Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

15 февраля в галерее HSE ART Gallery прошло 4 сеанса перформанса «Бассейн», полностью поставленного внутри популярной игры-симулятора жизни Sims. В основе сюжета — пьеса А. Н. Островского «Бесприданница». Студенческая редакция посетила мероприятие и взяла комментарий у режиссера.

Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

В самом просторном зале галереи зрителей окружили 3 проекционных экрана, свет погас и появился стандартный для игры Sims экран загрузки. Заиграла музыка, на экранах стал отображаться процесс создания действующих лиц пьесы. Этот нехитрый приём в начале игры позволил породниться с только что созданными аватарами. Хоть поиграть зрителям и не дали, само наблюдение за созданием персонажей сразу вовлекло в действие на экране. С первых кадров комичность ситуации с одеванием-раздеванием Ларисы Дмитриевны Огудаловой и другие манипуляции с персонажами намекали на замысел перфоманса.

Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

Со школы многие помнят, что «Бесприданница» Островского — о проблеме «рационализации» человеческих отношений, о беспощадном поиске выгоды. Островский показывал, что брак — не средство обогащения, а чужие чувства — не источник тщеславия. Мораль совершенно очевидная и поверхностная для людей современной западной культуры, ведь сейчас мало кто насильно выдаёт дочерей замуж (хотя исключения бывают), но в XIX веке проблема представала острой и актуальной. Перед постановщиками перфоманса стояла задача впечатлить зрителя этим базовым сюжетом, и им это однозначно удалось.

История создания

Премьера «Бесприданницы» в Малом театре состоялась 10 ноября 1878 года и закончилась провалом. Современные исследователи называют причиной такой реакции новаторство пьесы и непростые взаимоотношения между Островским и широкой публикой.

Пьеса оказалась гармонично совмещена с Sims, симулятором жизни, условности которого предстают комичными из-за своей откровенной прямолинейности в упрощении реальных ситуаций.

Самые главные события: рождение, любовь, дружба, брак — всё это делается нажатием кнопки в меню. Запоминается, например, момент приглашения Паратовым остальных героев на пикник — компания была выбрана и отредактирована в меню парой кликов. Игроки не замечают абсурда, но в том и суть искусства, чтобы поместить что-то привычное в новый контекст. Нельзя даже упрекнуть авторов в скупости форм. Простое техническое исполнение и малое количество приемов напоминает своеобразный цифровой реди-мейд, передает стремление к простоте метафоры. Постановка сцен, декорации, реплики «актёров» не акцентируют на себе внимание. Внимание зрителя концентрируется на контексте, в котором оказалась классическая пьеса Островского.

«Бассейн»

Перфоманс «Бассейн» был создан в рамках театральной лаборатории «Смещение» в Театре на Таганке, в которой в 2019 году приняли участие Лина Хасанова и Эмилия Кивелевич. Условием лаборатории было создание спектакля без живых актёров.

Цель симуляции в видеоиграх — донести опыт, подобный реальному, широкой массе игроков. Мало кто в реальной жизни отправляется на войну или исследует другие планеты. Можно утверждать, что в погоне за новым опытом в игры и играют. А Sims предлагает много возможностей для управления жизнью виртуального человека. Так что же эта игра имеет общего с «Бесприданницей»?

Комбинация геймплея Sims с сюжетом «Бесприданницы» обнажила не столь очевидную негативную коннотацию видеоигровых условностей. Можно точно обнаружить в произведении Островского этические вопросы о семейных ценностях и хрупкости человеческой жизни и свободы. Но параллель между пьесой и видеоигрой выявляет, что те же этические вопросы применимы и к Sims. Игрок манипулирует своим персонажем, беспрекословно повинующимся: женит — как хочет, ведет — куда хочет, занимается с ним — чем хочет. Трагическая судьба женщины в XIX веке повторяется прямо на экране, а зритель в это время может вспомнить о не самом лучшем своём обращении с персонажем Sims.

Интересной находкой является пространство перфоманса — 3 экрана, одновременно транслирующих разные сцены с героями. Когда действие переносится в другое пространство, всё ещё можно наблюдать за всеми героями повествования. Другое новшество, однако, только усложняет восприятие — голоса героев сильно искажены и даже субтитры — нечитаемых цветов, так что иногда понимание выстраивалось эмоционально-интуитивно, а не рационально. Высокий темп повествования ближе к концу успел вымотать многих зрителей, развязку ожидали с нетерпением.

Пьеса в исполнении цифровых людей движется к завершению и внезапно — концовка изменена. Лариса Огудалова погибает не от выстрела отчаявшегося супруга, но тонет в его бассейне, который все 30 минут перфоманса находился на центральном экране, но никак не был задействован. По словам Эмилии, постановщика перфоманса, такая смерть обусловлена ограничениями видеоигры, в которой нельзя совершить убийство руками персонажа, однако создатели «Бассейна» обошли это правило и придали развязке новый смысл: жених Карандышев, желавший спрятать свою невесту от конкурентов, убил ее, построив забор вокруг бассейна, который и не дал Ларисе Дмитриевне вылезти.

Лина Хасанова
Лина Хасанова
Эмилия Кивелевич
Эмилия Кивелевич

Лина Хасанова — художник и сценограф, конструирует пространства, работает с инсталляцией, живописью и видеоартом.

Эмилия Кивелевич — режиссёр спектакля, также срежиссировала интерактивные спектакли «Пробка мира» и «Вне времени», участник театральных лабораторий.

«В какой-то момент мы сильно привязались к персонажам, и когда мне нужно было убивать Ларису (это было ночью), я поняла что не могу это сделать. Тут же я создала второго персонажа, тоже Ларису, наладила её отношения с нужными персонажами, чтобы алгоритм игры принял дублёра за настоящую. Следующим утром мы с Линой убили Ларису-дублёра, а настоящая до сих пор живёт в моём компьютере. Что удивительно, все персонажи пришли на её похороны и не заметили подмены», — Эмилия Кивелевич, режиссёр.

Последнее ружьё выстрелило, и титры оставляют нас наедине с музыкой. Группа СБПЧ в музыкальном сопровождении скандировала: «У нас есть всё, хватит на всех!». Перформанс не оставил равнодушным. Нельзя с уверенностью сказать, была ли глубокая проработка концепции или в некоторых моментах интерпретация оказалась случайной, но это всегда является открытым вопросом, когда речь идёт о современном искусстве. Заставить полный зал полчаса смотреть запись игрового процесса Sims с неприятным звуком и отсутствием многих элементов художественной выразительности, за которые многие любят театр, — это дорогого стоит. Эмилии Кивелевич и Лине Хасановой успешно удалось соединить в работе классическую пьесу и нестандартный формат подачи, что заставляет с интересом ждать их следующих работ.

Материал подготовлен при участии Студенческой редакции.

Автор: Артемий Гуслиcтов

Читайте также

Самшит. Персональная выставка Алексея Рюмина

Не знаем, о чём уж вы там подумали, прочитав слово «самшит»... Но выставка Алексея Рюмина посвящена одноимённому кустарнику, который для него является метафорой человеческих состояний, меняющихся под воздействием закона. Проект преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ будет представлен в «Галерее Электрозавод» с 18 по 28 июля.

Опен-колл выставки «Вода в искусстве. Вода в усадьбе»

Музей-заповедник «Архангельское» запускает опен-колл на выставку «Вода в искусстве. Вода в усадьбе». В экспозиции будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из собрания Музея, а также работы молодых художников, созданные специально для проекта.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.

HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.