Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

15 февраля в галерее HSE ART Gallery прошло 4 сеанса перформанса «Бассейн», полностью поставленного внутри популярной игры-симулятора жизни Sims. В основе сюжета — пьеса А. Н. Островского «Бесприданница». Студенческая редакция посетила мероприятие и взяла комментарий у режиссера.

Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

В самом просторном зале галереи зрителей окружили 3 проекционных экрана, свет погас и появился стандартный для игры Sims экран загрузки. Заиграла музыка, на экранах стал отображаться процесс создания действующих лиц пьесы. Этот нехитрый приём в начале игры позволил породниться с только что созданными аватарами. Хоть поиграть зрителям и не дали, само наблюдение за созданием персонажей сразу вовлекло в действие на экране. С первых кадров комичность ситуации с одеванием-раздеванием Ларисы Дмитриевны Огудаловой и другие манипуляции с персонажами намекали на замысел перфоманса.

Что общего у «Бесприданницы» и Sims?

Со школы многие помнят, что «Бесприданница» Островского — о проблеме «рационализации» человеческих отношений, о беспощадном поиске выгоды. Островский показывал, что брак — не средство обогащения, а чужие чувства — не источник тщеславия. Мораль совершенно очевидная и поверхностная для людей современной западной культуры, ведь сейчас мало кто насильно выдаёт дочерей замуж (хотя исключения бывают), но в XIX веке проблема представала острой и актуальной. Перед постановщиками перфоманса стояла задача впечатлить зрителя этим базовым сюжетом, и им это однозначно удалось.

История создания

Премьера «Бесприданницы» в Малом театре состоялась 10 ноября 1878 года и закончилась провалом. Современные исследователи называют причиной такой реакции новаторство пьесы и непростые взаимоотношения между Островским и широкой публикой.

Пьеса оказалась гармонично совмещена с Sims, симулятором жизни, условности которого предстают комичными из-за своей откровенной прямолинейности в упрощении реальных ситуаций.

Самые главные события: рождение, любовь, дружба, брак — всё это делается нажатием кнопки в меню. Запоминается, например, момент приглашения Паратовым остальных героев на пикник — компания была выбрана и отредактирована в меню парой кликов. Игроки не замечают абсурда, но в том и суть искусства, чтобы поместить что-то привычное в новый контекст. Нельзя даже упрекнуть авторов в скупости форм. Простое техническое исполнение и малое количество приемов напоминает своеобразный цифровой реди-мейд, передает стремление к простоте метафоры. Постановка сцен, декорации, реплики «актёров» не акцентируют на себе внимание. Внимание зрителя концентрируется на контексте, в котором оказалась классическая пьеса Островского.

«Бассейн»

Перфоманс «Бассейн» был создан в рамках театральной лаборатории «Смещение» в Театре на Таганке, в которой в 2019 году приняли участие Лина Хасанова и Эмилия Кивелевич. Условием лаборатории было создание спектакля без живых актёров.

Цель симуляции в видеоиграх — донести опыт, подобный реальному, широкой массе игроков. Мало кто в реальной жизни отправляется на войну или исследует другие планеты. Можно утверждать, что в погоне за новым опытом в игры и играют. А Sims предлагает много возможностей для управления жизнью виртуального человека. Так что же эта игра имеет общего с «Бесприданницей»?

Комбинация геймплея Sims с сюжетом «Бесприданницы» обнажила не столь очевидную негативную коннотацию видеоигровых условностей. Можно точно обнаружить в произведении Островского этические вопросы о семейных ценностях и хрупкости человеческой жизни и свободы. Но параллель между пьесой и видеоигрой выявляет, что те же этические вопросы применимы и к Sims. Игрок манипулирует своим персонажем, беспрекословно повинующимся: женит — как хочет, ведет — куда хочет, занимается с ним — чем хочет. Трагическая судьба женщины в XIX веке повторяется прямо на экране, а зритель в это время может вспомнить о не самом лучшем своём обращении с персонажем Sims.

Интересной находкой является пространство перфоманса — 3 экрана, одновременно транслирующих разные сцены с героями. Когда действие переносится в другое пространство, всё ещё можно наблюдать за всеми героями повествования. Другое новшество, однако, только усложняет восприятие — голоса героев сильно искажены и даже субтитры — нечитаемых цветов, так что иногда понимание выстраивалось эмоционально-интуитивно, а не рационально. Высокий темп повествования ближе к концу успел вымотать многих зрителей, развязку ожидали с нетерпением.

