная площадка — место, объединяющее всех посетителей образовательного комплекса в Павловской слободе. Новое пространство может быть использовано для проведения любой концертной деятельности», — комментирует она.

Хабибайт Гусейнова разрабатывала пространство Краеведческого музея, который, по задумке, может быть расположен в правом крыле ткацкого корпуса. Основная цель пространства — грамотный симбиоз постоянных экспозиций с временными выставками сторонних музеев.

Проектный подход лежит в основе образовательных программ Школы дизайна. В конце каждого учебного модуля студент защищает свой проект перед экзаменационной комиссией. Начиная с фантазийных проектов на I курсе, студенты-старшекурсники переходят к работе с реальными брифами. Это позволяет максимально погрузиться в реалии профессии, выстроить первые контакты с потенциальными работодателями и заказчиками. В студенческом портфолио на сайте Школы дизайна можно посмотреть проекты всех студентов и проследить профессиональный прогресс каждого.

Направление обучения

Дизайн среды

В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации. Пойти учиться на дизайнера среды — значит, получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить