Музыкальный перформанс студентов и преподавателей Школы дизайна

Музыкальный перформанс студентов и преподавателей Школы дизайна

В середине мая в онлайн-формате прошёл третий фестиваль факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Telling Stories. В рамках программы фестиваля студенты и преподаватели направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» представили свои работы в звуковой галерее, провели лекции, а также выступили в концертном блоке live-программы. Чем такой онлайн-формат мероприятия отличается от традиционного и что получилось в итоге, рассказывают участники проекта.

В конце четвертого модуля студенты должны были выступить с коллективным оффлайн концертом. Из-за пандемии концерт в традиционном формате стал невозможен, но руководители направления не стали отказываться от идеи публичного мероприятия.

«Когда студент осознаёт, что этот проект реальный и его произведения увидит и будет оценивать неподготовленная и не всегда доброжелательная публика, он начинает работать иначе, навыки приобретаются быстрее, появляется больше сосредоточенности» , — комментирует руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна, Андриеш Гандрабур.

Новый формат удалось придумать достаточно быстро, так как ещё до карантина, кроме концерта, решено было сделать серию открытых саунд-джемов для студентов, преподавателей и музыкантов.

«Мы часто слышали вопросы от студентов, касающиеся взаимодействия в сценической практике, и решили представить общую программу на одной сцене вместе с Андриешем Гандрабуром, руководителем направления „Саунд-арт и саунд-дизайн“ и Евгением Вороновским, преподавателем профиля в Школе дизайна. У каждого из нас есть большой опыт участия в разных проектах, но на одной сцене мы никогда не пересекались», — рассказал об идее проекта Григорий Шмидко, саунд-дизайнер, звукорежиссёр и технический наставник направления «Саунд-арт и саунд-дизайн».

Концерт, вошедший в live-программу фестиваля, состоял из трех импровизированных актов и проходил в реальном времени на сцене Театрального центра на Страстном. Проект дал уникальный опыт и зрителям, и участникам. Помимо творческих и теоретических навыков, студенты погрузились в технические аспекты работы, которые являются неотъемлемой частью реализации любого проекта художника, и получили опыт взаимодействия с административными и техническими службами в сценической практике.

В первом акте при помощи подзвучки нескольких зон, на сцене и в зале, зритель смог услышать акустику пространства, наполненную резонансами и отражениями пустого зала. Студенты же поработали с пространством и сигналами обратной связи (технический приём, при котором акустическая система и микрофон рециркулируют звук несколько раз и продолжают усиливать определенный диапазон частот), что было реализовано в первой части «Концерта в пустом зале».

Исполнители: Андриеш Гандрабур — Рояль. Электроника (Москва), Евгений Вороновский — Скрипка. Электроника (Москва), Григорий Шмидко — Звук. Электроника (Москва).

Во втором акте концептуальный акцент стоял на интересной форме коллаборации: Григорий Шмидко и команда TechSpecific (Санкт-Петербург) представили медиа-перформанс «Театр отсутствия». С одной стороны, это техническая медитация и постдраматическая рефлексия в отсутствии главных действующих лиц: режиссёра-актёра и самой пьесы. С другой стороны, это опыт соединения разных медиа и разных территорий: перформанс транслировался из трёх городов; художники, основываясь на музыкальных произведениях, создавали образы и работали с объектами театра в реальном времени.

Звуки/музыка: Григорий Шмидко ака ShmidkaShmidt Медиа-художники: И.Фомин. К.Котенева. Д.Жеравов. А.Голубев (Санкт-Петербург) Хореограф: А.Челидзе

Звуки/музыка: Григорий Шмидко ака ShmidkaShmidt Медиа-художники: И.Фомин. К.Котенева. Д.Жеравов. А.Голубев (Санкт-Петербург) Хореограф: А.Челидзе

Третья часть концерта открылась лабораторией звука «Путь Сигнала». Лаборатория состоит из цикла саунд-джемов студентов, преподавателей и саунд-артистов. В этом акте были представлены и произведения студентов, выполненные в рамках IV модуля. Студентам Артёму Гуриновичу и Степану Гетману было предложено сформировать микстейп из отобранных работ однокурсников и дополнить его в лайве. В ближайшее время сборник будет доступен в публичном пространстве на лейбле Школы дизайна.
В этой же части концерта была представлена коллаборация с медиа-художниками, которые в реальном времени (один находился в Кёльне, а другой — в Санкт-Петербурге) забирали видеопоток трансляции, обрабатывали его в реальном времени и выдавали в эфир.

Андриеш Гандрабур поделился впечатлениями от нового формата проекта: «Хорошо, что фестиваль прошел именно сейчас. Любые поводы для смены положения сейчас как глоток свежего воздуха. Вдохновение — это то, что осталось после фестиваля».

1-й стол. Приглашенный преподаватель, композитор/музыкант Евгений Вороновский — Скрипка. Электроника. (Москва) 2-й стол. Музыкант/звукорежиссёр Григорий Шмидко ака ShmidkaShmIdt — Электроника/Звук. (Москва) 3-й стол. Студент I курса профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» Артемий Гуринович — Электроника. (Москва) 4-й стол. Студент I курса профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» Степан Гетман — Гитара/электроника. (Санкт-Петербург — Москва) Видеоарт: Олег Михайлов. Константин Щепановский. (Санкт-Петербург).


Концерт прошёл при технической поддержке наших партнёров. Помощь с оборудованием и организацией оказали компания ARIS и команда Театрального центра. Видеотрансляция велась командой «Культу.Ru!».

Направление «Саунд-арт и саунд-дизайн» открылось в Школе дизайна в 2019 году. Это первая в своем роде и абсолютно уникальная для России программа, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства. Итоги первого полугодия работы направления читайте в этом материале.

19 июня 2020 года начинается подача документов в бакалавриат Школы дизайна. ​​​​​​​Подробности о том, как поступить на этот профиль и какие экзамены нужно сдавать, вы можете узнать в специальном разделе на сайте Школы и на странице «Как поступить».

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить