Ольга Ковалева: «Если вам страшно, значит вы на верном пути»

Выпускница и преподаватель Школы дизайна стала арт-директором кинотеатра Пионер. Мы поговорили с Ольгой о планах на новой должности, пути к успеху и особенностях работы с культурными институциями.

Художественный конструктор, графический дизайнер, художник-постановщик, куратор Школы дизайна НИУ ВШЭ. Сферы деятельности: музеи, театры и кино.

Кинотеатр Пионер со времени своего перезапуска в 2009 году уже успел стать культовым местом для ценителей кино. Здесь не только показывают главные хиты независимого кино и актуального арт-мейнстрима, но и проводят фестивали, лекции, встречи с режиссерами и другие события. Сегодня Пионер, кроме здания на Кутузовском, объединяет несколько площадок, в том числе кинотеатры в Парке Горького и Сокольниках, кафе Пион и книжный магазин Pioner Bookstore.

В июне стало известно, что должность арт-директора «Пионера» займет Ольга Ковалева. Выпускница и преподаватель Школы дизайна уже много лет сотрудничает с культурными институциями, такими как Музей Рублева, Музей Игровых автоматов, Театр Doc, БДТ и множеством других, но арт-директорскую позицию занимает впервые. Мы решили узнать у Ольги, какие задачи перед ней стоят на новой должности и в чем специфика работы дизайнера с культурными институциями.

О Пионере

Как и многие, Пионер оказался в сложной ситуации из-за карантинных мер. Несмотря на то, что оффлайн-показы временно пришлось приостановить, кинотеатр продолжал проводить просмотры и дискуссии онлайн, а в ближайшее время планирует возобновить показы и порадовать зрителей премьерой документального фильма о Бэнкси.

Сейчас Ольга вместе с командой проекта готовится к выходу премьеры. «У нас есть прекрасная точка отсчета: наступает новый мир, и мы придумываем, как его визуализировать. Нам хочется осовременить язык, которым кинотеатр говорит со своей аудиторией, например, добавить больше анимации», — комментирует она. Ольга рассказала, что команда кинотеатра открыта к смелым решениям, и им уже удалось сонастроиться в понимании направлений развития.

Ольга Ковалева: «Если вам страшно, значит вы на верном пути»

О работе с музеями и театрами

Ольга успела поработать со множеством культурных институций, среди которых культовые музеи и театры: Музей Рублева, БДТ, театр Эрмитаж, Музей Игровых автоматов, Театр DOC и другие.

По мнению Ольги, в сравнении с коммерческим сектором, в работе в сфере культуры есть особенности, но они, в основном, приятные: «В первую очередь, я всегда работаю с очень интересными людьми. У них хороший вкус, поэтому они часто открыты к смелым и нестандартным решениям. В коммерческом секторе, мне кажется, люди осторожней, они более склонны к безопасной „середине“ ».

Совместно с Любовью Поздеевой Ольга разработала коллажную анимацию для открытия церемонии премии Гайдара. Церемония открывалась песней ДISKOTEKA Нины Карлсон. Для каждой части песни были сделаны коллажи, которые показывали соединение русской и европейской культуры.

Обычно, работая с заказчиком, Ольга делает три варианта решения. Первый вариант отражает пожелания заказчика и является конвенциональным: он должен устроить всех. Второй вариант выходит за пределы ожиданий. Он собирает то, что, по мнению дизайнера, попадает в цели заказчика, но может быть неожиданным для него. И третий вариант — середина между этими двумя вариантами. В последнее время, все больше институций, с которыми сотрудничает Ольга, отдают предпочтение второму варианту, потому что понимают важность попадания именно в свою аудиторию.

Да, иногда заказчик может быть связан какими-то, например, техническими рамками, которые задаются ему его статусом. Например, будучи государственной организацией, он не может уделить логотипу больше определенного места на листе. Но ограничения рождают интересные решения.

Об учебе и преподавании

Ольга училась на профиле «Коммуникационный дизайн» и работать начала почти сразу: «С самого начала мне было интересно работать именно в области культуры, туда меня направлял и мой куратор — Игорь Гурович. Я очень благодарна ему за наставничество и совместную работу».

Один из первых крупных реализованных проектов выставка «Взлет» на ВДНХ  был выполнен еще во время учебы совместно с однокурсницей: «В тот момент я была больше увлечена графическим дизайном, а она — модой. Поэтому проект получился многосоставный, мы обращались к вопросам экологии, искали одежду для ресайкла по всей Москве, решали нестандартное пространство самолета, которое резко отличается от привычных „белых кубов“».

Оглядываясь назад, Ольга считает, что самым важным в обучении была его многоплановость и многосоставность. Узкая специализация ограничивает область самовыражения, уверена она.

Выставка «Взлет» на ВДНХ (Фото: журнал interior explorer)
Выставка «Взлет» на ВДНХ (Фото: журнал interior explorer)
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ
Выставка «Взлет» на ВДНХ

Сейчас, преподавая студентам-первокурсникам, Ольга старается поощрять в них, в первую очередь, поиск и смелость. «Первое время человек должен понять, что у него много возможностей и его не четвертуют, если он нарушит какое-то правило. Потом, к концу курса, мы, конечно, приходим и к пониманию правил, умению им следовать, но первый шаг — именно раскрепощение».

Советы начинающим дизайнерам

Мы попросили Ольгу дать советы тем, кто только выходит на рынок труда или еще учится. Как добиться успеха?

1. Первое и самое главное — общайтесь. Это очень важный навык, потому что общение создает профессиональное комьюнити. Вам будет проще найти компаньона в дело, а заказчику — найти вас. С другой стороны, довольно часто на движение карьеры влияют неформальные встречи и беседы, которые возникают по воле случая.

​​​​​​​2. Если вам страшно, значит вы на верном пути. Было множество ситуаций, когда мне было страшно от масштаба задачи, но такие задачи в результате и приводили к росту и интересным результатам.

3. Узнайте, в чем вы лучший, и делайте это. Как-то я смотрела видео, где рассказывалось об одном дизайн-агенстве, в котором у всех были свои роли. Этот «красавчик», этот «работяга» и т.д. Конечно, не надо воспринимать такую категоризацию буквально, но знать, что у вас получается лучше всего, и пользоваться этим — важно.​​​​​​​

Напоминаем, что подача документов в бакалавриат Школы дизайна проходит до 27 июля, а в магистратуру — до 17 августа.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить