Итоги первого полугодия направления «Саунд-арт и саунд-дизайн»

Саунд-перформанс студентов «Синтез-орган»
Саунд-перформанс студентов «Синтез-орган»

Решение Школы открыть первый в России бакалавриат, а также магистратуру, ДПО и детские курсы в области саунд-арта и саунд-дизайна оказалась оправданным — студенты уже реализовали серию успешных проектов, а интерес абитуриентов к теме только растет. Главные итоги полугодия — в этом материале.

Направление «Саунд-арт и саунд-дизайн» открылось в Школе дизайна в 2019 году. Это первая в своем роде и абсолютно уникальная для России программа. С сентября 2019 года студенты бакалаврского профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн», первой академической программы в России, посвященной работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства, осваивают практику и теорию работы со звуком. Тогда же, в сентябре начались занятия на курсах дополнительного образования и в Детской школе, а уже в октябре открылся набор на программу магистратуры «Sound Art & Sound Studies». Главные итоги полугодия — в этом материале.

ПРОВЕЛИ 4 ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРА И КОНЦЕРТА

  • Первый открытый просмотр студентов бакалаврского профиля «Саунд-арт и саунд дизайн» прошел 23 октября в формате концерта в Школе дизайна. Студенты представили свои проекты, созданные с использованием аудиоцитат, вырезок музыкальных моментов и записей звуков.
  • 26 декабря в пространстве «Мутабор» состоялось выступление первокурсников направления. Студенты выступили с шоу «Синтез Орган» и представили квадрофонические аудио-пьесы, созданные за первые полгода занятий.
  • 8 января в ЦСИ М’АРС прошло мероприятие «Плавность»: студенты программы ДПО «Музыкальное продюсирование и саунд-дизайн» представили свои треки в жанре ambient, а слушатели вариатива «Сильный текст» (куратор — Екатерина Белоусова) зачитали собственные поэтические и прозаические тексты. Событие прошло в рамках выставки современного искусства Sensor — интерактивной инсталляции арт-группы SENSE.

ВЫПУСТИЛИ 6 МУЗЫКАЛЬНЫХ СБОРНИКОВ И БИБЛИОТЕКУ ПРЕСЕТОВ

  • Альбом Sound Objects создали студенты 3 курса Школы дизайна на вариативе Евгения Вороновского «Экспериментальная музыка и работа в звуковых редакторах». Темами студенческих работ стали звуки московского метро, атомных станций, вулканов, самолётов, спортивных тренажёров, звуки, издаваемые животными, акустические свойства различных материалов.
  • В сборнике «Documents 1225-2019» студенты вариатива Евгения Вороновского экспериментировали с различными историческими документами: от гимнов Франциска Ассизского (1225 год) до голосов пассажиров рейса 09/11 и деклараций феминизма.
  • Альбом L∆NDSC∆PES. создали студенты 2 курса профиля «Медиа и дизайн» под руководством Евгения Вороновского в рамках дисциплины «специальные технологии» . Он содержит в себе атмосферные абстрактные треки на стыке конкретной музыки, звукового коллажа и spoken word.
  • Альбом «Плавность» объединен стилистикой «плавности» и выдержаны в жанре ambient. Треки из альбома уже прозвучали в центре современного искусства «М’АРC». Треки к альбому создавали студенты программы дополнительного образования Школы дизайна «Музыкальное продюсирование и саунд-дизайн. Базовый курс» (куратор — Андриеш Гандрабур).

ОТКРЫЛИ ПЕРВУЮ ФОНОТЕКУ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

Первая уникальная фонотека, состоящая из редких изданий экспериментального саунд-арта, нойза и андерграунда, открылась в декабре 2019 года. Сейчас в фонотеке Школы дизайна 120 пронумерованных изданий. Среди дисков: релизы Rapoon, Government Alpha, Pacific 231, Arctau Eos, Maurizio Bianchi. Пока коллекция доступна только для преподавателей, но в ближайшее время откроется и для студентов.

ПОСЛУШАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕРТОВ ПО ЗВУКУ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ

В гостях у студентов направления с лекциями и мастер-классами побывали международные эксперты по звуку, теории музыки, диджеи и саунд-артисты:

  • Мартин Джеймс  профессор творческих и культурных индустрий в Университете Solent, автор нескольких книг о музыке, в том числе, биографий Дейва Грола, The Prodigy и Moby.

  • Тим Франц — член Академии высшего образования, объединенного Совета Королевских музыкальных школ и Большого Манчестерского Музыкального Центра. В настоящее время Тим преподает Теорию Музыки, навыки тренировки музыкального слуха первокурсникам, проводит мастер-классы для студентов.

  • Анна Хомлер — композитор, легенда американского перформанса.

  • Майк Макнелли — лектор по брендингу и маркетингу в Университете креативных искусств UCA, а также соавтор Международной программы музыкального управления, запуск которой запланирован на 2020 год.

  • Стивен Дэвисмун — заместитель декана и руководитель Школы творческих и исполнительских искусств в Liverpool Hope University.


И еще более 15 экспертов, которые поделились со студентами своим видением развития индустрии и творческого процесса.

Андриеш Гандрабур
Андриеш Гандрабур

КОММЕНТАРИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ

Андриеш Гандрабур, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна прокомментировал успехи студентов и рассказал о планах на следующий семестр:

Осознавая что звук, это не только музыка и музыкальные инструменты , а искусно созданные звучащие объекты, студенты одновременно осваивают музыкальный язык и продюсерское мастерство. То есть, учатся управлять звуком для создания искусства во всех звуковых смыслах.

Начав с поиска звуков, записи, семплинга и обработки аудио сигналами, мы перешли к синтезу и генеративной музыке для создания аудио инсталляций и выступлений. Каждый уже попробовал себя в качестве сценариста и режиссера своей аудио-пьесы и каждый выступил в качестве композитора, дирижера и музыканта в составе синтезаторного оркестра. В следующем полугодии проекты более масштабные: проектирование, создание и выпуск музыкального альбома, концертного шоу, выставки, перформансы и инсталляции. Все это, основываясь на постоянных практиках стилистики, фундаментальных знаниях о истории музыки и искусства. Завидую им.

​​​​​​​Подробности о направлении вы можете узнать в специальном разделе на сайте Школы и на странице «Как поступить».

Направление

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить