По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
В рамках занятий студенты III курса бакалаврского профиля «Дизайн Среды» работали над переосмыслением территории бывшей фабрики Ягужинского в районе села Павловская слобода Истринского района Московской области. О ходе работы и итогах проекта читайте в материале.
В рамках учебного проекта III модуля студенты направления «Дизайн среды» общались с теоретиками и практиками урбанистики и вырабатывали пути сохранения и развития исторической территории на материалах реального кейса — фабрики Ягужинского.
Проект реализовывался при содействии администрации Истринского района, которая выступила с инициативой реконструкции ценного объекта культурного наследия. Юлия Шереметова, куратор направления «Дизайн среды», прокомментировала:
«Студентам предлагалось переосмыслить территорию бывшей фабрики Ягужинского, ее зданий и сооружений для существующих нужд Истринского района. В учебную задачу входило как формирование новых смыслов для всего комплекса в целом, так и выявление потенциала существующих объектов, находящихся на территории бывшей фабрики и методов сохранения их архитектурного облика».
В планах инициативной группы — превратить Павловскую Слободу в центр притяжения для жителей Москвы и Подмосковья. Обновление и переосмысление пространства бывшей фабрики Ягужинского должно помочь сделать место коммерчески успешным, сохраняя историческое наследие. От студентов ждали свежих идей. Образовательный комплекс, этнографический парк, музей — администрация была готова рассмотреть самые разные предложения культурно-образовательного аспекта.
Павловская суконная фабрика была основана Павлом Ивановичем Ягужинским — одним из ближайших сподвижников Петра Великого. С самого начала своего существования фабрика была связана с военными нуждами страны, производила в том числе обмундирование для солдат. В 1800 г. она была выкуплена в казну, а перед отменой крепостного права в ней расположили артиллерийские части. В советское время цеха фабрики были переоборудованы — сначала (в 1921 г.) — под выведенный из Кремля артиллерийский склад, затем — в завод по ремонту артиллерийской техники.
В начале февраля в Школу дизайна приехал первый заместитель главы Истринского района Игорь Леонидович Прудников. Он рассказал об истории памятника, особенностях его расположения, о процессе постановки ансамбля на охрану в качестве объекта культурного наследия и о стремлении руководства района сохранить его для потомков.
А уже 21 января группа студентов и преподавателей впервые оказалась на территории фабрики. Экскурсию для них провела ведущий библиотекарь Муниципального учреждения культуры «Павло-Слободский культурно-досуговый комплекс» Екатерина Золотарева.
Работа над проектом виделась кураторам многоплановой: студентам предстояло не только представить цельную концепцию пространства, но и изучить все этапы работы над проектом редевелопмента, понять принципы работы с памятниками культурного наследия, научиться общаться с представителями государственного заказчика и слышать пожелания со стороны разных групп заинтересованных лиц.
Для того, чтобы получить более обширное понимание того, как реализуются такие проекты, группа консультировалась с Научно-учебной лабораторией политических исследований, посещала с экскурсиями объекты, которые можно считать удачными референсами: флигель «Руина» Музея архитектуры им.Щусева (бюро Рождественка) и пространства Электротеатра Станиславский (бюро WOWHAUS). Велась работа с архивными материалами, студенты выезжали «в поле», делали замеры.
Участники проекта подготовили ряд индивидуальных проектов и коллективную презентацию создания на базе фабрики уникального культурно образовательного пространства. Учитывая время создания памятника и другие особенности его истории, главной темой художественного оформления парка и сценариев активностей было предложено выбрать историю и культуру Российской империи после победы в Отечественной войне. Концепция подразумевает сочетание двух основных направлений в деятельности: привлечение посетителей и акселерация культурной и научной жизни.
В рамках этой концепции на территории ансамбля предлагается разместить экспозиционные пространства, местный краеведческий музей, школу бальных танцев, крытую сценическую площадку, костюмерные для аниматоров, рестораны, кафе, антикварные магазины, магазин по продаже саженцев и семян. Для поощрения научно-исследовательской и образовательной деятельности группа предлагает создать межвузовскую инициативу, включающую проведение дискуссий и круглых столов, организовать необходимые для этого пространства, в том числе — библиотеку.
Выработав общую концепцию, студенты Школы дизайна создали ряд проектных предложений по пространствам объектов первой из предлагаемых функций.
Татьяна Пономарева и Богдан Феофанов предложили сделать один из корпусов «танцевальным» — в том числедля того, чтобы развивать направление реконструкции балов. Алла Агамова спланировала пространство для Дворца бракосочетаний.
«Исследование округа выявило, что в радиусе 25 км от фабрики находятся два ЗАГСа: загруженный и недоступный в Барвихе и требующий капитального ремонта в городе Истра», — Алла Агамова.
Полина Ишукова предложила разместить в одном из корпусов экспериментальный театр. «Многофункциональная театральная площадка — место, объединяющее всех посетителей образовательного комплекса в Павловской слободе. Новое пространство может быть использовано для проведения любой концертной деятельности», — комментирует она.
Хабибайт Гусейнова разрабатывала пространство Краеведческого музея, который, по задумке, может быть расположен в правом крыле ткацкого корпуса. Основная цель пространства — грамотный симбиоз постоянных экспозиций с временными выставками сторонних музеев.
Проектный подход лежит в основе образовательных программ Школы дизайна. В конце каждого учебного модуля студент защищает свой проект перед экзаменационной комиссией. Начиная с фантазийных проектов на I курсе, студенты-старшекурсники переходят к работе с реальными брифами. Это позволяет максимально погрузиться в реалии профессии, выстроить первые контакты с потенциальными работодателями и заказчиками. В студенческом портфолио на сайте Школы дизайна можно посмотреть проекты всех студентов и проследить профессиональный прогресс каждого.
Направление обучения
Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: архитекторы и дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, здания и ландшафты.
Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.