Книга «Эпоха Вермеера. Загадочный гений Барокко и заря Новейшего времени»

Издательство АСТ выпустило книгу преподавателя Школы дизайна Александры Першеевой. Книга уже доступна в печатном варианте, совсем скоро ожидается аудио и электронная версия. О чем и для кого она? Рассказывает автор.

Иллюстрация: АСТ
Иллюстрация: АСТ

На книжных прилавках скоро появится книга Александры Першеевой «Эпоха Вермеера. Загадочный гений Барокко и заря Новейшего времени», в скором времени также выйдут полная электронная версия и аудио-книга в исполнении автора.

Александра рассказала, как складывалась работа над рукописью и чем гений Барокко близок сегодняшнему дню.

зав. кафедрой «История искусств» в Школе дизайна, кандидат искусстоведения, исследователь, видеохудожник

Тема и название

Иллюстрация: АСТ
Иллюстрация: АСТ

О чем эта книга? О поисках гармонии и равновесия, об искусстве, которое приводит внутренний мир в порядок.

Поначалу мы думали о названии «Время Вермеера», потому что она, разумеется, в первую очередь рассказывает историю художника Йоханнеса Вермеера, и его фигура не может быть правильно понята вне контекста, вне разговора об его эпохе и тех изменениях, которые происходили в Европе XVII века.

Работа над книгой

Работа велась долго, и если на первоначальном этапе было важно собрать как можно больше информации фактологического плана (вы почувствуете это, увидев наши две сотни сносок и примечаний), то потом на передний план вышли размышления об особенном эстетическом воздействии картин Вермеера, об их секрете, о том, что притягивает и не отпускает.

Смыслы

Еще в те годы, когда я училась на Факультете искусств МГУ, мне казалось, что самым важным для искусствоведа вопросом можно назвать «почему это шедевр?». Мало описать ту или иную картину или узнать факты биографии художника, важно подобрать ключ к этой загадке, найти действующий механизм, который запускает в зрителе эстетическое переживание. Что такого особенного в этих картинах Вермеера? Именно об этом настоящая книга.

Еще один аспект, находящийся в центре внимания: почему Вермеер важен для нас именно сейчас. Если первые 9 глав посвящены искусству Голландии XVII века, то 10-я — о современном искусстве. Да, понимаю, это немного спекулятивно, такая «игра в бисер», а все же интересно проследить связи между искусством великого голландца с живописью XX века. Впрочем, не только с живописью.

Главным же итогом этой книги, я надеюсь, станет особенное ощущение умиротворения, которое чувствуешь, когда солнечным утром выглядываешь из окна, слышишь голоса в просыпающемся городе, чувствуешь мягкое дуновение на своем лице. С помощью специфических композиционных и колористических приемов Вермеере создает именно такое настроение. Эти картины помогают собраться, успокоиться, укрепиться в себе, преодолеть свойственное многим из нас чувство тревоги и «онтологической надтреснутости», увидеть все в ясном свете дня. В этом смысле теперь, как никогда, — время Вермеера.

Читайте также

О теологии и искусстве

Всегда лили современное искусство стоит на антиклерикальных позициях? Можно ли прочитать евангельские тексты как сюжеты (в том числе) о технике? Возможен ли новый проект искусства, возвращающего связь с сакральным? Александр Писарев рассказывает об одном из выпуском «Художественного журнала», посвященном теме художественной теологии.

Опен-колл в TJ-лабораторию: музыкально-темпоральные эксперименты

С 31 января по 14 февраля будет работать лаборатория «TJ-lab: музыкально-темпоральные эксперименты». Объявляем опен-колл в ти-джеинг лабораторию для первых 12 участников. Ждем всех, кто хотел бы глубже понимать современную метафизику и философию и перезапустить это знание в практической плоскости — создать музыкальный инструмент и поучаствовать в свободной импровизации. Подать заявки можно до 24 января.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства.В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать один из образовательных профилей: «Дизайн и современное искусство», «Экранные искусства», «Саунд-арт и саунд-дизайн», «Концепт-арт и цифровое искусство».

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись», «Перформанс», Sound Art & Sound Studies, «Видеоарт» и «Практики современного искусства». Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами.

Как поступить

Аспирантская школа по искусству и дизайну — программа нового формата, которая открывает нашим студентам и выпускникам возможности профессионального развития не только в сфере академических исследований или преподавания, но и в сфере социокультурного проектирования. Наряду с получением исследовательских компетенций и написанием диссертации обучение в аспирантуре позволит освоить прикладные навыки проектной работы в сфере культуры.

Как поступить

Профиль магистратуры

Современная живопись

Студенты магистерского профиля «Современная живопись» становятся профессиональными художниками, работающими в разных жанрах и форматах современной живописи. Куратор профиля — художник Владимир Потапов.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.