Пьеса в исполнении цифровых людей движется к завершению и внезапно — концовка изменена. Лариса Огудалова погибает не от выстрела отчаявшегося супруга, но тонет в его бассейне, который все 30 минут перфоманса находился на центральном экране, но никак не был задействован. По словам Эмилии, постановщика перфоманса, такая смерть обусловлена ограничениями видеоигры, в которой нельзя совершить убийство руками персонажа, однако создатели «Бассейна» обошли это правило и придали развязке новый смысл: жених Карандышев, желавший спрятать свою невесту от конкурентов, убил ее, построив забор вокруг бассейна, который и не дал Ларисе Дмитриевне вылезти.

Лина Хасанова
Лина Хасанова
Эмилия Кивелевич
Эмилия Кивелевич

Лина Хасанова — художник и сценограф, конструирует пространства, работает с инсталляцией, живописью и видеоартом.

Эмилия Кивелевич — режиссёр спектакля, также срежиссировала интерактивные спектакли «Пробка мира» и «Вне времени», участник театральных лабораторий.

«В какой-то момент мы сильно привязались к персонажам, и когда мне нужно было убивать Ларису (это было ночью), я поняла что не могу это сделать. Тут же я создала второго персонажа, тоже Ларису, наладила её отношения с нужными персонажами, чтобы алгоритм игры принял дублёра за настоящую. Следующим утром мы с Линой убили Ларису-дублёра, а настоящая до сих пор живёт в моём компьютере. Что удивительно, все персонажи пришли на её похороны и не заметили подмены», — Эмилия Кивелевич, режиссёр.

Последнее ружьё выстрелило, и титры оставляют нас наедине с музыкой. Группа СБПЧ в музыкальном сопровождении скандировала: «У нас есть всё, хватит на всех!». Перформанс не оставил равнодушным. Нельзя с уверенностью сказать, была ли глубокая проработка концепции или в некоторых моментах интерпретация оказалась случайной, но это всегда является открытым вопросом, когда речь идёт о современном искусстве. Заставить полный зал полчаса смотреть запись игрового процесса Sims с неприятным звуком и отсутствием многих элементов художественной выразительности, за которые многие любят театр, — это дорогого стоит. Эмилии Кивелевич и Лине Хасановой успешно удалось соединить в работе классическую пьесу и нестандартный формат подачи, что заставляет с интересом ждать их следующих работ.

Материал подготовлен при участии Студенческой редакции.

Автор: Артемий Гуслиcтов

Читайте также

Дипломный проект выпускника Школы дизайна взял Гран-при кинофестиваля «Святая Анна»

31-й Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» прошёл в Москве с 12 по 17 апреля 2024 года. Выпускник мастерской Ивана И. Твердовского на профиле «Экранные искусства» Николай Коваленко получил гран-при за свой дипломный проект «Лелера», а фильм его одногруппницы Алины Сорокиной выиграл приз киноконцерна Мосфильм.

Открыт приём заявок на участие в арт-резиденции в Пушкинском музее

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина принимает заявки до 15 декабря 2024 года на участие в художественной резиденции в Мастерской Эдуарда Штейнберга. Под кураторством нашей аспирантки и сотрудника музея Анны Зиновьевой резидент, проживая в Тарусе, будет исследовать творческое наследие художника и погружаться в местный контекст. Итогом станет художественный проект, реализованный в Мастерской.

Образовательное направление «ART ВЫШКА. Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство», «Ивент. Театр. Перформанс», «Дизайн и современное искусство» и «Кураторство и арт-менеджмент».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Практики современного искусства», «Современная живопись», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт», «Фотография» и «Практики кураторства в современном искусстве».

Как поступить

О галерее

HSE ART GALLERY

Галерея современного искусства на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ — место для развития и поддержки молодого искусства.

HSE ART GALLERY была основана в 2018 году, как место, главная задача которого — помогать студентам совершать первые профессиональные шаги. Вместе с тем мы делаем шаг в сторону сотрудничества с внешними художниками и кураторами, начиная выстраивать партнерство с другими галереями и платформами. С 2024 года галерея существует на двух площадках: в кампусе Школы дизайна на Малой Пионерской и на территории ЦСИ Винзавод.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.