По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Париж. Индустриальные мрачные пейзажи. Забрызганные переулки, неоновый свет, дрожащие, мигающие лампы в темноте. Маргиналы, трансы, наркотики, гей-бары. Отчаяние, наслаждение и большая зияющая дыра боли.
Нам никогда не забыть крики Алекс, главной героини самого известного фильма хулигана кинематографа — Гаспара Ноэ «Необратимость», где сыграли такие значимые лица во французском кино как Венсан Кассель, Моника Беллуччи и Альбер Дюпонтель.
Фильм был снят в 2002 году, в новой эпохе, в новом времени, где уже царили другие правила и устои. Ноэ, конечно же, произвел шок на Каннском кинофестивале, спровоцировав около 250 человек. Но чем же он шокировал? Сам Гаспар Ноэ в одном из интервью признался, что раз многие покинули кинопоказ, то его идея удалась, фильм выиграл. Гений Ноэ заставляет многих восхищаться работами режиссера, а многих заставляет впасть в депрессию и страх.
Итак, «Необратимость», на первый взгляд, — это рассказ в рассказе, это история о том, как один неосторожный поступок может круто перечеркнуть жизнь. Алекс решила поехать домой раньше мужа, Маркуса. Не подумав о вещем сне, о странных знаках и увереньях Пьера пойти с ней, она спускается в холодный, буквально фантасмагорический красный переход, перед ней разверзается ад. Чудовищное насилие маргинала-гомосексуалиста Пеньяра перечеркивает все то, что было до этого. Жизнь не вернуть. Время необратимо.
Фильм называется так, потому что Гаспар Ноэ рассказывает зрителю о времени как о доминанте. Время жидкое, оно коварное эфемерное существо. Если упустишь его или пойдешь против, оно будет мстить. Время и сон играют главенствующую роль в фильме, потому что все находится в напряженной дымке. Это нереально. «Такого не может быть на самом деле», — скажут многие. Это в какой-то степени правда. Приглядитесь к деталям. Плакаты, постеры, книги, кричат : «Очнись, это жизнь, сумасшедший трип!». Да, есть такое предположение. Время гибкое, оно может нас вернуть к началу, может унести нас в будущее, но что же сейчас? Настоящее максимально отчуждено, а в прошлом есть жизнь, эмоции, история. В памяти хорошо сохраняются только два эпизода: сцена в тоннеле и сцена на газоне. Настоящее размыто, а будущее такое сладкое. Это один из удачных ходов режиссера. Он рассказывает историю насилия, углубляясь в материю мироздания и уходит далеко в философию.
Еще одним главным инструментом режиссера в фильме является нелинейное повествование. Точнее, линейное, но реверсивное. История разворачивается от конца и продвигается к началу, заглядывая глазком в будущее.
Можно смотреть этот фильма иначе, как было сказано выше, так, что нереально и страшные события — это плод фантазии беременной Алекс, или будущее — это добрый и зеленый мир, в которой хотела бы оказаться героиня, не претерпев ужасного в реальной жизни. Гипотез много, но ответ один. Но он под большим вопросом. Реверсивный метод очень хорошо помогает собирать повествование в неоднозначную историю. Зритель по кусочкам скрепляет пазл, он заинтригован, ведь он не знает следующих ходов героев, а они, в свою очередь, все хорошо знают, даже, я бы сказал, очень. Таким образом режиссер держит в секрете многие мотивы в повествовании, давая возможность зрителю непосредственно взаимодействовать с иным пространством, с параллельным миром, столкнуться с жесткими реалиями обратной стороны Парижа.
Реалии жестоки. Однако возникает вопрос: а кто же виновен во всей этой истории? Это Пеньяр, Алекс, Маркус, который повел себя глупо? А, может, это вообще Пьер? Алекс виновата в том, что, во-первых вышла ночью в откровенном коротком, нарочито сексуальном платье на улицу, во-вторых, спустилась в тоннель, где происходили уже на тот момент страшные события. Пеньяр ссорился с трансвеститом Геруньей. И тут Алекс вместо того, чтобы убежать, уйти, просто стояла, ничего не предпринимала, смотря на эту парочку. Это может показаться нелогичным с ее стороны.
Насильник. Что это за личность? Гаспар Ноэ говорил, что вся Европа изнасилована приезжими. Многие не замечают этой детали, но Пеньяр — араб. Гаспар показал свою неприязнь к ним. В мирную, красивую Францию буквально врываются неотесанные варвары, некультурные обезьяны и разрушают все прекрасное. Пьер виновен в том, что убил не того, он убил не настоящего насильника, а Маркус виновен в безумном и отчаянном дебоширстве. Но его можно понять. Он пытался отомстить. Случай, судьба, время и проблема мигрантов — вот настоящие виновники этой истории. Они соединились в фатум и вклинились в жизни обычных парижан, чтобы, возможно, устроить для них что-то вроде Страшного Суда. Они ждет возмездие за грехи..
Если внимательно посмотреть «Необратимость», то, несомненно, вспомнятся и другие фильмы на подобную тематику и проблематику. Одним из таких примеров является самый первый полнометражный фильм-эксперимент Гаспара Ноэ — «Один против всех», где рассказывается история о жизни мясника, о насилии, о сексе и запретных мыслях об инцесте. И «Необратимость» продолжает эту нить, рассказывая зрителю почти о том же, но в более мрачном и глубоком ключе. Вообще Ноэ вдохновляется фильмами новой волны 60-х и творчеством Тарантино, и можно сказать, что во многих работах мастеров можно найти аллюзии на «Необратимость». К примеру, проблема мести мастерски воплощается у Тарантино в «Убить Билла 1 и 2», хотя по стилистике, атмосфере и общему настроению эти два фильма резко отличаются от фильма Ноэ.
Что же он в итоге хотел сказать этой работой? В чем главная мысль? «Не ходите, детки, ночью в пустой переход» — это одно. Но еще, что судьба и время — коварные штуки, с которыми человеку опасно играть в кошки-мышки. Сценой изнасилования режиссер хотел донести мысль о том, что же на самом деле происходит с Францией, с Европой в целом. Жестокость и жесткость — это неотделимые частички нашего мира и того мирка, в котором мы существуем, в котором нам уютно и безопасно находиться. Да, надо понимать, что нам никак не отделаться от страха и от опасностей, которые таятся на каждом повороте, в каждом переулке. Нам надо быть готовыми к встрече со страхом, жесткостью, судьбой и временем. А когда наступит наш черед — неизвестно. Может, завтра, а, может, и через много-много лет.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.