Логотип McDonald’s

Изображение: сайт https://cdn1.flamp.ru/
Изображение: сайт https://cdn1.flamp.ru/

Все началось в 1937 году, когда немолодой и небогатый отец семейства Патрик Макдональд открыл киоск по продаже хот-догов близ аэропорта в Монровии, к северо-востоку от Лос-Анджелеса. Вскоре он передал управление своим детям, Ричрду и Морису, которые в 1940 году перенесли бизнес в Сан-Бернардино и открыли там драйв-ин ресторан, обслуживавший проезжавшие мимо автомобили. Бизнес оказался успешным, и братья вскоре стали зарабатывать по 40 тысяч долларов в год. Надеясь скопить миллион до того, как им стукнет 50 лет, братья решил открыть франшизу. Но для этого нужно было создать запоминающийся облик ресторана. Пообщавшись как минимум с четырьмя архитекторами, они остановили выбор на жившем неподалеку Стэнли Местоне.

У Ричарда была идея о двух полукруглых арках — по одной с каждой стороны здания. Опытный Местон, спроектировавший ранее не один ресторан, превратил их в более энергичные параболы. Восьми метров в высоту, окрашенные в желто-золотой цвет, подсвеченные неоном, они должны были придать ресторану вид «на миллион долларов». Впрочем, по другой версии, параболы предложил не Местон, а Джордж Декстер, который был ответствен за изготовление знаков. Местон же предложил установить третью дугу, на которой разместил толстячка в поварском колпаке.

Самый старый из сохранившихся ресторан оригинального дизайна — заведение в Дауни, Калифорния. Фото: сайт https://fotoscapes.com/
Самый старый из сохранившихся ресторан оригинального дизайна — заведение в Дауни, Калифорния. Фото: сайт https://fotoscapes.com/

В таком виде ресторан и стал франшизой. Первым под его торговым знаком стал работать Нил Фокс, открывший заведение в Финиксе. Вскоре его зятья открыли третий ресторан сети — в Дауни, Калифорния. Это здание хотели позже снести, но оно было внесено в список охраняемых. Сейчас это старейший ресторан оригинального дизайна, в 2020 году ему исполнилось 67 лет. Также в Национальный реестр охраняемых зданий был добавлен знак McDonald’s в Пайн-Блафф, Арканзас. Этот ресторан, за номером 433 был построен в 1962 году. Когда-то арок у него было три, но в 2007 году ресторан переехал, и новое здание было отстроено уже без архитектурных излишеств. А третью арку сохранили и перенесли на новое место.

Единственная арка у ресторана в Пайн-Блафф, Арканзас. Фото: сайт http://www.anyv.net/
Единственная арка у ресторана в Пайн-Блафф, Арканзас. Фото: сайт http://www.anyv.net/

Братья хотели развивать франшизу постепенно, но в середине 50-х познакомились с энергичным чикагцем Рэем Кроком, бывшим джазовым музыкантом, диджеем на радио, а заодно и мастером продаж. Он развил бурную деятельность и к 1961 году выкупил успешную торговую сеть, заплатив братьям солидные по тем временам 2,7 миллиона долларов.

На этом участие братьев в компании закончилось. Пообещав им часть дохода с каждого нового ресторана, Крок обещания не сдержал. Более того, братья даже не догадались зарегистрировать товарный знак.

Крок упростил дизайн зданий и задумался о запоминающемся логотипе. В 1962 году один из руководителей компании Фред Тёрнер предложил букву V, но глава отдела дизайна Джим Шиндлер удвоил и перевернул ее, превратив в стилизованную «М». По сути, логотип копировал «золотые арки», располагавшиеся по обе стороны старых зданий.

Каноническая форма арок, с утолщениями у основания линий, появилась в 1968 году. В 2003 году и сами линии стали толще, но спустя три года «похудели» до первоначального состояния.

Эволюция логотипа McDonald’s. Изображение: сайт https://1000merken.com/
Эволюция логотипа McDonald’s. Изображение: сайт https://1000merken.com/

Неизвестно, насколько логотип помог коммерческому успеху сети, но, например, американский психолог Луи Ческин считает, что он символизирует материнскую грудь. Что, в сочетании с ориентированностью в том числе на подростков и детей («Хэппи Мил» с его игрушками), увеличивает популярность у целевой аудитории. В любом случае, он стал таким же символом американского успеха, как и Coca-Cola. И точно так же стал источником вдохновения для современных художников. Японский художник Масато Накамура в 2001 году представил инсталляцию из золотых арок на Венецианской биеннале.

Масато Накамура рядом со своей скульптурой на венецианской биеннале в 2001 году. Фото: сайт https://hello.leavingstone.club/
Масато Накамура рядом со своей скульптурой на венецианской биеннале в 2001 году. Фото: сайт https://hello.leavingstone.club/

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.

Как поступить